УИД 86RS0001-01-2020-001221-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2020 года город Ханты - Мансийск.
Ханты - Мансийский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Савченко М.П.,
при секретаре судебного заседания Поповой Д.Г.
рассмотрев в помещении Ханты - Мансийского районного суда административное дело № 2а-1350/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Пономаревой Виктории Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 1 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре обратилась в суд с требованиями к административному ответчику Филатову А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, просит взыскать с административного ответчика задолженность – по транспортному налогу с физических лиц: пеня в размере 8 316 руб. 13 коп., а всего в сумме 8 316 руб. 13 коп., требования мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком установленных налогов. В нарушение ст. 45 Налогового кодекса РФ ответчик не исполнила установленную законом обязанность по уплате налогов и пени, в связи с чем, просит взыскать задолженность по налогам и пеням согласно нормам налогового законодательства.
Будучи надлежащим образом уведомленными о дне и месте судебного разбирательства, представитель административного истца МИФНС № 1 по ХМАО-Югре и административный ответчик в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. В связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик надлежащим образом уведомленный о дне и месте судебного разбирательства в судебное заседания не явился. Согласно информации почтовой службы судебное извещение ожидает адресата в месте вручения с 08 августа 2020 года.
В соответствии с п. 39 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая указанное обстоятельство в системной взаимосвязи с положениями ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) и ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, суд признает надлежащим извещение административного ответчика о месте и времени рассмотрения административного искового заявления Межрайонной ИФНС № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о взыскании обязательных платежей и санкций, полагая судебное извещение доставленным, поскольку адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она не была доставлена.
В соответствии с ч. 7 ст. КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
В связи с указанным суд определил административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Пономаревой Виктории Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Пономарева В.А. является плательщиком налогов.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.
В нарушение ст. 45 НК РФ ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем, ему были начислены пени на указанную сумму задолженности.
В соответствии со статьей 52 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 4 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст.52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Административный истец в иске ссылается на факт направления в адрес административного ответчика требования на уплату налога и пени № № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Из материалов дела усматривается, что административный истец как налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей судебного участка № 2 Ханты - Мансийского судебного района ХМАО – Югры вынесен судебный приказ № №, согласно которого решено с должника Пономаревой В.А. взыскать задолженность по налогам и пени.
ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей судебного участка № 2 Ханты - Мансийского судебного района ХМАО – Югры отменен судебный приказ № №, который был вынесен ДД.ММ.ГГГГ года о взыскании с должника Пономаревой В.А. задолженности по налогам и пени, а так же государственной пошлины, на основании поступивших возражений от Пономаревой В.А.
В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из представленных материалов сумма налога по исковым требованиям заявленным по настоящему административному делу превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Административное исковое заявление поступило в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до истечения установленного процессуального срока.
Таким образом, административным истцом соблюден процессуальный срок обращения в суд по требованию № № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с чем суд приходит к выводу, что фактически указанный процессуальный срок истцом не пропущен и процессуальные сроки для обращения о взыскании задолженности административным истцом соблюдены.
Представленный административный истцом расчет суммы налога и пени стороной административного ответчика не оспорен, возражений относительного него в суд не поступило.
При этом, как следует из материалов дела, административный истец обратился в мировой суд в установленные процессуальные сроки, то есть формально имеются основания для взыскания с административного ответчика задолженности по пеням.
Согласно статьи 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, из вышеперечисленных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате самих налогов).
С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и производны от основного обязательства, то в случае признания безнадежным к взысканию недоимки по налогам, безнадежными к взысканию признаются и пени, начисленные на указанную недоимку, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.
В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» безнадежными к взысканию признаются и подлежат списанию недоимка по налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании, признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Учитывая, что из материалов дела и представленного административным истцом расчета следует, что пени, подлежащие взысканию, частично начислены на недоимку по налогам, возникшую по состоянию на 01 января 2015 года, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению на основании статьи 12 Закона № 436-ФЗ, поскольку признаются безнадежной к взысканию и подлежат списанию налоговым органом.
Кроме этого, согласно письма от 29 октября 2008 года № 03-02-07/2-192 Министерства финансов РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
Таким образом, исходя из смысла вышеизложенных нормативных актов, суд приходит к выводу, что взыскание пени, возможно либо одновременно со взысканием налога либо после взыскания налога в установленном законом порядке.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств за какой налоговый период начислены пени, уплаты основной суммы налога, на которую были начислены пени, либо доказательств о взыскании указанной суммы задолженности по налогам в установленном законом порядке, в том числе с использованием принудительных мер взыскания, а поскольку по настоящему делу заявлено требование о взыскании только пени, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-293 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к Пономаревой Виктории Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в суд ХМАО – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты - Мансийский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда: подпись М.П. Савченко
Копия верна
Судья Ханты-Мансийского
районного суда: М.П. Савченко