Дело № 2а-946/2020
УИД № 24RS0054-01-2020-001010-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2020 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Пацира М.В.,
Рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю к Антоновой Елене Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования следующим. Антонова Е.В. с 12.07.2018 до 07.08.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов. До 2017 года обязанность уплаты взносов была установлена Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования». С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в налоговую службу. Функции по контролю уплаты страховых взносов осуществляет ФНС России. Антонова Е.В. до 07.08.2020 являлась плательщиком страховых взносов. Индивидуальные предприниматели, у которых нет работников, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за себя лично в фиксированном размере. При этом размер взноса на пенсионное страхование зависит от суммы полученного предпринимателем дохода. При определении размера взноса на обязательное медицинское страхование полученный доход не учитывается. Таким образом, по сроку 13.01.2020 административному ответчику были начислены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6884 рубля. В связи с неуплатой страховых взносов Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю сформировано и направлено 3 февраля 2020 года в адрес административного ответчика Антоновой Е.В. требование об уплате задолженности по страховым взносам № 2036 от 13.01.2020 на общую сумму задолженности в сумме 36 328 рублей 59 копеек, в том числе: по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля и пени за период с 01.01.2020 по 12.01.2020 в размере 73 рубля 38 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6884 рубля и пени за период с 01.01.2020 по 12.01.2020 в размере 17 рублей 21 копейка. Требование направлено административному ответчику почтой. Задолженность по страховым взносам по указанному требованию административным ответчиком не погашена. Кроме того, согласно представленных в налоговый орган сведений Антоновой Е.В. принадлежат объекты недвижимости: земельный участок общей площадью 620 кв.м. с кадастровым номером 24:39:0105005:6 и жилой дом общей площадью 68,80 кв.м. с кадастровым номером 24:39:0105005:47, расположенные по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности 22.04.2015. Административному ответчику Антоновой Е.В. по почте было направлено налоговое уведомление № об уплате земельного налога за 2015-2016 годы в сумме 67 рублей и налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в сумме 88 рублей, со сроком исполнения до 01.12.2017. В связи с неуплатой задолженности по налогам 25.08.2018 Антоновой Е.В. в электронной форме через личный кабинет направлено требование № 9453 на общую сумму задолженности по земельному налогу в размере 67 рублей, пени в размере 4 рубля 43 копейки, по налогу на имущество в размере 88 рублей, пени в размере 5 рублей 83 копейки. Кроме того, административному ответчику по почте было направлено налоговое уведомление № от 27.06.2019 об уплате земельного налога за 2017-2018 годы в сумме 80 рублей и налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в сумме 123 рубля, со сроком исполнения до 02.12.2019. В связи с неуплатой задолженности по налогам 27.12.2019 Антоновой Е.В. в электронной форме через личный кабинет направлено требование № на общую сумму задолженности по земельному налогу в размере 80 рублей, пени в размере 40 копеек, по налогу на имущество в размере 123 рублей, пени в размере 63 копейки. Указанные требования ответчиком в установленные сроки не исполнены. Налоговый орган не обращался в суд за взысканием указанной задолженности в порядке приказного производства. В связи с большим количеством должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов, а также необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд. Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании с Антоновой Е.В. задолженности в размере 36 697 рублей 88 копеек, в том числе: по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля и пени за период с 01.01.2020 по 12.01.2020 в размере 73 рубля 38 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6884 рубля и пени за период с 01.01.2020 по 12.01.2020 в размере 17 рублей 21 копейка; по земельному налогу за 2015-2016 годы в размере 67 рублей и пени в размере 4 рубля 43 копейки; по земельному налогу за 2017-2018 годы в размере 80 рублей и пени в размере 40 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 88 рублей и пени 5 рублей 83 копейки; по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере 123 рубля и пени 63 копейки.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В административном иске представитель административного истца Алябьева В.Р. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Антонова Е.В. в предварительное судебное заседание не явилась, о времени и месте, рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом. Судебное извещение возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения. Согласно сообщению ОВМ ОМВД России по Ужурскому району Антонова Е.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> 06.10.2016 по настоящее время. Именно по указанному адресу административный ответчик извещался судом о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По смыслу закона гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, указанным самим гражданином, или по адресу регистрации гражданина по месту жительства или пребывания. Ответчик Антонова Е.В. имела возможность своевременно получить судебное извещение и реализовать свои процессуальные права, однако фактически злоупотребила своим правом, уклонилась от получения судебного извещения. При таких обстоятельствах суд признает извещение ответчика о времени и месте рассмотрения дела надлежащим. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что явка представителя административного истца и ответчика по данному делу не является обязательной, судом таковой не признана, представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив доводы заявленного административным истцом ходатайства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного КАС РФ срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ установление судом факта пропуска срока без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 289 КАС РФ, должно не только указать причины его пропуска, но и представить доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.
Судом установлено, что административный ответчик Антонова Елена Владимировна с 12.07.2018 по 07.08.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10.09.2020.
3 февраля 2020 года в адрес Антоновой Е.В. административным истцом было направлено требование № 2036 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), согласно которому налоговый орган в срок до 30.01.2020 предлагал административному ответчику погасить имеющуюся задолженность в общей сумме 36238 рублей, в том числе: 29354 рубля -страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, 6884 рубля - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017; 73 рубля 38 копеек - пени в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, 17 рублей 21 копейка - пени в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017.
Кроме того, согласно представленным в налоговый орган, органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведениям, за Антоновой Е.В. зарегистрировано право собственности, на земельный участок кадастровый №, кадастровой стоимостью 53478 рублей, расположенный по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности 22.04.2015.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю Антоновой Е.В. был исчислен земельный налог на указанное имущество за 2015-2016 годы в размере 67 рублей, а за 2017-2018 годы в размере 80 рублей.
Согласно сведениям, представленным в Межрайонную ИФНС России № 12 по Красноярскому краю органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Антоновой (Непомнящей) на праве собственности принадлежит жилой дом, кадастровый №, дата возникновения права собственности 22.04.2015.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю Антоновой Е.В. был исчислен налог на имущество за 2015-2016 годы в размере 88 рублей, а за 2017-2018 годы в размере 123 рублей за указанный объект недвижимости.
26 июля 2017 года Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю административному ответчику Антоновой Е.В. было направлено налоговое уведомление № от 12.07.2017 об оплате за 2015-2016 годы земельного налога в сумме 67 рублей и налога на имущество физических лиц в сумме 88 рублей в срок до 01.12.2017.
26 июня 2019 года Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю административному ответчику Антоновой Е.В. было направлено налоговое уведомление № от 27.06.2019 об оплате за 2017-2018 годы земельного налога в сумме 80 рублей и налога на имущество физических лиц в сумме 123 рубля в срок до 02.12.2019.
По причине неуплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы административному ответчику Антоновой Е.В. выставлено требование №9453 по состоянию на 25.08.2018 об уплате недоимки по земельному налогу в размере 67 рублей и начисленной пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 4 рубля 43 копейки, а также недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 88 рублей и пени в размере 5 рублей 83 копейки, в срок до 27 ноября 2018 года.Требование в адрес административного ответчика направлено 26 августа 2018 года в электронной форме через личный кабинет, что подтверждается скриншотом программы АИС Налог-3 ПРОМ.
Кроме того, в связи с неуплатой земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы Антоновой Е.В. выставлено требование № 66398 по состоянию на 27.12.2019 об уплате недоимки по земельному налогу в размере 80 рублей и начисленной пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 40 копеек, а также недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 123 рубля и пени в размере 63 копейки, в срок до 28 января 2020 года. Указанное требование в адрес административного ответчика направлено 28 декабря 2019 года в электронной форме через личный кабинет, что подтверждается скриншотом программы АИС Налог-3 ПРОМ.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
На основании ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Поскольку административным истцом срок исполнения требования № 2036 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование с января 2017 года установлен до 30 января 2020 года, то налоговый орган обязан был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня истечения срока уплаты, установленного в указанном требовании, в срок до 30.07.2020 (30.01.2020 + 6 месяцев).
Срок исполнения требования № 9453 об уплате задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы установлен до 27 ноября 2018 года, а потому с заявлением о взыскании указанной задолженности налоговый орган должен был обратиться в суд до 27.05.2019 (27.11.2018+6 месяцев).
Срок исполнения требования № 66398 об уплате задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы установлен до 28 января 2020 года, а потому в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности налоговый орган должен был обратиться до 28.07.2020 (28.01.2020+6 месяцев).
Из административного искового заявления следует, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа не обращалась.
Административный истец административное исковое заявление направил в суд только 18 сентября 2020 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, то есть по истечению срока обращения в суд о взыскании задолженности, что также подтверждает административный истец в административном иске.
Поскольку административным истцом Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока на подачу административного искового заявления не представлено, при этом доказательств отсутствия у налогового органа возможности своевременно направить заявление о выдаче судебного приказа или искового заявления в суд, в нарушение требований ст. 92 КАС РФ, также не представлено, принимая во внимание, что к уважительным причинам не могут быть отнесены организационные проблемы в виде большого количества должников и объема передаваемых документов, а также необходимость проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовка пакета документов для суда, а потому оснований для восстановления административному истцу срока на обращение в суд не имеется.
С учетом этого в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 138, 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░