Дело № 2-3412/2024
УИД 53RS0022-01-2024-003577-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гунёвой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Мальковой О.С.,
с участием помощника прокурора города Великого Новгорода Сизовой С.Э., представителя ответчика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» Тимофеевой Е.В., представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Великого Новгорода и Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Новиковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Великого Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 10» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора города Великого Новгорода, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 10» (далее также – МАОУ СОШ № 10, Учреждение) об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать предназначенное для проведения массовых мероприятий помещение здания, расположенного по адресу: город Великий Новгород, улица Зелинского, дом 15, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, в обоснование указав, что в нарушение требований подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года № 1309, упомянутое помещение Учреждения, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано вышеназванными техническими средствами, обеспечивающими усиление звукового сигнала и его передачу на слуховой аппарат без шумовых помех.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Великого Новгорода, Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода.
Помощник прокурора города Великого Новгорода Сизова С.Э. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель МАОУ СОШ № 10 Тимофеева Е.В. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие в Учреждении учеников, нуждающихся в спорном оборудовании, а также на недостаточность финансовых средств для исполнения требований прокурора.
Представитель Администрации Великого Новгорода и Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Новикова Н.А. с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы в дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 14 вышеназванного Закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.
В силу ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Частью 3 ст. 79 Закона об образовании определено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в данном Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 этого же Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года № 1309 (далее - Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Как установлено судом из письменных материалов дела, Учреждение является образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по адресу: <адрес>
Из материалов дела также следует, что в нарушение приведенных выше требований закона расположенное в упомянутом здании помещение Учреждения, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, обеспечивающими усиление звукового сигнала и его передачу на слуховой аппарат без шумовых помех.
При этом обязанность образовательной организации создать условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования не поставлена законодателем в зависимость от наличия в образовательной организации на тот или иной момент времени обучающихся с ограниченными возможностями здоровья либо от количества таких обучающихся.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные прокурором требования законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем и специфику работ, подлежащих выполнению в целях устранения имеющихся нарушений требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, суд полагает возможным установить срок исполнения Учреждением решения суда продолжительностью один год со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 10» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 10 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░