Дело №2а-1100/2020
УИД 91RS0022-01-2020-000956-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием административного истца Ненартович Е.В. и ее представителя Гирева Б.В., представителя административных ответчиков Фадеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ненартович Е.В. к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании постановления незаконным, обязании совершить определенные действия, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Ненартович Е.В. обратилась с административным исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании постановления незаконным, обязании совершить определенные действия, взыскании судебных расходов, мотивируя тем, что во исполнение приказа совхоз - завода «Феодосийский», ПАО Крымсовхозвинпрома, Госагропрома УССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О перезаключении земельного участка» к администрации совхоз – завода Феодосийский» обратился механик авто-гаража с заявлением ФИО2, в котором он просил закрепить за ним земельный участок, площадью <данные изъяты> га, по адресу: <адрес>, ранее закреплённый за ФИО5, который также обратился с аналогичным заявлением в связи с заключением договора купли - продажи жилого дома ДД.ММ.ГГГГ.
В пункте 1 Договора купли - продажи дома указано, что гражданин ФИО5 продал, а ФИО2 купил жилой дом, расположенный в <адрес>, который расположен на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно пункту 2 указанного Договора, дом принадлежал продавцу на основании Свидетельства на право личной собственности на дом от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном в хозяйственной книге исполкома сельского Совета №, оформленным и удостоверенным секретарём исполкома Насыпновского сельского Совета народных депутатов <адрес> ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, реестр №.
За пользование земельным участком по адресу: <адрес> ФИО2 оплачивал земельный налог.
ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения ФИО2 безвозмездно передал в собственность Ненартович Е.В. принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
В пункте 1.3.1 договора дарения жилого дома указано, что одноэтажный жилой дом с надворными строениями расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. Право собственности на земельный участок не оформлялось.
Ненартович Е.В. обратилась в Администрацию города Феодосии, Республики Крым с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>, поскольку данный земельный участок используется для ведения личного подсобного хозяйства с надворными строениями с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка на основании, предусмотренным пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на заявленном виде не допускается.
Из кадастрового паспорта выданного ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ненартович Е.В. следует, что год ввода в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является ДД.ММ.ГГГГ, а согласно схеме данный объект недвижимости с кадастровым номером № расположен на этом земельном участке.
В Свидетельстве о государственной регистрации права выданного ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указано, что на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Ненартович Е.В. является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Полагает, что Ненартович Е.В. вправе бесплатно приобрести в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку изначально данный земельный участок предоставлялся для этих целей, о чём в похозяйственной книге №, лицевой счёт №, страницы №, закладки ДД.ММ.ГГГГ гг. МКУ Насыпновской сельской администрации, Администрации города Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ была сделана запись на основании приказа совхоз - завода «Феодосийский» №.
Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ Ненартович Е.В. обращалась в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров по адресу: <адрес>, которая была утверждена постановлением № отДД.ММ.ГГГГ и присвоен объекту адресации – земельному участку адрес: <адрес>.
Полагая, что вынесенное постановление администрации нарушает ее законные права и интересы, обращаясь в суд, просит признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданке Российской Федерации Ненартович Е.В. без торгов. Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ненартович Е.В. о предоставлении бесплатно земельного участка в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в соответствии с принятым решением суда. Взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Ненартович Е.В. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Определением суда от 06 мая 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым».
Административный истец Ненартович Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, направила представителя Гирева Б.В., действующего на основании нотариальной доверенности, который просил удовлетворить исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков Администрации города Феодосии Республики Крым и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» Фадеева А.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым своего представителя в судебное заседание не направил, направил письменные пояснения по делу и ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.
Суд, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании заявлений ФИО2 и ФИО5 приказом совхоза - завода «Феодосийский» ПАО Крымсовхозвинпрома Госагропрома УССР от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО2 перезакреплен земельный участок, площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, ранее закреплённый за ФИО5, в связи с заключением Договора купли-продажи жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО2 заключен Договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем продавцу ФИО5 на основании Свидетельства на право личной собственности на дом от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном в хозяйственной книге исполкома сельского Совета №, оформленным и удостоверенным секретарём исполкома Насыпновского сельского Совета народных депутатов <адрес> ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, реестр №.
За пользование земельным участком по адресу: <адрес> ФИО2 оплачивал земельный налог, о чём свидетельствует налоговое уведомление - решение от ДД.ММ.ГГГГ № Феодосийской ОГНИ АР Крым об оплате земельного налога в местный бюджет села Насыпное.
Как следует из выписки из похозяйственной книги №, лицевой счёт №, страницы №, закладки ДД.ММ.ГГГГ гг., выданной Насыпновской сельской администрации Администрации города Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, проживающему по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок, предоставляемый для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> га. Указанная запись сделана на основании приказа совхоз - завода «Феодосийский» №, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (Даритель) заключил с Ненартович Е.В. (Одаряемая) Договор дарения жилого дома с надворными строениями, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Согласно пункту 2.1. по данному адресу зарегистрированы: ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Ненартович Е.В.
В пункте 1.3.1 Договора дарения жилого дома указано, что право собственности на земельный участок не оформлялось.
Переход права на жилой дом зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за №, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права.
На жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, выдан кадастровый паспорт. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «ранее учтенные».
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости правообладателем земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, является Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
На основании заявления Ненартович Е.В., ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Феодосии Республики Крым вынесено постановление № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер квартала №. Категория земель образуемого земельного участка: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, код 2.1. Объекту адресации земельному участку присвоен адрес: <адрес>, земельный участок №.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02 сентября 2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Распоряжением Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 года № 180-рг действие постановления Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» в части действия, в том числе и пунктов 4, 9-12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым было приостановлено до 01 января 2018 года, что в связи с разработкой документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым, проведением мониторинга обоснованности принятия решений о предоставлении земельных участков в порядке завершения оформления прав.
Распоряжением Главы Республики Крым от 20 июня 2018 года № 263-рг распоряжение Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 года N 180-рг признано утратившим силу.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым, утвержденного решением Феодосийского городского совета 5 сессии 1 созыва от 17 ноября 2014 года № 65 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Феодосии относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия.
Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 5.1. Административного регламента муниципальную услугу предоставляет Администрация города Феодосии Республики Крым. Структурным подразделением Администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги является Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым».
В соответствии с пунктом 9.1. Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В силу пункта 6.1. Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) постановление Администрации о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование); 2) договор купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка); 3) договор аренды земельного участка; 4) договор безвозмездного пользования земельным участком; 5) соглашение об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); 6) постановление Администрации об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка; 7) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченный печатью о погашении (при наличии).
Срок выполнения административной процедуры не более 65 календарных дней (пункт 7.1.).
Пункт 13.2 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- Для завершения оформления прав, начатых до вступления в силу Федерального конституционного закона:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ);
2) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости;
- Для переоформления прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона:
4) отсутствие у заявителей зарегистрированных прав на земельные участки в соответствии с законодательством, действующим до 21 марта 2014 года;
5) обращение за предоставлением муниципальной услуги юридических лиц, которые не привели учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также не внесли сведения о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ненартович Е.В. обратилась в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о получении муниципальной услуги в рамках Административного регламента по предоставлению в собственность земельного участка без проведения торгов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, для индивидуального жилищного строительства, предоставив копии выписки из ЕГРН, кадастрового паспорта земельного участка, постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права, кадастрового паспорта.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ гражданке Российской Федерации Ненартович Е.В. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок №, кадастровый № на основании, предусмотренным пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
На основании предусмотренном пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений»: гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок. Который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участок расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статьей 3-6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяется. Рекомендовать гражданке Российской Федерации Ненартович Е.В. обратиться в Администрацию города Феодосии в порядке предоставления муниципальной услуги, утвержденной постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 17 сентября 2019 года №3073 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым без торгов» с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без торгов в новой редакции».
Пунктом 1 статьи 90 Земельного кодекса Украинской ССР от 08 июля 1970 года №2874-VII определено, что при переходе права собственности на здание переходит также и право пользования земельным участком или его частью.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 19 части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Частью 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты.
Подпунктом 18 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264, предусмотрено, что к таким документам относятся, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
Оценив представленные доказательства, проанализировав действующие нормативно-правовые акты, суд не усматривает оснований для отказа ответчиком в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, поскольку оспариваемое постановление ни одного из указанных в статье 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» оснований не содержит.
Ссылка же административного ответчика на нарушение пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в оспариваемом постановлении, не содержит нормативного обоснования невозможности предоставления вышеуказанного земельного участка на заявленном виде прав, конкретных обстоятельств, послуживших основанием для отказа.
С учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданке Российской Федерации Ненартович Е.В. без торгов в порядке завершения оформления прав по основаниям, предусмотренным статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение вышеуказанных норм административными ответчиками допустимых доказательств суду не представлено.
По смыслу и содержанию норм действующего законодательства, для признания заявления обоснованным и удовлетворения административного иска о признании незаконным постановления Администрации города Феодосии необходимо установление совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.
Совокупности указанных выше обстоятельств, при рассмотрении дела установлено, при таких обстоятельствах оспариваемое постановление Администрации города Феодосии Республики Крым может быть расценено как нарушающее права административного истца, а решение административного ответчика как несоответствующее требованиям действующего законодательства.
В связи с вышеизложенным, административный иск нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В рамках судебного контроля, а также в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление Ненартович Е.В. о предоставлении бесплатно земельного участка в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, с учетом установленных обстоятельств, поскольку рассмотрение данного вопроса относится к компетенции административного ответчика, а также в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и административному истцу об исполнении решения по административному делу.
Административное исковое заявление подано в установленный законом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с чем, суд взыскивает с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Ненартович Е.В., уплаченную ею сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, которая подтверждена документально.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ненартович Е.В. к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании постановления незаконным, обязании совершить определенные действия, взыскании судебных расходов удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданке Российской Федерации Ненартович Е.В. без торгов».
Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ненартович Е.В. о предоставлении бесплатно земельного участка в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Ненартович Е.В. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>) рублей.
Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить Феодосийскому городскому суду Республики Крым, а также административному истцу Ненартович Е.В. об исполнении решения суда по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Глухова
Решение изготовлено в окончательной форме 16 июня 2020 года.