Дело № 2а-2333/2020
УИД 29RS0008-01-2020-004182-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2020 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Субботиной А.В.,
с участием административного истца Козицына Н.В.,
представителя административного ответчика администрации городского округа Архангельской области «Котлас» Новиковой Л.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Козицына Николая Валентиновича о признании незаконным отказа администрации городского округа Архангельской области «Котлас» в проведении митинга 7 ноября 2020 года на площади возле речного вокзала в городе Котласе и обязании не чинить препятствий в его проведении,
установил:
Козицын Н.В. обратился в суд с данным административным исковым заявлением.
В обоснование требований указал, что 23 октября 2020 года в адрес администрации городского округа Архангельской области «Котлас» (далее администрация городского округа «Котлас») было направлено уведомление о проведении публичного мероприятия - митинга в честь 103 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, за социальную справедливость, народовластие, против административного и правового произвола властей. Митинг должен был быть проведен 7 ноября 2020 года с 11.00 до 12.00 часов на площади возле речного вокзала в городе Котласе, численностью 250 человек. Ответом администрации городского округа «Котлас» в проведении публичного мероприятия отказано по причине того, что на основании Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у действует режим повышенной готовности, на период действия которого запрещено проведение на территории области публичных мероприятий, предполагающих непосредственное нахождение граждан в месте проведения таких мероприятий. С указанным отказом административный истец не согласен. Поскольку ограничение права на проведение публичного мероприятия может быть предусмотрено только федеральным законом исходя из конституционно-значимых целей и на основании пропорционального (соразмерного) подхода, а также в условиях чрезвычайного положения. Однако, федеральное законодательство не рассматривает режим повышенной готовности в качестве основания для ограничения права на проведение публичного мероприятия. Чрезвычайный режим и соответствующие ему меры не введены. Поэтому просит признать данный отказ незаконным и обязать административного ответчика не чинить препятствий в проведении митинга.
Административный истец Козицын Н.В. поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Котлас» Новикова Л.В. пояснила, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как оспариваемое решение не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, а является информацией о запрете на период действия режима повышенной готовности проведения на территории Архангельской области публичных мероприятий, предполагающих непосредственное нахождение граждан в месте проведениях таких мероприятий и о том, что администрация городского округа «Котлас» неправомочна согласовывать время и место его проведения в сложившейся ситуации.
Административный ответчик и.о. главы администрации городского округа «Котласа» Бурбах А.А. в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при разрешении спора суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 23 октября 2020 года Козицын Н.В., как организатор публичного мероприятия, направил в администрацию городского округа «Котлас» уведомление о проведении 07 ноября 2020 года с 11.00 часов до 12.00 часов публичного мероприятия в форме митинга с заявленными целями: «в честь 103 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, за социальную справедливость, народовластие, социализм, против административного и правового произвола властей». Место проведения публичного мероприятия: площадь возле речного вокзала в городе Котласе. Предполагаемое количество участников - 250 человек.
В письме от 23 октября 2020 года за № 01-24/4258 за подписью и.о. главы администрации городского округа «Котлас» Бурбах А.А. указано, что поскольку режим повышенной готовности на территории Архангельской области не отменен, администрация городского округа «Котлас» не правомочна согласовывать время и место проведения публичного мероприятия на основании п. 4 Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».
С вышеуказанным решением административный истец не согласился, обратился в суд.
В силу ст.ст. 31, 55 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ч. 3, ч.5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в Архангельской области регламентируется Законом Архангельской области от 28 февраля 2006 года № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области», в соответствии с которым уведомление о проведении публичного мероприятия, подается организатором публичного мероприятия в местную администрацию городского округа Архангельской области с соблюдением сроков его подачи и иных требований, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вместе с тем Указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» на территории Архангельской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Согласно п. 4 Указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года N 28-у запрещено на период действия режима повышенной готовности проведение на территории Архангельской области досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, публичных и иных подобных мероприятий, предполагающих непосредственное нахождение граждан в месте проведения таких мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а2» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «б» п. 6 ст. 4.1, пп. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
В целях реализации приведенных положений закона в Архангельской области принят нормативный правовой акт в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у в судебном порядке не оспаривался и является действующим, а, следовательно, подлежит применению.
Как указано в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Таким образом, оспариваемое решение в сложившейся ситуации является законным и обоснованным, не нарушающим права административного истца, направлено на предотвращение чрезвычайной ситуации, связанной с распространением на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Оспариваемое решение подписано уполномоченным должностным лицом.
С учетом имеющихся обстоятельств по делу, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Учитывая, что в удовлетворении административного иска отказано, то не имеется оснований для взыскания с административного ответчика в пользу истца уплаченной при подаче иска государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Козицына Николая Валентиновича о признании незаконным отказа администрации городского округа Архангельской области «Котлас» в проведении митинга 7 ноября 2020 года на площади возле речного вокзала в городе Котласе и обязании не чинить препятствий в его проведении - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 30 октября 2020 года.