Принято в окончательной форме 23.12.2019
76RS0024-01-2019-003732-38
Дело № 2а – 3164/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пестеревой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Короткевич А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области к Антипиной Ульяне Алексеевне в лице законных представителей Антипина Алексея Авенировича и Юнг Татьяны Адольфовны о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Антипиной У.А. в лице законных представителей Антипина А.А. и Юнг Т.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 гг. в размере 1290 руб.
В обоснование требований в заявлении указано, что Антипина У.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области. По данным налогового органа в период с 2014 по 2016 г. включительно налогоплательщику принадлежал объект налогообложения, указанный в налоговых уведомлениях. В установленный законом сроки оплата налога не произведена, в связи с чем инспекцией были направлены требования от 22.10.2015 №40876 на сумму 514 руб., от 27.02.2017 №17448 на сумму 430 руб., от 14.02.2018 №16253 на сумму 603 руб. Срок для добровольной уплаты налога по требованию №40876 истек 12.01.2016, №17448 – 24.04.2017, №16253 – 06.04.2018. Одновременно административный истец просит суд восстановить процессуальный срок для обращения с настоящим иском в суд, указав на то, что срок был пропущен по уважительной причине – из-за большого числа налогоплательщиков, не исполнивших свою налоговую обязанность в срок, установленный законом, что приводит к снижению возможности отслеживать сроки уплат, указанные в требованиях и своевременно направлять исковые заявления в суды общей юрисдикции.
Представитель административного истца по доверенности Мачехина А.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила восстановить срок обращения в суд.
Административный ответчик Антипина У.А. в лице законных представителей Антипина А.А. и Юнг Т.А. в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.
Дело рассмотрено судом при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст.57 Конституции РФ, а также ч.1 ст. 3, п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению сумм налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления за взыскиваемый период.
Согласно п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетней Антипиной У.А. на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли в праве принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права: 30.06.2005 (л.д.53).
Материалами дела подтверждено неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2015 и 2016 годы.
В связи с неуплатой административным ответчиком налога на имущество физических лиц в ее адрес были направлены требования: №40876 по состоянию на 22.10.2015, сроком исполнения 12.01.2016, №17448 по состоянию на 27.02.2017, сроком исполнения до 24.04.2017, №16253 по состоянию на 14.02.2018, сроком исполнения 06.04.2018.
В установленный требованием срок обязанность по уплате налогов не исполнена.
Согласно подп. 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из положений ч.2 ст.286 КАС РФ, ст.48 Налогового кодекса РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
Из материалов дела следует, что к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 22.07.2019, определением мирового судьи от 22.07.2019 в принятии заявления было отказано, 15.10.2019 административный истец обратился в суд с настоящим иском. Таким образом, с учетом положений ст.48 НК РФ, обращение налогового органа в суд имело место с пропуском установленного законом срока.
Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о взыскании задолженности по налогу, в связи со значительным числом налогоплательщиков, нарушающих свою обязанность по оплате налога в установленные законом сроки.
Суд не усматривает оснований для восстановления процессуального срока, поскольку загруженность работников налоговой инспекции к уважительным причинам отнесена быть не может. Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было.
Пропуск без уважительных причин процессуального срока служит самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева