дело № 3а-268/2022
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 апреля 2022 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Санниковой С.А.,
РїСЂРё секретаре Пикавцовой Р’.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Григорьева Андрея Викторовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,
установил:
административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером <№...> площадью 44 981 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на <Дата ...>, равной 7 017 000 руб.,
- нежилого здания с кадастровым номером <№...> площадью 928,8 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на <Дата ...>, равной 5 785 233 руб.,
- нежилого здания с кадастровым номером <№...> площадью
5 886,7 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на <Дата ...>, равной 11 118 712 руб.,
- нежилого здания с кадастровым номером <№...> площадью 660 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на <Дата ...>, равной 2 284 880 руб.,
определенной на основании отчетов об оценке от <Дата ...>
№<№...>, 425-23-21, выполненных ООО «Юг Стимул».
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что является арендатором вышеуказанного земельного участка и собственником вышеуказанных нежилых зданий и считает, что результаты государственной кадастровой оценки их стоимости являются неверными и нарушает его права, так как ведут к необоснованному увеличению размера налоговых и арендных платежей.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания посредством направления определения о возобновлении производства по административному делу по электронной почте, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), путем размещения информации на официальном интернет-сайте Краснодарского краевого суда.
РћС‚ заинтересованного лица - главы муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края <Р¤РРћ>3 поступил отзыв, РІ котором РѕРЅ РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ отсутствие представителя администрации, РІ удовлетворении исковых требований РІ части изменения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Рные лица, участвующие РІ деле, ходатайств относительно рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие, Р° также заявлений, содержащих указания РЅР° причины неявки, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
С учетом положений части 4 статьи 247 КАС РФ административное дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ частичном удовлетворении требований административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, РїРѕ следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля
2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от <Дата ...> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельных участков кадастровая стоимость этих земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от <Дата ...> №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата ...> <№...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума ВС РФ <№...>), с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
РР· материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка СЃ кадастровым номером <в„–...> площадью 44 981 РєРІ.Рј., расположенного РїРѕ адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, СЃС‚-ца Брюховецкая, <Адрес...>, РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ купли-продажи объектов недвижимости РѕС‚ <Дата ...> (С‚. 1, Р».Рґ. 15, 16), Рё подтверждается соответствующей выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках объекта (С‚. 1, Р».Рґ. 48, 49).
Расчет арендной платы произведен РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· кадастровой стоимости данного земельного участка, что следует РёР· приложения Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды (С‚. 2, Р».Рґ. 30, 31), заключенного между администрацией муниципального образования <Адрес...>, РІ лице <Р¤РРћ>4, Рё <Р¤РРћ>5, предшествующим правообладателем данного земельного участка.
Также на основании договора купли-продажи объектов недвижимости от <Дата ...> истец является собственниками следующих объектов недвижимости:
1. - нежилого здания, степень готовности 55%, с кадастровым номером <№...> площадью 928,8 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>,
2. - нежилого здания, степень готовности 64%, с кадастровым номером <№...> площадью 5 886,7 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>,
3. - нежилого здания, степень готовности 78%, с кадастровым номером <№...> площадью 660 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>,
что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта (т.1, л.д. 39-46).
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена уполномоченным органом, а именно: земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на <Дата ...> в размере
14 381 775,13 руб. (т. 1, л.д. 47), объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами <№...> по состоянию на <Дата ...> в размере 7 123 954,88 руб.,
52 950 666,97 руб., 7 179 179,34 руб. соответственно (т. 1, л.д. 36, 41, 44).
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости, в связи с чем, суд считает <Дата ...> и <Дата ...> верными датами определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно данным отчетов об оценке от <Дата ...> №<№...>, 425-23-21, выполненных ООО «Юг Стимул» и представленных административным истцом, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...> по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости составляет 7 017 000 руб. (<Дата ...>), 5 785 233 руб., 11 118 712 руб., 2 284 880 руб. (<Дата ...>) соответственно.
Р’ соответствии СЃ положениями статьи 77 РљРђРЎ Р Р¤, РІ случае возникновения РІ С…РѕРґРµ рассмотрения административного дела РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, требующих специальных знаний, СЃСѓРґ назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. РЎСѓРґ может назначить экспертизу РїРѕ ходатайству лица, участвующего РІ деле, или РїРѕ своей инициативе. Ркспертиза может быть назначена РїРѕ инициативе СЃСѓРґР°, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления Рѕ фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявленными обстоятельствами административного дела Рё представленными доказательствами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления Пленума ВС РФ <№...>, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
На основании изложенного и учитывая, что представленные административным истцом отчеты об оценке получены во вне судебном порядке, а между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчетов об оценке имеются существенные расхождения в размере стоимости объектов, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости, для установления которой необходимы специальные познания, в связи с чем, определением суда от <Дата ...> по делу назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению РѕС‚ <Дата ...> в„–Р Р“-268/2022, выполненного экспертом РћРћРћ «Р-ГРУПП» <Р¤РРћ>6, рыночная стоимость объектов недвижимости СЃ кадастровыми номерами <в„–...> РїРѕ состоянию РЅР° <Дата ...>, <в„–...> РїРѕ состоянию РЅР° <Дата ...>, составляет 7 152 000 СЂСѓР±., 6 074 039 СЂСѓР±., 11 513 073 СЂСѓР±., 2 499 911 СЂСѓР±. соответственно.
Определение о возобновлении производства по делу, содержащее сведения о возвращении административного дела в Краснодарский краевой суд с заключением эксперта и указанием установленной экспертом кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, получено своевременно всеми лицами, участвующими в деле. При должной степени заботливости и осмотрительности их добросовестное поведение предполагало принятие всех разумных мер для ознакомления с материалами делами, в том числе, с судебной экспертизой.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ, в совокупности с другими доказательствами по делу.
По мнению суда, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <Дата ...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от <Дата ...> №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибок при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьей 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта Рѕ том, что РѕРЅ предупрежден РѕР± уголовной ответственности РїРѕ указанной статье Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Рксперт <Р¤РРћ>6 имеет высшее профессиональное образование, профессиональное образование РІ области оценочной деятельности, диплом Рѕ профессиональной переподготовке, действующий квалификационный аттестат РІ области оценочной деятельности, документы, свидетельствующие Рѕ членстве РІ РЎР Рћ Некоммерческое партнерство «Ассоциация региональных магистров оценки», Сѓ него имеется длительный стаж экспертной работы.
Ркспертом РїСЂРё оценке земельного участка был применен только РѕРґРёРЅ возможный сравнительный РїРѕРґС…РѕРґ Рє оценке рыночной стоимости, так как РѕРЅ наиболее полно Рё точно отражает действительную рыночную стоимость объекта экспертизы, информация РѕР± аналогичных объектах получена РёР· достоверных источников. Сравнительный РїРѕРґС…РѕРґ основывается РЅР° предпосылке, что субъекты РЅР° рынке осуществляют сделки РїРѕ аналогии, то есть основывается РЅР° информации Рѕ сходных сделках или предложениях. Обоснование отказа РѕС‚ применения затратного Рё РґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ экспертом приведено.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объектов недвижимости от ряда актуальных факторов, экспертом принята скидка на торг, корректировки на наличие инженерного обеспечения, на местоположение, на площадь и др.
При оценке незавершенных строительством объектов капитального строительства эксперт использовал затратный подход, который представляет собой совокупность методов оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов экспертом приведено.
Для расчета стоимости строительства при определении стоимости объектов оценки экспертом выбран метод сравнительной единицы и использованы укрупненные показатели стоимости строительства на единицу площади (длины, объема, площади); индексы изменения стоимости строительства для пересчета показателей в уровень текущих цен. Был определен физический износ зданий экспертным путем; признаки функционального износа, экономического устаревания не выявлены; произведен расчет затрат оцениваемого имущества с учетом установленного накопленного износа.
Заключение эксперта РЅРµ допускает неоднозначного толкования, РІ нем изложена РІСЃСЏ информация, существенная СЃ точки зрения стоимости объектов оценки. Рнформация РѕР± оценке, использованная или полученная РІ результате расчетов РїСЂРё проведении оценки, существенная СЃ точки зрения стоимости объектов оценки, подтверждена. Состав Рё последовательность представленных РІ заключении материалов Рё описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости. Расчеты произведены РІ рамках используемого РїРѕРґС…РѕРґР° Рё позволяют объективно определить стоимость объектов оценки РїРѕ состоянию РЅР° <Дата ...>, <Дата ...>.
Рсследовательская часть экспертного заключения является полной Рё мотивированной. Неполноты Рё неясности заключение экспертизы РЅРµ содержит, ответы РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ являются ясными Рё определенными, указаны источники получения информации, РІ материалы дела экспертом представлены распечатки использованных РёРј справочных изданий, что позволяет проверить достоверность приведенных РІ отчете данных Рё правильность выполненных расчетов.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленные судебным экспертом размер рыночной стоимости объектов недвижимости является достоверным. Надлежащих доказательств, опровергающих выводы эксперта и доводы административного иска, административными ответчиками, заинтересованными лицами суду не предоставлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как правообладателя данных объектов.
Учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Сведения об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от <Дата ...> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля
2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд <Дата ...> (т. 1, л.д. 260), сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать <Дата ...>.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 КАС РФ, суд
решил:
административный РёСЃРє <Р¤РРћ>1 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> площадью <№...> кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости, равной 7 152 000 (семь миллионов сто пятьдесят две тысячи) рублей, определенной по состоянию на 11 июня
2021 РіРѕРґР°.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <№...> площадью <№...>.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости, равной 6 074 039,00 (шесть миллионов семьдесят четыре тысячи тридцать девять) рублей, определенной по состоянию на <Дата ...>.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <№...> площадью <№...>м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости, равной 11 513 073,00 (одиннадцать миллионов пятьсот тринадцать тысяч семьдесят три) рубля, определенной по состоянию на <Дата ...>.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <№...> площадью <№...>м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ст-ца Брюховецкая, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости, равной 2 499 911,00 (два миллиона четыреста девяносто девять тысяч девятьсот одиннадцать) рублей, определенной по состоянию на <Дата ...>.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...> считать <Дата ...>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...>.
В удовлетворении требований административного иска в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено <Дата ...>.
Судья: С.А. Санникова