Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 26 ноября 2021 года
Гражданское дело № 2-678/2021
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Уваровской О.А., при секретаре судебного заседания Драчевой Е.А., с участием истца Чередниченко И.Ю. и ответчика Деминой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чередниченко И. Ю. к Деминой С. Ю. о включении имущества в наследственную массу,
УСТАНОВИЛ:
Истица Чередниченко И.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Деминой С.Ю., в котором просила: включить в состав наследства, открывшегося после смерти Деминой Али А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес изъят>, умершей ДД.ММ.ГГГГг., квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, м-он <адрес изъят>, <адрес изъят>.
В обоснование исковых требований истица Чередниченко И.Ю. указала, что на основании договора на передачу квартиры в собственность гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, её мама ДАА приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, м-он <адрес изъят>, <адрес изъят>, площадью 44,2 кв. м., указанный договор был составлен и зарегистрирован в ИФНС <номер изъят> <адрес изъят>. Договор в регистрационной службе не регистрировался, так как о такой необходимости матери никто не говорил, сама она не знала, считала, что зарегистрировала надлежаще квартиру. Она оплачивала налоги. Истица у нее не интересовалась, зарегистрировала ли она квартиру в регистрационной службе, так как не было необходимости. С момента приобретения квартиры мама проживала в ней, несла расходы по ее содержанию. Истица вышла замуж сменила фамилию с Демина на Чередниченко и проживает с мужем по адресу: <адрес изъят>.
ДД.ММ.ГГГГ ДАА умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Истица, обратилась к нотариусу Саянского нотариального округа с заявлением о принятии наследства, в том числе в виде квартиры. Нотариус устно пояснила, что не выдаст свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, принадлежащую её матери, так как не была соблюдена форма сделки, а именно не зарегистрировано право собственности матери в регистрационной службе и как последствие несоблюдение формы сделки влечет ее ничтожность.
Истица считает, что ДАА приобрела право собственности на квартиру на основании договора у надлежащего собственника, открыто добросовестно пользовалась квартирой, несла бремя ее содержания, платила налог на имущество, прежний собственник каких-либо претензий относительно квартиры не предъявлял, она была постоянно прописана в данной квартире, договор на передачу квартир в собственность граждан был зарегистрирован в налоговом органе. ДАА выразила свою волю в части заключения договора на передачу квартиры в собственность, она желала его заключения, но не довела сделку до конца, а именно не зарегистрировала сделку, так как не знала, что она подлежит государственной регистрации.
На основании изложенного, истица считает, что квартира, расположенная по адресу: <адрес изъят>, м-он <адрес изъят>, <адрес изъят>, принадлежащая Деминой Але А. подлежит включению в наследственную массу.
Истица Чередниченко И.Ю. в судебном заседании, иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Чередниченко И.Ю. в судебном заседании дополнительно пояснила, что ее мать ДАА на основании договора на передачу квартиры в собственность гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, м-он <адрес изъят>, <адрес изъят>, площадью 44,2 кв. м. ДАА зарегистрировала квартиру в БТИ, в налоговой инспекции, составила на квартиру технический паспорт. Демина посчитала, что все необходимые действия по приобретении в собственность квартиры совершила. Данное жилое помещение ДАА считала своей собственностью, оплачивала налоги, следила за техническим состоянием квартиры. Истец считает, что ДАА при жизни приобрела право собственности на указанную квартиру, поэтому данная квартира должна войти в состав наследства, открывшегося после смерти ДАА
Ответчик - Демина С.Ю. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, подтвердила указанные в иске обстоятельства. Демина С.Ю. сообщила суду, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, м-он <адрес изъят>, <адрес изъят>, ДАА считала своей собственностью. Никаких притязаний со стороны третьих лиц на данное жилое помещение предъявлено не было. Считает, что приватизированная ДАА квартира должна войти в наследственную массу после ее смерти.
Третье лицо - Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» представителя в судебное заседание не направило.
Суд, с согласия истца и ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав истицу и ответчицу, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении иска.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В силу части 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В судебном заседании было установлено, что на основании договора на передачу квартиры в собственность гражданина от ДД.ММ.ГГГГ ДАА приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, мкр. <адрес изъят>, <адрес изъят>, состоящую из двух комнат, площадью 44,2 кв. м.
Свидетельство о рождении серии III-СТ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДИЮ родилась ДД.ММ.ГГГГ, её отцом записан ДЮА, матерью - ДАА (запись акта о рождении <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ).
Из свидетельства о заключении брака серии I-СТ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чередниченко Д. Н. и ДИЮ заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака присвоены фамилии жене - Чередниченко, мужу Чередниченко.
Согласно свидетельству о рождении I-СТ <номер изъят> Демина С. Ю., родилась ДД.ММ.ГГГГ, её отцом записан ДЮА, матерью - ДАА (запись акта о рождении <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ ДАА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла, что подтверждается свидетельством о смерти III-СТ <номер изъят>, выданным отделом по <адрес изъят> службы записи актов гражданского состояния <адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно абз. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследниками первой очереди по закону к имуществу Деминой Али А. являются ее дочери Демина С. Ю., Чередниченко И. Ю..
По сведениям нотариуса Саянского нотариального округа <адрес изъят> Шевчук М.А. следует, что после смерти ДАА было заведено наследственное дело <номер изъят> к имуществу умершей ДАА Наследниками по закону, принявшими наследство являются дочери ДАА - Демина С. Ю., Чередниченко И. Ю.. Однако нотариус не имеет возможности представить информацию о составе и стоимости наследственной массы, так как документы, подтверждающие возникновение права собственности наследодателя на квартиру, по договору на передачу квартиры в собственность гражданина от ДД.ММ.ГГГГ в наследственном деле, отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. 7,8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В данном случае право собственности ДАА на квартиру по договору на передачу квартиры в собственность граждан не было зарегистрировано, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что договор на передачу квартиры в собственность заключен надлежащими субъектами правоотношений ДД.ММ.ГГГГ в письменной форме, между сторонами были согласованы существенные условия данного договора: предмет, порядок передачи имущества. Договор был подписан и исполнен сторонами сделки. Данный договор был зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ за номером <номер изъят>, в налоговой инспекции <адрес изъят>, заведена домовая книга, в которой собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес изъят>, мкр. <адрес изъят>, <адрес изъят>, кВ. <адрес изъят> указана ДАА, был оформлен ДД.ММ.ГГГГ технический паспорт жилого помещения. Материалы дела не содержат сведений о том, что указанный договор в установленном законом порядке был оспорен, то есть договор передачи квартиры в собственность граждан является заключенным. При жизни ДАА, заключив договор на передачу квартиры в собственность гражданина, выразила свою волю на приватизацию спорного жилого помещения. Данное жилое помещение ДАА считала своей собственностью.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вещное право в отношении спорного жилого помещения у ДАА возникло.
По смыслу приведенных норм для включения имущества в состав наследства обязательным условием является наличие правоподтверждающих или правоустанавливающих документов о праве собственности наследодателя.
При этом в соответствии с разъяснениями, данными в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу положений ст. 1112 ГК РФ принадлежавшая наследодателю на праве собственности квартира входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
Таким образом, разрешая исковые требования, суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходит из того, что умершей ДАА принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес изъят>, мкр. <адрес изъят>, <адрес изъят>, состоящая из двух комнат, площадью 44,2 кв. м., которая должна быть включена в наследственную массу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Чередниченко И. Ю. к Деминой С. Ю. о включении имущества в наследственную массу, удовлетворить в полном объеме.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Деминой Али А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес изъят>, умершей ДД.ММ.ГГГГг., квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, м-он <адрес изъят>, <адрес изъят>.
Решение в течение месяца со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.
Судья О.А. Уваровская