Дело № 11а-12774/2020 Судья Фролова Г.А.
Дело №2а-2619/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
Председательствующего Смолина А.А.,
Судей Абдрахмановой Э.Г., Жукова А.А.,
при секретаре Ахмировой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Сальникова А. АлексА.а на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области к Сальникову А. АлексА.у о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени,
заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Г. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражений,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области (далее Межрайонная ИФНС России № по Челябинской области, налоговый орган, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сальникову А.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 1 980 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 18 коп., на общую сумму 1 982 руб. 18 коп.
В обоснование требований указано, что Сальников А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. В установленный законом срок налогоплательщик уплату налога за 2018 год не произвел, требование об уплате налога не исполнил.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с постановленным по делу решением, Сальников А.А. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что оснований для взыскания с него недоимки по земельному налогу не имелось, считает себя добросовестным налогоплательщиком, при этом указывает, что налоговым органом пропущен трехмесячный срок, предусмотренный положениями ст. ст. 69, 70 НК РФ, для выставления требования об уплате налога и недоимки, кроме того, нарушен срок, предусмотренный положениями ст. 48 НК РФ, при взыскании с него задолженности. Полагает, что инспекция пропустила указанные выше сроки не имея на то уважительных причин.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области просит решение Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения.
Административный ответчик Сальников А.А., представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 21 по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ).
В пункте 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пункт 1 ст. 389 НК РФ к объекту налогообложения относит земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, согласно данным выписки из ЕГРН на имя Сальникова А.А. зарегистрировано, в том числе следующее недвижимое имущество:
- 0,033 доли земельного участка, с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ, в собственности по настоящее время (л.д. 80).
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Сальникову А.А., в том числе начислен земельный налог физических лиц за 2018 год (ОКТМО <данные изъяты>) за указанный ранее земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 4 086 руб. из расчета (8 253 541 руб. (кадастровая стоимость) х 33/1000 (доля в праве) х 1,5% (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) (л.д. 16-17, 18).
Из карточки расчетов с бюджетом следует, что по сроку ДД.ММ.ГГГГ произведено уменьшение земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. Земельный налог за 2018 год по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, начислен в размере 1 980 руб. за 2018 год.
В добровольном порядке задолженность по земельному налогу на спорный земельный участок Сальниковым А.А. не погашена.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
В связи с неуплатой налогов Сальникову А.А. начислены пени по земельному налогу в размере 2 руб. 18 коп. (л.д. 23).
Ввиду несвоевременной уплаты указанного налога, инспекцией выставлено требование об уплате задолженности, которое направлено Сальникову А.А. почтой:
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по земельному налогу физических лиц за 2017 год в размере 1980 руб., пени по указанному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 18 коп. (налог и пени по земельному налогу физических лиц за 2017 год в рамках настоящего административного иска не взыскиваются); а также недоимки по земельному налогу физических лиц за 2018 год в размере 1980 руб., пени по указанному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 18 коп., с уплатой в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 20-22).
Указанное требование в добровольном порядке административным ответчиком не исполнено.
При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался положениями п. 6 ст. 58 НК РФ, согласно которым, в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
А также руководствуясь, положениями письма Федеральной Налоговой службы от 21 октября 2015 года № ГД-4-8/18401@, срок исполнения требования об уплате рекомендуется устанавливать при составлении и направлении налогоплательщику через филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в субъекте Российской Федерации, не менее 30, но не более 45 календарных дней (п. 4 Письма).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, или установление в требовании об уплате налога срока добровольного исполнения более рекомендуемого не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
При проверке пропуска срока обращения к мировому судье, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом приведенных выше требовании налогового законодательства, общий срок обращения налогового органа в суд для взыскания налога, сбора не должен превышать 09 месяцев 51 день (три месяца срок направления требования об уплате налога + шесть дней срок на получение требования + 45 дней срок для добровольного исполнения + 6 месяцев срок обращения в суд с иском о взыскании недоимки).
Начало течения такого срока, суд первой инстанции определил с момента перерасчета размера земельного налога в связи с утверждением измененной кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, а согласно представленному выше расчету, последним днем обращения в суд является ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Общая сумма задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки, пени, предъявляемая Сальникову А.А., превысила 3 000 руб., в связи с чем, у Инспекции возникло право на обращение в суд.
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением административным ответчиком налоговых требования № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 38).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Сальникова А.А. в пользу налогового органа задолженности по налогам, пени (л.д. 24).
От должника Сальникова А.А. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен (л.д. 24).
С административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).
Удовлетворяя требования инспекции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом сроки для обращения, предусмотренные положениями ст. 48 НК РФ, не пропущены, доказательств, подтверждающих уплату задолженности, административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда первой инстанции, полагает необходимым отказать в удовлетворении требований, в связи со следующим.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Положениями ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2).Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 3).
Таким образом, законом последовательно установлены сроки направления налогового уведомления, требования об уплате налога, обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Дата выявления недоимки влияет на срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании такой недоимки.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении Пленума от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в срок, предусмотренный п. 1 ст. 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 ноября 2011 года № 8330/11, пропуск налоговым органом срока, определенного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абз. 1 п. 3 ст. 46 названного кодекса (в данном случае п. 2 ст. 48 НК РФ).
Учитывая приведенные правовые позиции, вывод суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом установленных федеральным законом сроков нельзя признать соответствующим обстоятельствам административного дела.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции действующей на момент возникновения пени) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Указанные правила в силу п. 3 ст. 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, приведенными положениями возможность обращения налогового органа за взысканием недоимки, пени ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах налогоплательщика, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него пеней.
Судебная коллегия полагает необходимым отказать в удовлетворении требований, руководствуясь вышеуказанными положениями и ввиду следующего.
Как уже было ранее установлено, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Сальникову А.А. начислен, в том числе земельный налог физических лиц за 2018 год (ОКТМО <данные изъяты>) за указанный ранее земельный участок, а именно за земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 4 086 руб. из расчета (8 253 541 руб. (кадастровая стоимость) х 33/1000 (доля в праве) х 1,5% (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17, 18).
С учетом положений п. 1 ст. 70 НК РФ, налоговому органу следовало направить требование об уплате указанного налога налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, требование № об уплате такого налога сформировано лишь от ДД.ММ.ГГГГ, также судебная коллегия учитывает, по смыслу приведенных выше положений установленный п. 1 ст. 70 НК РФ срок не является пресекательным, но его нарушение не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога в принудительном порядке.
Столь позднее выставление требования № налоговый орган в своих письменных пояснениях объясняет необходимостью перерасчета налога в связи с изменением кадастровой стоимости спорного земельного участка, при это сведений о выставлении налогового уведомления с перерасчетом земельного налога за 2018 год по спорному объекту недвижимости в связи с изменением кадастровой стоимости материалы дела не содержат (л.д. 125), в нарушение следующих положений.
В силу п. 1 ст. 402 НК РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п. 1 и п. 2 ст. 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении (абз. 2 п. 6 ст. 58 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (п. 3 ст. 52 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговые (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Таким образом, доводы налогового органа об отсутствии необходимости выставления налогового уведомления (ввиду уменьшения суммы недоимки), в том числе ссылка на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № являются необоснованными, и выражены на основе неправильного толкования норм права.
Как уже было ранее установлено, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Сальникову А.А., в том числе начислен земельный налог физических лиц за 2018 год (ОКТМО <данные изъяты>) за указанный ранее земельный участок, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17).
Следовательно, требование об уплате налога, пени, начисленных на указанную выше недоимку, должно было быть направлено Сальникову А.А. не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, в нарушение требований закона требование № об уплате данной недоимки, пени было выставлено административному ответчику только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с существенным пропуском срока, что свидетельствует о нарушении процедуры предъявления требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, в п. 1 ст. 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
Также в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О Конституционный Суд РФ указал, что законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что в любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года № 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ.
По смыслу приведенных выше положений установленный п. 1 ст. 70 НК РФ срок не является пресекательным, но его нарушение не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога в принудительном порядке.
Таким образом, при исчислении срока направления требования об уплате земельного налога за 2018 год, следует исходить из ДД.ММ.ГГГГ соответственно – крайней даты, когда требование подлежало направлению в соответствии с установленным законом порядком.
По общему правилу в силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
ФНС России в письме от 21 октября 2015 года № ГД-4-8/18401@) рекомендовала нижестоящим налоговым органам предоставлять налогоплательщикам от 30 до 45 календарных дней для добровольной уплаты задолженности.
Между тем, в требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени срок исполнения требования составил 57 дней, что не укладывается в приемлемые сроки исполнения требования.
В связи с этим срок на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 45 дней (максимально возможного срока, установленного для исполнения требования) со дня окончания установленного п. 1 ст. 70 НК РФ срока для направления требований (ДД.ММ.ГГГГ) + 8 дней в соответствии абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ.
С учетом изложенного, шестимесячный срок на обращение в суд за принудительным взысканием недоимки, пени по земельному налогу физических лиц за 2018 год в отношении спорного земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая дату обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа – ДД.ММ.ГГГГ, шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании указанной недоимки, пени, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговым органом пропущен.
Поскольку принудительное взыскание задолженности по пени за пределами срока, установленного НК РФ, осуществляться не может, о восстановлении данного срока налоговый орган не просил, доказательства уважительных причин пропуска срока не представил, оснований для удовлетворения требования налогового органа о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 1 980 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 18 коп., на общую сумму 1 982 руб. 18 коп., не имеется, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отказе налоговому органу в удовлетворении требований.
Согласно пп. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции были установлены иные обстоятельства, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,
определила:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № по Челябинской области к Сальникову А. АлексА.у о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени – отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи