КОПИЯ

УИД: 89RS0005-01-2022-004479-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2022 г.                     город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Клышниковой О.М.,

при секретаре судебного заседания Лещенко Д.О.,

с участием помощника прокурора г. Ноябрьск Шевхужевой Е.В.,

представителей ответчиков Петрова И.Н., Ефремовой Ю.К., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2921/2022 по иску прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №12» муниципального образования город Ноябрьск, Департаменту образования Администрации города Ноябрьска и Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по обеспечению выделения финансирования для обеспечения пожарной безопасности, перечислению денежных средств и принятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор г. Ноябрьск обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №12» муниципального образования город Ноябрьск (далее по тексту – МБОУ «СОШ № 12», школа), Департаменту образования Администрации города Ноябрьска и Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по обеспечению выделения финансирования для обеспечения пожарной безопасности, перечислению денежных средств и принятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В обосновании заявленных требований прокурор ссылается на следующие обстоятельства.

В ходе проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму выявлен факт нарушения требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МБОУ «СОШ № 12», а именно не установлены настенные звуковые и речевые оповещатели на расстоянии не менее 150 мм от верхней части оповещателя до потолка; не установлены извещатели автоматической пожарной сигнализации на расстоянии 0,5 м до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, подвальный этаж используется для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов. 22 апреля 2022 г. в адрес МБОУ «СОШ № 12» внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мер к фактическому устранению нарушения в полном объеме не предпринято, в связи с чем прокурор, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом уточненных требований, просит обязать Администрацию г. Ноябрьска как учредителя и собственника имущества – в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование выполнения мероприятий для оборудования здания МБОУ «СОШ № 12» настенными звуковыми и речевыми оповещателями на расстоянии не менее 150 мм от верхней части оповещателя до потолка; и извещателями автоматической пожарной сигнализации на расстоянии 0,5 м до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников; доведя его до Департамента образования Администрации г. Ноябрьск; Департамент образования Администрации г. Ноябрьск как главного распорядителя и получателя бюджетных средств – в течение 15 дней с момента поступления бюджетных средств довести их в полном объеме до МБОУ «СОШ № 12» в целях выполнения вышеперечисленных мероприятий; МБОУ «СОШ № 12» выполнить мероприятия по оборудованию здания школы оповещателями, извещателями и освобождению подвального этажа от посторонних предметов в течение шести месяцев с момента обеспечения финансированием.

В судебном заседании помощник прокурора Шевхужева Е.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы изложенные в иске, поскольку часть нарушений была устранена представила в судебное заседание уточненные требования.

Представители ответчика МБОУ «СОШ № 12» Петров И.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, указав, что в настоящее время часть работ были произведены, выявленные нарушения устранены.

Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Ноябрьск Ефремова Ю.К. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указав на самостоятельное устранение школой части нарушений, выявленных в ходе проверки.

Представитель Администрации г. Ноябрьск в судебном заседании участия не принимал, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, и представив письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, поскольку Администрация г. Ноябрьска не является надлежащим ответчиком по делу, так как требования о финансировании не основаны на положениях бюджетного законодательства, Администрация г. Ноябрьска непосредственно функции и полномочия учредителя МБОУ «СОШ № 12» в части финансового обеспечения выполнения муниципального задания и представлений субсидий не выполняет, а осуществляет их через свой отраслевой (функциональный) орган – Департамент образования г. Ноябрьск. Кроме указанного, полагают, срок для исполнения обязанности по финансированию недостаточным, поскольку он определен без учета положений бюджетного законодательства, разумным считаю срок, составляющий 6 месяцев.

Изучив материалы дела, учитывая позиции участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно частям 6,7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных, программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О пожарной безопасности" и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы пожарной безопасности (ст. 2 названного закона).

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Статьей 37 указанного Закона определено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Положения статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливают, что объект защиты – это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Статьей 1 данного Закона предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» муниципального образования город Ноябрьск расположено в городе Ноябрьске по улице Ленина, дом 67А. Согласно Уставу учреждения учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ № 12» является МО г. Ноябрьск (пункт 1.6 Устава).

В судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ № 12» является образовательным учреждением с массовым пребыванием людей.

В результате прокурорской проверки, проведенной на основании решения от 28 марта 2022 г. № 321 с привлечением специалистов – сотрудников ОНД и ПР по МО г. Ноябрьска, установлены нарушения в сфере пожарной безопасности, в числе прочего выявлено:

- в нарушение п. 4.4. СП 3.13130.2009, ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настенные звуковые и речевые оповещатели установлены на расстоянии не менее 150 мм от верхней части оповещателя до потолка (по факту оповещатели установлены на расстоянии от 40 мм до 100 мм);

- в нарушение п. 6.6.36 СП 484.1311500.2020, ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте защиты извещатели автоматической пожарной сигнализации не установлены на расстоянии 0,5 м до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников;

- в нарушение пп. «б» п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации подвальный этаж используется для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

В целях устранения выявленных нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности прокуратурой города 22 апреля 2022 г. в адрес директора МБОУ «СОШ № 12» внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое администрацией школы было рассмотрено и 23 мая 2022 г. дан ответ с указанием на утверждение плана капитального ремонта объекта (замена АПС и СО) и складирования посторонних предметов в подвальном этаже на время проведения капитального ремонта.

На основании решения о прокурорской проверки от 11 октября 2022 г. № 719 была повторно проведена проверка исполнения и соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МБОУ «СОШ №12», в результате проведения которой выявленные вышеуказанные нарушения не были устранены, что ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспорено.

Вместе с тем, осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что в свою очередь, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу, в силу чего требования прокурора об установлении настенных звуковых и речевых оповещателей на расстоянии не менее 150 мм от верхней части оповещателя до потолка; установлении извещателей автоматической пожарной сигнализации на расстоянии 0,5 м до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников; освобождении подвального этажа от посторонних предметов, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Более того, из представленного ответа Департамента финансов Администрации города Ноябрьска усматривается, что согласно предоставленной департаментом образования информации, на принятие мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности учреждением заключены договоры на сумму 2 280 620 руб., кассовый расход составил 2 163 397 руб. 25 коп., что свидетельствует о принятии ответчиком необходимых мер в целях исполнения требований прокуратуры.

Кроме того, пункт 1 части 2 статьи 1 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что положения указанного закона обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объекта защиты, при этом следует учитывать объект защиты – общеобразовательное учреждение.

Следовательно, установление оповещателей и извещателей, а также освобождение подвального этажа от посторонних предметов является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо в целях обеспечения пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности, поскольку невыполнение указанных требований может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья учащихся и работников.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, до настоящего времени бюджетные средства на мероприятия по устранению требований пожарной безопасности образовательному учреждению не выделены, что лишает данного ответчика возможности выполнить требования прокурора города.

Согласно Положению о Департаменте образования, утвержденном постановлением Администрации г. Ноябрьска от 29 марта 2016 г. № П-196, он является структурным подразделением Администрации города Ноябрьска, обладающим правами юридического лица и осуществляющим управление в сфере образования. Финансирование деятельности департамента образования осуществляется за счет средств местного бюджета, а также за счет средств окружного бюджета, предоставляемых местному бюджету в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий (п.1.9). Цель департамента образования - создание условий, гарантирующих защиту конституционного права граждан, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск, на образование (п.1.10). В соответствии с возложенными задачами департамент образования осуществляет следующие основные функции: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.2.5); осуществление функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание департамента образования и реализацию возложенных на него функций (п.2.34); при осуществлении функций главного распорядителя бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, заключает с муниципальными автономными и бюджетными учреждениями: соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели (п.2.36.4, п. 2.36.10); участвует в мероприятиях по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов, закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными департаменту образования учреждениями (п.2.66).

Положение о Департаменте не предусматривает возможности финансирования им каких-либо мероприятий, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, за счет иных, помимо бюджетных средств, источников.

Возложение обязанности по обеспечению финансирования по соблюдению требований пожарной безопасности образовательного учреждения, не противоречит закону, соответствует компетенции Администрации г. Ноябрьска. Следовательно, обязанность по финансированию мероприятий, связанных с соблюдением пожарной безопасности школы необходимо возложить на орган местного самоуправления – Администрацию г. Ноябрьска.

С учетом изложенного, учитывая, что учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ № 12» является Администрация г. Ноябрьск, что финансовое обеспечение мероприятий, связанных с пожарной безопасностью осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов, а также учитывая, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической и пожарной защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей, а Департамент образования является главным распорядителем денежных средств, суд считает исковые требования прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предъявленные к МБОУ «СОШ № 12», Департаменту образования Администрации г. Ноябрьск и Администрации г. Ноябрьск требования о возложении обязанности совершить действия, направленные на обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности образовательного учреждения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае возложения обязанности совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом вида, объема работ по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности школы, сроков их выполнения, определенные прокурором сроки суд находит разумными и достаточными для устранения допущенных нарушений законодательства о пожарной безопасности. При этом при наличии правовых оснований, с учетом конкретных сроков обеспечения МБОУ «СОШ № 12» финансированием, ответчик не лишён возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ноябрьска в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» муниципального образования город Ноябрьск для проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности: - настенные звуковые и речевые оповещатели установить на расстоянии не менее 150 мм от верхней части оповещателя до потолка; - извещатели автоматической пожарной сигнализации установить на расстоянии 0,5 м до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, доведя его до департамента образования Администрации города Ноябрьска.

Обязать Департамент образования Администрации города Ноябрьска в течение 15 дней с момента поступления бюджетных средств из Администрации города Ноябрьска в целях выполнения указанных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, довести их в полном объеме до муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» муниципального образования город Ноябрьск.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» муниципального образования город Ноябрьск выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а именно: т- настенные звуковые и речевые оповещатели установить на расстоянии не менее 150 мм от верхней части оповещателя до потолка; - извещатели автоматической пожарной сигнализации установить на расстоянии 0,5 м до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников; - освободить подвальный этаж от посторонних предметов, в течение шести месяцев с момента обеспечения финансированием.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий судья: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2022 г.

Подлинник решения суда находится в Ноябрьском городском суде в гражданском деле № 2-2921/2022

2-2921/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Ноябрьска
Ответчики
МБОУ "СОШ №12"
администрация г. Ноябрьска
Департамент образования Администрации г. Ноябрьск
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Клышникова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2022Передача материалов судье
15.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее