Судья Сорокина Т.Ю.
Судья-докладчик Бутина Е.Г. № 33а-6620/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.,
при секретаре Гордееве А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконными бездействия, обязании организовать водоснабжение, принять меры, направленные на обеспечение качества питьевой воды
по апелляционной жалобе и дополнению к ней административного ответчика администрации Иркутского районного муниципального образования на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 20 февраля 2019 г.
установила:
в обоснование административного иска указано, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) ведется мониторинг качества воды централизованного водоснабжения <адрес изъят>. Отборы проб проводились из скважины <адрес изъят>, производственная территория ремзавода. Данный источник водоснабжения <адрес изъят> обеспечивает питьевой водой около 280 человек. По результатам лабораторных испытаний вода из указанной скважины не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» по показателям: запах при 20 градусах (4 балла при нормативе не более 2), запах при 60 градусах (3 балла при нормативе не более 2), привкус (3 балла при нормативе не более 2); мутность (по каолину 32,5±4,5 мг/дм3 при нормативе не более 1,5); жесткость общая (8,2±1,2 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7,0); общие колиформные бактерии (60 КОЕ/100 мл.); термотолерантные колиформные бактерии (60 КОЕ/100 мл.); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (3,8±0,6 мг/дм3 при нормативе не более 0,3), марганец (1,08±0,18 мг/дм3 при нормативе не более 0,1). Таким образом, вода, поступающая к населению (потребителю) из источника водоснабжения <адрес изъят> является недоброкачественной. Организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации коммунальной инфраструктуры Хомутовского муниципального образования является общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Южнобайкальское». Дата изъята в адрес администрации Иркутского районного муниципального образования и администрации Хомутовского муниципального образования направлены предложения Главного государственного санитарного врача по Иркутской области о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства в <адрес изъят>, Дата изъята в адрес администрации Иркутского районного муниципального образования, ООО «Южнобайкальское» направлялись уведомления о несоответствии качества питьевой воды гигиеническим нормативам за 2017 год и о принятии мер по улучшению качества питьевой воды в <адрес изъят>.
Инвестиционная программа ООО «Южнобайкальское» в сфере водоснабжения - водоотведения для объектов коммунальной инфраструктуры Иркутского района на 2019-2023 годы утверждена Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 284-мр от 29 августа 2018 г. Однако мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Хомутовского муниципального образования в Инвестиционной программе отсутствуют. Бездействие администрации Иркутского районного муниципального образования выражается в ненадлежащей организации обеспечения граждан питьевой водой, а также в необеспечении соответствия качества питьевой воды в <адрес изъят> указанным требованиям.
На основании изложенного, с учетом уточнений, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Иркутского районного муниципального образования в части ненадлежащей организации водоснабжения населения <адрес изъят> питьевой водой, соответствующей требованиям санитарного законодательства, обязать администрацию Иркутского районного муниципального образования организовать водоснабжение населения <адрес изъят> из водных объектов, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в течение трех календарных лет после вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от Дата изъята к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Хомутовского муниципального образования администрация сельского поселения.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 20 февраля 2019 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Иркутского районного муниципального образования просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что не согласен с выводами суда о бездействии администрации Иркутского районного муниципального образования в ненадлежащей организации обеспечения граждан питьевой водой, поскольку было организовано водоснабжение путем заключения концессионного соглашения от Дата изъята с ООО «Южнобайкальское», сроком действия на 15 лет, согласно которому концессионер обязуется выполнить мероприятия по реконструкции объектов, осуществлять эксплуатацию объекта для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечения работы канализационных систем. ООО «Южнобайкальское» в отношении объектов переданы права владения и пользования. Кроме того, постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят утверждена подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутского района на 2018-2023 годы», в которую включены мероприятия в 2019 году «Разработка ПСД и прохождение государственной экспертизы ПСД на строительство сетей водоснабжения и водоотведения с устройством сливных станций и канализационно-очистных сооружений в д. Усть-Куда с охватом Карлукского, Уриковского, Хомутовского и Усть-Кудинского муниципальных образований». Указывает, что возложение на ответчика обязанности организовать водоснабжение населения <адрес изъят> является неверным и неправильным применением норм материального права, поскольку именно ООО «Южнобайкальское» является лицом, ответственным за качество питьевой воды, предоставляемой посредством объектов водоснабжения. Полагает, что указанный в решении суда трехгодичный срок делает решение неисполнимым.
В дополнениях к апелляционной жалобе административный ответчик указал, что ООО «Южнобайкальское» с Управлением Росприроднадзора по Иркутской области согласован план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на период с 2019 по 2025 год. О невозможности исполнения мероприятий в трехлетний срок заявлялось в ходе судебного разбирательства.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Управление Роспотребнадзора по Иркутской области просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие заинтересованных лиц администрации Хомутовского муниципального образования администрация сельского поселения, ООО «Южнобайкальское», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного ответчика администрации Иркутского районного муниципального образования Костюкевича С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, пояснения представителя административного истца Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Колтуновой В.А., возражавшей против них, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривают, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ документом, удостоверяющим соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункту 3.4 указанного СанПиН безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3). В таблице 2 п. 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 указана допустимая концентрация железа, которая не должна превышать 0,3 мг/л, и нормативы по окисляемости перманганатной, которые не должны превышать 5,0 мг/л. Кроме того, в таблице 4 п. 3.5 СанПиН указаны нормативы по цветности, которые не должны превышать 20 градусов (норматив в 35 градусов может быть установлен по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки).
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела в собственности администрации Иркутского районного муниципального образования находятся объекты коммунальной инфраструктуры, в состав которых входят, в том числе объект водоснабжения (водонапорная башня) по адресу: скважина <адрес изъят>, производственная территория ремзавода. Данный объект используется для водоснабжения населения <адрес изъят>.
Установлено, что указанный объект водоснабжения передан по концессионному соглашению от Дата изъята ООО «Южнобайкальское», согласно которому концессионер обязуется выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять эксплуатацию объекта для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечения работы канализационных систем, а концедент обязуется предоставить на срок, установленный настоящим соглашением, права владения, пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1.1. соглашения).
Согласно пункту 3.4. концессионного соглашения концедент обязуется обеспечить концессионеру необходимые условия для выполнения работ по реконструкции объекта соглашения, в том числе принять необходимые меры по обеспечению свободного доступа концессионера и уполномоченных им лиц к объекту.
По результатам лабораторных испытаний вода из указанной скважины не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» по показателям: запах при 20 градусах (4 балла при нормативе не более 2), запах при 60 градусах (3 балла при нормативе не более 2), привкус (3 балла при нормативе не более 2); мутность (по каолину 32,5±4,5 мг/дм3 при нормативе не более 1,5); жесткость общая (8,2±1,2 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7,0); общие колиформные бактерии (60 КОЕ/100 мл.); термотолерантные колиформные бактерии (60 КОЕ/100 мл.); ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» по показателям: железо (3,8±0,6 мг/дм3 при нормативе не более 0,3), марганец (1,08±0,18 мг/дм3 при нормативе не более 0,1). Таким образом, вода, поступающая к населению (потребителю) из источника водоснабжения <адрес изъят> является недоброкачественной.
Инвестиционная программа ООО «Южнобайкальское» в сфере водоснабжения - водоотведения для объектов коммунальной инфраструктуры Иркутского района на 2019-2023 годы утверждена Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 284-мр от 29 августа 2018 г. Однако мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Хомутовского муниципального образования в Инвестиционной программе отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологической безопасности населения в виду бездействия административного ответчика, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению населения водой надлежащего качества и не принятию мер по ограничению использования вышеуказанных водных объектов, предоставляющих опасность для здоровья населения, поскольку качество питьевой воды, поступающей населению <адрес изъят> из указанной скважины не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества» и ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных источниках хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законами Иркутской области о закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения организация в границах сельского поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ).
Статьей 6 указанного закона определены полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в которые, в числе иных, входит принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.
В свою очередь в силу статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В данном случае под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В связи с чем, в отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по организации водоснабжения, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным проявленное органом местного самоуправления бездействие в вопросе организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества населения и правомерно возложил на ответчика соответствующие обязанности.
Доводы жалобы о том, что постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят утверждена подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутского района на 2018-2023 годы», а также то, что ООО «Южнобайкальское» совместно с Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области составлен план мероприятий, рассчитанный на период с 2019 по 2025 г.г., судебной коллегией отклоняются, поскольку как верно указал суд, не соответствующая требованиям санитарных норм и правил питьевая вода (повышенное содержание железа, марганца, наличие колиформных бактерий) представляет угрозу здоровью населения.
Кроме того, несмотря на согласование плана мероприятий до 2025 г. Управление Росприроднадзора по Иркутской области, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции настаивало на удовлетворении иска в заявленном объеме.
В целом апелляционная жалоба и дополнения к ней повторяют доводы административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 20 февраля 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Р.И. Харин
Е.Г. Бутина