Решение по делу № 2-1326/2024 от 08.07.2024

№ 2-1326/2024

УИД: 68RS0003-01-2024-001960-54

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2024 года                                                                     г. Тамбов

Советский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Моисеевой О.Е.,

при секретаре Карташовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» к Гуценовичу И.Н. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» обратилось в суд с иском к Гуценовичу И.Н., в котором просит: взыскать денежные средства в размере 350 000 руб., полученные им в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В обоснование иска указано, что ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» (далее Учреждение) осуществляет деятельность по заключению социальных контрактов с гражданами, проживающими в Тамбовской области, и перечислению денежных средств получателям государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

В Учреждение посредством портала государственных и муниципальных услуг 28.10.2023 поступило заявление Гуценовича И.Н. с прилагаемым пакетом документов на государственную социальную помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по производству дымоходов и аксессуаров для каминов и печей с указанием реквизитов банковского счета, открытого в филиале № 3652 Банка ВТБ.

Согласно предоставленным документам, а также анкете о материальном бытовом положении, Гуценович И.Н. находился в трудной жизненной ситуации. У семьи заявителя недостаточно денежных средств для начала осуществления предпринимательской деятельности. Без государственной помощи семья Гуценовича И.Н. реализовать свою идею не сможет.

На основании протокола заседания комиссии управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по принятию решения об оказании (об отказе в оказании) государственной социальной помощи от 20.11.2023 и в соответствии с приказом министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № 1879-ф от 29.11.2023, была оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты на основании Закона Тамбовской области № 647-З, в том числе заявителю Гуценовичу И.Н. в размере 350 000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 1.23 Приказа).

На основании данного приказа истец заключил с Гуценовичем И.Н. социальный контракт № 564 от 23.11.2023 на предоставление ответчику государственной социальной помощи.

07.12.2023 Учреждение перечислило Гуценовичу И.Н. государственную социальную помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 руб. на банковский счет, указанный им в заявлении.

В соответствии с программой социальной адаптацией и бизнес-планом Гуценовича И.Н., последний должен был в установленный программой сроки зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) и осуществить приобретение необходимого оборудования для предпринимательской деятельности по открытию производства дымоходов, аксессуаров для каминов и печей, а также в установленный срок предоставить в Учреждение документы, подтверждающие факт приобретения оборудования на эти цели и сумму 350 000 руб.

В соответствии с условиями контракта (п. 2.2.2) Гуценович И.Н. обязан: ежемесячно предоставлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомить Учреждение в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятия по предпринимательской деятельности в период действия социального контракта; выполнять условия настоящего социального контракта в полном объеме; встать на учет в налоговом органе области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; предоставить документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае её прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления Учреждением факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

С момента заключения контракта ответчик свои обязательств по контракту не исполнил, документов подтверждающих факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации в Учреждение не представил. Ответчику направлялись уведомления о предоставлении сведений о выполнении обязательств программы социальной адаптации в соответствии социальным контрактом, а также о возвращении в добровольном порядке денежных средств в размере 350 000 руб., выделенных ему в виде государственной социальной помощи в срок не позднее 03.05.2024. При этом в уведомлении Гуценович И.Н. был уведомлен, что в случае отсутствия возврата денежных средств в размере 350 000 руб., полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, данные денежные средства будут взысканы с ответчика в судебном порядке.

На основании пунктов 5.1, 5.2, 6.2 социального контракта, в соответствии с п. 2 решения комиссии Министерства по принятию решения об оказании государственной социальной помощи им адресной социальной помощи от 23.04.2024 (протокол № 58) и приказом Министерства от 22.05.2024 г. № 903-ф, решено с Гуценовичем И.Н. досрочно расторгнуть социальной контракт в одностороннем порядке на основании п.2.33 Порядка, в связи с неисполнением Гуценовичем И.Н. условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации (прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта, не предоставление документов, подтверждающих факт расходования денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта по целевому назначению).

В судебное заседании представитель ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" по доверенности Зайцев А.В. не явился, надлежащим образом извещен, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" по доверенности Зайцев А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что Гуценович И.Н. не исполнил условия социального контракта, на неоднократные предложения представить документы, подтверждающие исполнение условий контракта, ответчиком в Учреждение не представлено. Истец просит вернуть денежные средства в связи с тем, что Гуценович И.Н. нарушил условия контракта, а именно не представил документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации. О наличии уважительных тому причин не сообщил.

Ответчик Гуценович И.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ответчику по месту регистрации и по адресу фактического проживания, указанному им при обращении за государственной социальной помощью, направлены судебные извещения. Однако ответчик от их получения уклоняется. О судебном разбирательстве Гуценовичу И.Н. также сообщалось посредством телефонограммы.

Конверты с судебными извещениями возвращены в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67 постановления).

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 постановления).

В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ №221 от 15 апреля 2005 года, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.

На основании приведенных норм закона, подзаконных актов и разъяснений суда вышестоящей инстанции суд приходит к выводу о том, что уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения, может быть расценено как отказ от его получения и данные извещения следует считать доставленными.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Ответчик не сообщил суду о причинах своей неявки в суд, доказательств уважительности причин неявки также не предоставлено. Такие действия суд расценивает как отказ от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.

К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Тамбовской области назначается в соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 29.01.2021 г. № 74 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта", в соответствии с которым разработан Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее Порядок).

Согласно п. 2.1 Порядка государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в областное государственное нестационарное учреждение, подведомственное министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - учреждение, министерство), по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр независимо от места регистрации на территории области заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона N178-ФЗ. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину государственной социальной помощи принимается управлением на основании предложения комиссии по вопросам

оказания государственной социальной помощи (далее - комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом управления (п. 2.7 Порядка в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с п. 2.16 Порядка в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений) Учреждением осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.17настоящего Порядка, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов прекращается, а также досрочно расторгается социальный контракт на основании приказа управления.

Пунктом 2.18 Порядка предусмотрен перечень оснований для досрочного расторжения социального контракта управлением в одностороннем порядке, в том числе неисполнение (несвоевременное исполнение) условий социального контракта или мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.17 настоящего Порядка.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что 28 октября 2023 года Гуценович И.Н. обратился с заявлением в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

23 ноября 2023 года на основании Закона области от 07.07.2021 № 647-З «О государственной социальной помощи в Тамбовской области» и постановления администрации области от 29.01.2021 г. №74 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе и на основании социального контракта», между ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» и Гуценовичем И.Н. заключен социальный контракт № 564 предметом, которого в целях стимулирования активных действий Заявителя (и членов его семьи) по максимальной социальной адаптации и выхода на самообеспечение являются взаимные обязательства Сторон, в соответствии с которыми Учреждение обязуется оказать Заявителю государственную социальную помощь, а Заявитель реализовать мероприятия программы социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта. Социальный контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 23.11.2024 (п.п. 5.2. контракта).

Также Учреждением составлена программа социальной адаптации и разработан поэтапный план мероприятий, в соответствии с которым Гуценович И.Н. за счет полученной государственной социальной помощи в размере 350 000 руб. должен был приобрести соответствующий товар для осуществления индивидуальной трудовой деятельности, должен зарегистрироваться в качестве налогоплательщика на профессиональный доход.

Согласно платежному поручению от 07.12.2023 № 374497 Учреждение перечислило государственную социальную помощь на счет, указанный Гуценовичем И.Н., в филиале № 3652 Банка ВТБ (ПАО) г. Воронежа в размере 350 000 руб.

Согласно условиям социального контракта (п. 2.2.2) Гуценович И.Н. обязан в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе: ежемесячно представлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; выполнять условия настоящего социального контракта в полном объеме; встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Гуценович И.Н. зарегистрировался в качестве самозанятого, но не представил в учреждение документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 350 000 руб., в сроки, установленные социальным контрактом.

03.04.2024 Учреждение направило в адрес ответчика письменное уведомление о необходимости выполнения обязательств программы социальной адаптации, предусмотренных социальным контрактом № от 23.11.2023 по осуществлению предпринимательской деятельности. Отчетные документы по реализации социального контракта предложено предоставить в срок до 15.04.2024. Кроме того, разъяснено, что в случае не выполнения условий контракта Учреждение имеет основание для досрочного расторжения с действующего социального контракта (л.д. 57-58).

Указанное уведомление получено Гуценовичем И.Н. 09.04.2024.

23.04.2024 Учреждение уведомило Гуценовича И.Н. о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 23.11.2023 на открытие предпринимательской деятельности и о досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке. Данное уведомление получено Гуценовичем И.Н. лично 23.04.2024.

Приказом министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 22.05.2024 социальный контракт с Гуценовичем И.Н. расторгнут.

Доказательств, что ответчик не исполнил мероприятия программы социальной адаптации по уважительной причине, предусмотренной п. 2.17 Порядка, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащие удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с этим, с Гуценовича И.Н. в доход муниципального образования городской округ - город Тамбов подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6700 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» к Гуценовичу И.Н. о взыскании денежных средств, полученных им в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта - удовлетворить.

Взыскать с Гуценовича, года рождения, ИНН , в пользу ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", ИНН денежные средства в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Гуценовича И.Н., года рождения, ИНН , в доход муниципального образования городской округ - город Тамбов государственную пошлину в размере 6 700 (шесть тысяч семьсот) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Советский районный суд города Тамбова ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья         О.Е. Моисеева

Заочное решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2024 года.

Судья          О.Е. Моисеева

№ 2-1326/2024

УИД: 68RS0003-01-2024-001960-54

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2024 года                                                                     г. Тамбов

Советский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Моисеевой О.Е.,

при секретаре Карташовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» к Гуценовичу И.Н. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» обратилось в суд с иском к Гуценовичу И.Н., в котором просит: взыскать денежные средства в размере 350 000 руб., полученные им в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В обоснование иска указано, что ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» (далее Учреждение) осуществляет деятельность по заключению социальных контрактов с гражданами, проживающими в Тамбовской области, и перечислению денежных средств получателям государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

В Учреждение посредством портала государственных и муниципальных услуг 28.10.2023 поступило заявление Гуценовича И.Н. с прилагаемым пакетом документов на государственную социальную помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по производству дымоходов и аксессуаров для каминов и печей с указанием реквизитов банковского счета, открытого в филиале № 3652 Банка ВТБ.

Согласно предоставленным документам, а также анкете о материальном бытовом положении, Гуценович И.Н. находился в трудной жизненной ситуации. У семьи заявителя недостаточно денежных средств для начала осуществления предпринимательской деятельности. Без государственной помощи семья Гуценовича И.Н. реализовать свою идею не сможет.

На основании протокола заседания комиссии управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по принятию решения об оказании (об отказе в оказании) государственной социальной помощи от 20.11.2023 и в соответствии с приказом министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № 1879-ф от 29.11.2023, была оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты на основании Закона Тамбовской области № 647-З, в том числе заявителю Гуценовичу И.Н. в размере 350 000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 1.23 Приказа).

На основании данного приказа истец заключил с Гуценовичем И.Н. социальный контракт № 564 от 23.11.2023 на предоставление ответчику государственной социальной помощи.

07.12.2023 Учреждение перечислило Гуценовичу И.Н. государственную социальную помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 руб. на банковский счет, указанный им в заявлении.

В соответствии с программой социальной адаптацией и бизнес-планом Гуценовича И.Н., последний должен был в установленный программой сроки зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) и осуществить приобретение необходимого оборудования для предпринимательской деятельности по открытию производства дымоходов, аксессуаров для каминов и печей, а также в установленный срок предоставить в Учреждение документы, подтверждающие факт приобретения оборудования на эти цели и сумму 350 000 руб.

В соответствии с условиями контракта (п. 2.2.2) Гуценович И.Н. обязан: ежемесячно предоставлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомить Учреждение в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятия по предпринимательской деятельности в период действия социального контракта; выполнять условия настоящего социального контракта в полном объеме; встать на учет в налоговом органе области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; предоставить документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае её прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления Учреждением факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

С момента заключения контракта ответчик свои обязательств по контракту не исполнил, документов подтверждающих факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации в Учреждение не представил. Ответчику направлялись уведомления о предоставлении сведений о выполнении обязательств программы социальной адаптации в соответствии социальным контрактом, а также о возвращении в добровольном порядке денежных средств в размере 350 000 руб., выделенных ему в виде государственной социальной помощи в срок не позднее 03.05.2024. При этом в уведомлении Гуценович И.Н. был уведомлен, что в случае отсутствия возврата денежных средств в размере 350 000 руб., полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, данные денежные средства будут взысканы с ответчика в судебном порядке.

На основании пунктов 5.1, 5.2, 6.2 социального контракта, в соответствии с п. 2 решения комиссии Министерства по принятию решения об оказании государственной социальной помощи им адресной социальной помощи от 23.04.2024 (протокол № 58) и приказом Министерства от 22.05.2024 г. № 903-ф, решено с Гуценовичем И.Н. досрочно расторгнуть социальной контракт в одностороннем порядке на основании п.2.33 Порядка, в связи с неисполнением Гуценовичем И.Н. условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации (прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта, не предоставление документов, подтверждающих факт расходования денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта по целевому назначению).

В судебное заседании представитель ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" по доверенности Зайцев А.В. не явился, надлежащим образом извещен, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" по доверенности Зайцев А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что Гуценович И.Н. не исполнил условия социального контракта, на неоднократные предложения представить документы, подтверждающие исполнение условий контракта, ответчиком в Учреждение не представлено. Истец просит вернуть денежные средства в связи с тем, что Гуценович И.Н. нарушил условия контракта, а именно не представил документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации. О наличии уважительных тому причин не сообщил.

Ответчик Гуценович И.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ответчику по месту регистрации и по адресу фактического проживания, указанному им при обращении за государственной социальной помощью, направлены судебные извещения. Однако ответчик от их получения уклоняется. О судебном разбирательстве Гуценовичу И.Н. также сообщалось посредством телефонограммы.

Конверты с судебными извещениями возвращены в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67 постановления).

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 постановления).

В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ №221 от 15 апреля 2005 года, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.

На основании приведенных норм закона, подзаконных актов и разъяснений суда вышестоящей инстанции суд приходит к выводу о том, что уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения, может быть расценено как отказ от его получения и данные извещения следует считать доставленными.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Ответчик не сообщил суду о причинах своей неявки в суд, доказательств уважительности причин неявки также не предоставлено. Такие действия суд расценивает как отказ от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.

К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Тамбовской области назначается в соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 29.01.2021 г. № 74 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта", в соответствии с которым разработан Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее Порядок).

Согласно п. 2.1 Порядка государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в областное государственное нестационарное учреждение, подведомственное министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - учреждение, министерство), по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр независимо от места регистрации на территории области заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона N178-ФЗ. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину государственной социальной помощи принимается управлением на основании предложения комиссии по вопросам

оказания государственной социальной помощи (далее - комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом управления (п. 2.7 Порядка в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с п. 2.16 Порядка в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений) Учреждением осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.17настоящего Порядка, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов прекращается, а также досрочно расторгается социальный контракт на основании приказа управления.

Пунктом 2.18 Порядка предусмотрен перечень оснований для досрочного расторжения социального контракта управлением в одностороннем порядке, в том числе неисполнение (несвоевременное исполнение) условий социального контракта или мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.17 настоящего Порядка.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что 28 октября 2023 года Гуценович И.Н. обратился с заявлением в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

23 ноября 2023 года на основании Закона области от 07.07.2021 № 647-З «О государственной социальной помощи в Тамбовской области» и постановления администрации области от 29.01.2021 г. №74 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе и на основании социального контракта», между ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» и Гуценовичем И.Н. заключен социальный контракт № 564 предметом, которого в целях стимулирования активных действий Заявителя (и членов его семьи) по максимальной социальной адаптации и выхода на самообеспечение являются взаимные обязательства Сторон, в соответствии с которыми Учреждение обязуется оказать Заявителю государственную социальную помощь, а Заявитель реализовать мероприятия программы социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта. Социальный контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 23.11.2024 (п.п. 5.2. контракта).

Также Учреждением составлена программа социальной адаптации и разработан поэтапный план мероприятий, в соответствии с которым Гуценович И.Н. за счет полученной государственной социальной помощи в размере 350 000 руб. должен был приобрести соответствующий товар для осуществления индивидуальной трудовой деятельности, должен зарегистрироваться в качестве налогоплательщика на профессиональный доход.

Согласно платежному поручению от 07.12.2023 № 374497 Учреждение перечислило государственную социальную помощь на счет, указанный Гуценовичем И.Н., в филиале № 3652 Банка ВТБ (ПАО) г. Воронежа в размере 350 000 руб.

Согласно условиям социального контракта (п. 2.2.2) Гуценович И.Н. обязан в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе: ежемесячно представлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; выполнять условия настоящего социального контракта в полном объеме; встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Гуценович И.Н. зарегистрировался в качестве самозанятого, но не представил в учреждение документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 350 000 руб., в сроки, установленные социальным контрактом.

03.04.2024 Учреждение направило в адрес ответчика письменное уведомление о необходимости выполнения обязательств программы социальной адаптации, предусмотренных социальным контрактом № от 23.11.2023 по осуществлению предпринимательской деятельности. Отчетные документы по реализации социального контракта предложено предоставить в срок до 15.04.2024. Кроме того, разъяснено, что в случае не выполнения условий контракта Учреждение имеет основание для досрочного расторжения с действующего социального контракта (л.д. 57-58).

Указанное уведомление получено Гуценовичем И.Н. 09.04.2024.

23.04.2024 Учреждение уведомило Гуценовича И.Н. о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 23.11.2023 на открытие предпринимательской деятельности и о досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке. Данное уведомление получено Гуценовичем И.Н. лично 23.04.2024.

Приказом министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 22.05.2024 социальный контракт с Гуценовичем И.Н. расторгнут.

Доказательств, что ответчик не исполнил мероприятия программы социальной адаптации по уважительной причине, предусмотренной п. 2.17 Порядка, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащие удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с этим, с Гуценовича И.Н. в доход муниципального образования городской округ - город Тамбов подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6700 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» к Гуценовичу И.Н. о взыскании денежных средств, полученных им в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта - удовлетворить.

Взыскать с Гуценовича, года рождения, ИНН , в пользу ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", ИНН денежные средства в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Гуценовича И.Н., года рождения, ИНН , в доход муниципального образования городской округ - город Тамбов государственную пошлину в размере 6 700 (шесть тысяч семьсот) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Советский районный суд города Тамбова ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья         О.Е. Моисеева

Заочное решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2024 года.

Судья          О.Е. Моисеева

№ 2-1326/2024

УИД: 68RS0003-01-2024-001960-54

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2024 года                                                                     г. Тамбов

Советский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Моисеевой О.Е.,

при секретаре Карташовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» к Гуценовичу И.Н. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» обратилось в суд с иском к Гуценовичу И.Н., в котором просит: взыскать денежные средства в размере 350 000 руб., полученные им в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В обоснование иска указано, что ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» (далее Учреждение) осуществляет деятельность по заключению социальных контрактов с гражданами, проживающими в Тамбовской области, и перечислению денежных средств получателям государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

В Учреждение посредством портала государственных и муниципальных услуг 28.10.2023 поступило заявление Гуценовича И.Н. с прилагаемым пакетом документов на государственную социальную помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по производству дымоходов и аксессуаров для каминов и печей с указанием реквизитов банковского счета, открытого в филиале № 3652 Банка ВТБ.

Согласно предоставленным документам, а также анкете о материальном бытовом положении, Гуценович И.Н. находился в трудной жизненной ситуации. У семьи заявителя недостаточно денежных средств для начала осуществления предпринимательской деятельности. Без государственной помощи семья Гуценовича И.Н. реализовать свою идею не сможет.

На основании протокола заседания комиссии управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по принятию решения об оказании (об отказе в оказании) государственной социальной помощи от 20.11.2023 и в соответствии с приказом министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № 1879-ф от 29.11.2023, была оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты на основании Закона Тамбовской области № 647-З, в том числе заявителю Гуценовичу И.Н. в размере 350 000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 1.23 Приказа).

На основании данного приказа истец заключил с Гуценовичем И.Н. социальный контракт № 564 от 23.11.2023 на предоставление ответчику государственной социальной помощи.

07.12.2023 Учреждение перечислило Гуценовичу И.Н. государственную социальную помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 руб. на банковский счет, указанный им в заявлении.

В соответствии с программой социальной адаптацией и бизнес-планом Гуценовича И.Н., последний должен был в установленный программой сроки зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) и осуществить приобретение необходимого оборудования для предпринимательской деятельности по открытию производства дымоходов, аксессуаров для каминов и печей, а также в установленный срок предоставить в Учреждение документы, подтверждающие факт приобретения оборудования на эти цели и сумму 350 000 руб.

В соответствии с условиями контракта (п. 2.2.2) Гуценович И.Н. обязан: ежемесячно предоставлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомить Учреждение в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятия по предпринимательской деятельности в период действия социального контракта; выполнять условия настоящего социального контракта в полном объеме; встать на учет в налоговом органе области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; предоставить документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае её прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления Учреждением факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

С момента заключения контракта ответчик свои обязательств по контракту не исполнил, документов подтверждающих факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации в Учреждение не представил. Ответчику направлялись уведомления о предоставлении сведений о выполнении обязательств программы социальной адаптации в соответствии социальным контрактом, а также о возвращении в добровольном порядке денежных средств в размере 350 000 руб., выделенных ему в виде государственной социальной помощи в срок не позднее 03.05.2024. При этом в уведомлении Гуценович И.Н. был уведомлен, что в случае отсутствия возврата денежных средств в размере 350 000 руб., полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, данные денежные средства будут взысканы с ответчика в судебном порядке.

На основании пунктов 5.1, 5.2, 6.2 социального контракта, в соответствии с п. 2 решения комиссии Министерства по принятию решения об оказании государственной социальной помощи им адресной социальной помощи от 23.04.2024 (протокол № 58) и приказом Министерства от 22.05.2024 г. № 903-ф, решено с Гуценовичем И.Н. досрочно расторгнуть социальной контракт в одностороннем порядке на основании п.2.33 Порядка, в связи с неисполнением Гуценовичем И.Н. условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации (прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта, не предоставление документов, подтверждающих факт расходования денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта по целевому назначению).

В судебное заседании представитель ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" по доверенности Зайцев А.В. не явился, надлежащим образом извещен, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" по доверенности Зайцев А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что Гуценович И.Н. не исполнил условия социального контракта, на неоднократные предложения представить документы, подтверждающие исполнение условий контракта, ответчиком в Учреждение не представлено. Истец просит вернуть денежные средства в связи с тем, что Гуценович И.Н. нарушил условия контракта, а именно не представил документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации. О наличии уважительных тому причин не сообщил.

Ответчик Гуценович И.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ответчику по месту регистрации и по адресу фактического проживания, указанному им при обращении за государственной социальной помощью, направлены судебные извещения. Однако ответчик от их получения уклоняется. О судебном разбирательстве Гуценовичу И.Н. также сообщалось посредством телефонограммы.

Конверты с судебными извещениями возвращены в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67 постановления).

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 постановления).

В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ №221 от 15 апреля 2005 года, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.

На основании приведенных норм закона, подзаконных актов и разъяснений суда вышестоящей инстанции суд приходит к выводу о том, что уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения, может быть расценено как отказ от его получения и данные извещения следует считать доставленными.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Ответчик не сообщил суду о причинах своей неявки в суд, доказательств уважительности причин неявки также не предоставлено. Такие действия суд расценивает как отказ от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.

К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Тамбовской области назначается в соответствии с Постановлением администрации Тамбовской области от 29.01.2021 г. № 74 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта", в соответствии с которым разработан Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее Порядок).

Согласно п. 2.1 Порядка государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в областное государственное нестационарное учреждение, подведомственное министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - учреждение, министерство), по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр независимо от места регистрации на территории области заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона N178-ФЗ. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину государственной социальной помощи принимается управлением на основании предложения комиссии по вопросам

оказания государственной социальной помощи (далее - комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом управления (п. 2.7 Порядка в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с п. 2.16 Порядка в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений) Учреждением осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.17настоящего Порядка, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов прекращается, а также досрочно расторгается социальный контракт на основании приказа управления.

Пунктом 2.18 Порядка предусмотрен перечень оснований для досрочного расторжения социального контракта управлением в одностороннем порядке, в том числе неисполнение (несвоевременное исполнение) условий социального контракта или мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.17 настоящего Порядка.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что 28 октября 2023 года Гуценович И.Н. обратился с заявлением в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

23 ноября 2023 года на основании Закона области от 07.07.2021 № 647-З «О государственной социальной помощи в Тамбовской области» и постановления администрации области от 29.01.2021 г. №74 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе и на основании социального контракта», между ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» и Гуценовичем И.Н. заключен социальный контракт № 564 предметом, которого в целях стимулирования активных действий Заявителя (и членов его семьи) по максимальной социальной адаптации и выхода на самообеспечение являются взаимные обязательства Сторон, в соответствии с которыми Учреждение обязуется оказать Заявителю государственную социальную помощь, а Заявитель реализовать мероприятия программы социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта. Социальный контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 23.11.2024 (п.п. 5.2. контракта).

Также Учреждением составлена программа социальной адаптации и разработан поэтапный план мероприятий, в соответствии с которым Гуценович И.Н. за счет полученной государственной социальной помощи в размере 350 000 руб. должен был приобрести соответствующий товар для осуществления индивидуальной трудовой деятельности, должен зарегистрироваться в качестве налогоплательщика на профессиональный доход.

Согласно платежному поручению от 07.12.2023 № 374497 Учреждение перечислило государственную социальную помощь на счет, указанный Гуценовичем И.Н., в филиале № 3652 Банка ВТБ (ПАО) г. Воронежа в размере 350 000 руб.

Согласно условиям социального контракта (п. 2.2.2) Гуценович И.Н. обязан в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе: ежемесячно представлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; выполнять условия настоящего социального контракта в полном объеме; встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Гуценович И.Н. зарегистрировался в качестве самозанятого, но не представил в учреждение документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 350 000 руб., в сроки, установленные социальным контрактом.

03.04.2024 Учреждение направило в адрес ответчика письменное уведомление о необходимости выполнения обязательств программы социальной адаптации, предусмотренных социальным контрактом № от 23.11.2023 по осуществлению предпринимательской деятельности. Отчетные документы по реализации социального контракта предложено предоставить в срок до 15.04.2024. Кроме того, разъяснено, что в случае не выполнения условий контракта Учреждение имеет основание для досрочного расторжения с действующего социального контракта (л.д. 57-58).

Указанное уведомление получено Гуценовичем И.Н. 09.04.2024.

23.04.2024 Учреждение уведомило Гуценовича И.Н. о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 23.11.2023 на открытие предпринимательской деятельности и о досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке. Данное уведомление получено Гуценовичем И.Н. лично 23.04.2024.

Приказом министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 22.05.2024 социальный контракт с Гуценовичем И.Н. расторгнут.

Доказательств, что ответчик не исполнил мероприятия программы социальной адаптации по уважительной причине, предусмотренной п. 2.17 Порядка, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащие удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с этим, с Гуценовича И.Н. в доход муниципального образования городской округ - город Тамбов подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6700 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» к Гуценовичу И.Н. о взыскании денежных средств, полученных им в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта - удовлетворить.

Взыскать с Гуценовича, года рождения, ИНН , в пользу ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", ИНН денежные средства в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Гуценовича И.Н., года рождения, ИНН , в доход муниципального образования городской округ - город Тамбов государственную пошлину в размере 6 700 (шесть тысяч семьсот) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Советский районный суд города Тамбова ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья         О.Е. Моисеева

Заочное решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2024 года.

Судья          О.Е. Моисеева

2-1326/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан"
Ответчики
Гуценович Игорь Николаевич
Суд
Советский районный суд г. Тамбова Тамбовской области
Дело на сайте суда
sud25.tmb.sudrf.ru
08.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2024Передача материалов судье
09.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.07.2024Предварительное судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
24.09.2024Дело оформлено
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее