Дело № 2-546/2020
18RS 0009-01-2019-002358-03
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2020 года
Воткинский районный суд УР в составе:
Председательствующего судьи Акуловой Е.А.
При секретаре Поносовой Т.С.,
Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Миронова С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии путем повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента 1,7 с <дата>
У с т а н о в и л :
Истец Миронов С.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, которые мотивированы тем, что истец состоит на учете в УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (далее по тексту – Управление, УПФР, ответчик) и ему установлена страховая пенсия по старости.
Согласно архивной справке №*** от <дата> Миронов С.В. выполнял трудовую функцию в должности слесаря по ремонту автомобилей в ОАО «Рсонефть - Пурнефтегаз» в периоды с <дата>. по <дата> в должности слесаря по ремонту автомобилей, слесаря-ремонтника механо-ремонтной службы в ОАО «НК «Роснефть-Пурнефтегаз» с <дата>. по <дата>
В соответствии со справкой от <дата> Миронов С.В. работал в должности слесаря-ремонтника 5 разряда в ООО «ПНГ-Спецтранспорт» в период с <дата> по <дата> и с <дата> по настоящее время. Работа выполняется вахтовым методом. Аналогичная информация дублируется в трудовой книжке №***
В силу ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1- 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 12.07.2006г. №261-0 согласно абзацу второму пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно. Тем не менее, УПФР но г. Воткинску не учтен размер районного коэффициента, повышенная фиксированная выплата. На основании вышеизложенного, Миронов С.В. <дата> обратился в Отделение Пенсионного фонда РФ по УР с заявлением о перерасчете пенсии, в качестве основания - указание на необходимость индексации пенсии на районный коэффициент (1,7).
Между тем, ответчиком не совершены действия по перерасчету пенсии в части увеличения на коэффициент 1,7. Частью 1 статьи 16 Закона 400-ФЗ), вступившего в силу с 01 января 2015 года, установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в размере 3 935 руб. в месяц. На основании части 7 статьи 16 Закона № 400 постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года № 40 с 01 февраля 2015 года утвержден коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 1,114, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом, индексации с 1 февраля 2015 г. составляла 4383 руб., 59 коп. в месяц. Статьей 17 Федерального закона № 400-ФЗ установлено право ряда лиц на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. В частности, в соответствии с частью 9 названной статьи лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - РКС), повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Согласно части 10 статьи 17 Закона № 400-ФЗ при переезде граждан на новое место жительства в другие РКС, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы РКС на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии снастями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1- 3, 8 и 14 настоящей статьи. В силу части 11 статьи 17 Закона № 400-ФЗ порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Правила от 18 марта 2015 г. № 249), которые вступили в действие с 01 апреля 2015 года. Документальное подтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в силу статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» является регистрация по месту жительства либо пребывания и служит необходимым условием для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Вместе с тем при невозможности документально подтвердить факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия соответствующей регистрации по месту жительства либо пребывания, пенсионер не лишен права, при наличии иных доказательств, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной частью 9 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Решением Верховного Суда РФ от 07.10.2015 г. № АКПИ15-859, вступившим в законную силу, признаны недействующими пункты 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 249, в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Таким образом, в период пребывания и работы в районе Крайнего Севера необходимо произвести перерасчет страховой пенсии путем повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента 1,7. На основании изложенного, истец просил суд обязать УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР произвести перерасчет страховой пенсии Миронова С.В. путем повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, с применением районного коэффициента 1,7 с <дата>
На основании Постановления Правления ПФР от <дата> №*** Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное).
В судебном заседании истец Миронов С.В. исковые требования поддержал, пояснил, что со слов специалистов пенсионного фонда, кого именно сказать не может, ему назначена пенсия с коэффициентом 1,5, это же написано и во всех бумагах, каких именно, тоже сказать не может, в связи с чем, просит произвести перерасчет назначенной ему пенсии с учетом коэффициента 1,7.
Представитель истца по доверенности Федюнёв А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, каких-либо дополнительных пояснений не дал.
Представитель ответчика Стрелков А.В., действующий на основании доверенности от <дата> исковые требования не признал, поддержал письменные возражения (л.д.№***), из содержания которых следует, что <дата> Миронов С.В. обратился в Управление с заявлением о назначении ему пенсии по старости. Решением Управления Миронову С.В. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с работой в районах крайнего севера (далее - РКС) с <дата> На день обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости действовал Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В настоящий момент действует Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Миронов С.В. просит суд обязать Управление произвести перерасчет страховой пенсии Миронова С.В. путем повышения фиксированного базового размера к страховой пенсии с применением районного коэффициента 1,7 с <дата>
При назначении пенсии была применена величина отношения заработков — 1,7, как работавшему в РКС на <дата>. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии у Миронова С.В. не было отработано 15 лет в РКС.
<дата> Миронов С.В. обратился в Управление с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера в повышенном размере с учетом 15 лет работы в РКС. Перерасчет был произведен с <дата> г., и фиксированный базовый размер составил: <сумма>. (фиксированный базовый размер на <дата>)+50%(<сумма>,) = <сумма>
<дата> Миронов С.В. обратился в Управление с заявлением о перерасчете размера пенсии, указав: «Прошу произвести перерасчет размера страховой пенсии, не учтен районный коэффициент 1.7 (заявитель работающий в РКС)». Перерасчет был произведен <дата> однако изменений размера пенсии перерасчет не повлек, в связи с тем, что районный коэффициент 1.7 был учтен при назначении пенсии, фиксированный базовый размер составляет максимальное значение для данной категории пенсионеров. На основании изложенного, ответчик просил суд в удовлетворении исковых требований Миронову С.В. отказать.
Выслушав пояснения участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, и, оценив, представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На момент назначения истцу пенсии действовал Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (далее по тексту Закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районных Крайнего севера, а также не менее 7 лет 6 месяцев, имеющим страховой стаж 25 лет трудовая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ лицам, проживавшим (работавшим) по состоянию на 31.12.2001 г. в районах Крайнего Севера, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, оценка пенсионных прав осуществляется с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Так для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
В Ямало-Ненецком Автономном округе к среднемесячной заработной плате в непроизводственных отраслях применялся районный коэффициент 1,5, в связи с чем, при оценке пенсионных прав истца и назначении ему пенсии Решением УПФР от <дата> был применен повышенный коэффициент 1,7, что подтверждается представленным в материалы дела ответчиком к письменным возражениям решением (л.д.№***), оценкой пенсионных прав (л.д.№***) и распоряжением (л.д.№***), при этом, фиксированный базовый размер составил <сумма>, поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии - <дата> (копия л.д.№***) стаж работы истца в РКС составлял 14 лет и 1 день, что менее требуемых по Закону № 173 –ФЗ 15 лет.
Впоследствии, на основании заявления Миронова С.В. от <дата> (копия л.д№***), в связи с выработкой требуемых 15 лет стажа в РКС, ему был произведен перерасчет ранее назначенной пенсии, что подтверждается представленным в материалы дела Распоряжением (копия л.д.№***), в результате которого фиксированный базовый размер увеличился до <сумма>
В соответствии с требованиями ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон.
В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ на истца судом была возложена обязанность доказать, что требуемый им пересчет пенсии направлен на восстановление его нарушенного права, что, с учетом требуемого перерасчета, размер получаемой им пенсии увеличится, наличие правовых оснований для перерасчета.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ни истцом, ни его представителем, каких-либо допустимых и достоверных доказательств в обоснование заявленных исковых требований не представлено, доводы стороны истца носят фактически предположительный характер, основанный на чьих-то словах и каких-то документах, которые суду на момент вынесения решения так и не были представлены.
При этом, письменные доказательства, представленные стороной ответчика в материалы дела и указанные выше о том, что при назначении истцу пенсии в <дата> изначально был применен повышенный коэффициент 1,7, стороной истца оставлены без внимания и каким-либо образом не были опровергнуты в ходе рассмотрения дела.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца не обоснованы, не подтверждены достаточными, допустимыми и достоверными доказательствами, в связи с чем, правовых оснований для их удовлетворения у суда не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Миронова С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воткинске Удмуртской Республики (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии путем повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента 1,7 с <дата> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2020 года.
Судья: Е.А. Акулова