Дело №2-241/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 25 июня 2018 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
при секретаре Филатовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобковой Н.Г. к МБОУ «Тунгокоченская СОШ» о взыскании задолженности по расходам, связанным со служебной командировкой,
УСТАНОВИЛ:
Бобкова Н.Г. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что работает в МБОУ «Тунгокоченская СОШ» <данные изъяты>. В период с 15.10.2017 г. по 28.10.2017 г. находилась в служебной командировке, проходила курсы повышения квалификации в г. Чите. После приезда подготовила отчет и предоставила его работодателю для оплаты понесенных расходов, однако командировочные расходы до настоящего времени ей работодателем не оплачены.
Просит суд взыскать с ответчика задолженность по расходам, связанным со служебной командировкой, в размере 8.925 рублей.
В судебное заседание истица Бобкова Н.Г. не явилась, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.9).
Ответчик - МБОУ «Тунгокоченская СОШ» в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.__).
Ответчик - администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края, привлеченная к участию в деле определением суда (л.д.1), своего представителя в судебное заседание не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, указав в заявлении на непризнание иска, полагая, что у Администрации МР «Тунгокоченский район» отсутствует обязанность по финансированию денежных средств для оплаты командировочных расходов истцу, а также ссылаясь пропуск истицей срока для обращения в суд для разрешения трудового спора (л.д.___).
Привлеченное определением суда (л.д.1) в качестве соответчика Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав в заявлении на непризнание иска в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оплата командировочных расходов осуществляется за счет средств работодателя и местного бюджета (л.д.___).
Исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Положениями ст.187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно ст.166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу ст.167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со ст.168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Положениями пункта 1 Решения Совета муниципального района «Тунгокоченский район» от 17.11.2006 г. №208 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками работника организации, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района «Тунгокоченский район», с изменениями, внесенными Решением Совета муниципального района «Тунгокоченский район» от 05.03.2010 г. №54, предусмотрено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района «Тунгокоченский район» осуществляется в следующих размерах: а) расходов на выплату суточных в размере 150 рублей в пределах Забайкальского края, 300 рублей за пределами Забайкальского края, б) расходов по найму жилого помещения - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 рублей в сутки; в) расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
В судебном заседании установлено, что Бобкова Н.Г. состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Тунгокоченская СОШ» и в период с 16.10.2017 г. по 27.10.2017 г. находилась в командировке в г. Чите с целью посещения курсов повышения квалификации (л.д.3).
Из авансового отчета и проездных документов видно, что Бобковой Н.Г. в связи с данной командировкой израсходовано 8.925 рублей, перед Бобковой Н.Г. имеется задолженность по командировочным расходам (л.д.4-7).
Таким образом, судом установлено, что Бобкова Н.Г., являясь работником МБОУ «Тунгокоченская СОШ», по распоряжению работодателя находилась в служебной командировке и понесла командировочные расходы.
Факт нахождения истца в указанные периоды времени в командировке подтвержден материалами дела и не опровергается работодателем.
Факт понесенных Бобковой Н.Г. расходов на проезд и проживание в период указанной командировки подтвержден авансовым отчетом на общую сумму 8.925 рублей, которая подлежит взысканию с МБОУ «Тунгокоченская СОШ», поскольку командировочные расходы до настоящего времени работодателем Бобковой Н.Г. не оплачены.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11. ч1. ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно положениям ст.99 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату истцу расходов, связанных со служебной командировкой, как работнику образовательного учреждения осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Согласно п.12.3.2. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 г. №192 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для исполнения решения суда необходимо на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края возложить обязанность по выделению из бюджета Забайкальского края денежных средств в виде субвенций в бюджет муниципального района «Тунгокоченский район, а на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность по финансированию МБОУ «Тунгокоченская СОШ» для выплаты задолженности по командировочным расходам истцу, в случае их недостаточности у образовательного учреждения.
Суд не принимает доводы ответчика о пропуске срока истицей обращения в суд за разрешением трудового спора, поскольку в соответствии со ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
По настоящему спору установлено, что истица находилась в служебной командировке в период с 15.10.2017 г. по 28.10.2017 г., авансовый отчет, подтверждающий несение затрат в связи с данной командировкой, утвержден 14.11.2017 г.
С иском в суд истица обратилась 04.06.2018 г., то есть в данном случае срок, установленный ст.392 ТК РФ для обращения в суд за разрешением трудового спора не пропущен.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с МБОУ «Тунгокоченская СОШ» задолженность по расходам, связанным со служебной командировкой в пользу Бобковой Н.Г. в сумме 8.925 (восемь тысяч девятьсот двадцать пять) рублей.
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать МБОУ «Тунгокоченская СОШ» денежными средствами для выплаты задолженности по командировочным расходам Бобковой Н.Г., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края выделить из бюджета Забайкальского края субвенции администрации муниципального района «Тунгокоченский район» для выплаты задолженности по командировочным расходам Бобковой Н.Г., в случае их недостаточности у МБОУ «Тунгокоченская СОШ».
Взыскать с МБОУ «Тунгокоченская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья
Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева