Дело № 2-330/2017 19 января 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи: Шиляковой Н.В.
при секретаре: Филипьевой С.Н.
с участием прокурора Тюленева С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании 19 января 2017 года в городе Котласе Архангельской области гражданское дело по иску заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах Карачёва А.В. к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах Карачёва А.В. с иском к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее по тексту - администрация МО «Котласский муниципальный район») о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование требований указано, что Карачёв А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждается в предоставлении жилого помещения, в связи с чем был включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени жилое помещение ответчик ему не предоставил.
В судебном заседании помощник прокурора Тюленев С.В. и истец Карачёв А.В. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Калинина М.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований.
В судебном заседании пояснила, что истец имеет право на предоставление жилого помещения на территории МО «.... муниципальный район», так как ранее закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания. Однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено истцу в виду освоения в полном объеме денежных средств на данные цели в 2016 году и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Котласский муниципальный район» Калинина М.А. представила заключение, согласно которому исковые требования истца о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обоснованны.
Представители третьих лиц Министерства финансов Архангельской области, Министерства образования и науки Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, возражений не представлено.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, прокурора, представителя органа опеки и попечительства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Карачёв А.В., __.__.__ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители мать К.Ю.А. и отец К.В.П. лишены родительских прав решением суда от __.__.__.
Указанные обстоятельства подтверждены сведениями отдела опеки и попечительства администрации МО «Котласский муниципальный район», а также представленными в материалы дела документами.
На основании постановления главы администрации МО «Котласский муниципальный район» от __.__.__ № за Карачёвым А.В. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «....» .... района по окончанию им пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» от __.__.__ № истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МО «....» .... района.
Из пояснений истца и материалов дела следует, что в настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: ...., проживает в съемном жилом помещении по адресу: .....
Согласно статье 92 ЖК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление им жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Частью 8 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 12 закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее - областной закон № 591-36-ОЗ), вступившего в силу с 01 января 2013 года, реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 закона – путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 областного закона № 591-36-ОЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, по достижении ими возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также лицам, указанным в пункте 3 статьи 11 настоящего закона.
В силу п. 2 ст.14 областного закона № 591-36-ОЗ жилые помещения предоставляются лицам, включенным в список, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 13 настоящего закона.
С учетом изложенных норм, суд приходит к выводу о том, что у Карачёва А.В., достигшего возраста 18 лет, возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
С момента обращения Карачёва А.В. с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика, признавшего право истца на предоставление жилья и включившего его в соответствующие списки, возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, однако до настоящего времени указанная обязанность не исполнена, Карачёв А.В. жилым помещением не обеспечен.
Определяя место предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд учитывает следующие обстоятельства.Пунктом 4 статьи 13 областного закона № 591-36-ОЗ установлено, что лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку местом жительства Карачёва А.В. является МО «.... муниципальный район» (МО «....» .... района), где он поставлен на соответствующий учет, то истец имеет право на обеспечение жилым помещением в черте МО «....» .... района.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 областного закона № 591-36-ОЗ финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьями 45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 2,4 и 5 указанного Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ предусмотрено, что одним из принципов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является принцип материально-финансовой обеспеченности передаваемых отдельных государственных полномочий. Органы государственной власти Архангельской области в пределах своей компетенции при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляют органам местного самоуправления необходимые финансовые средства в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета.
На территории Архангельской области государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований:
1) приобретают жилые помещения для предоставления их детям-сиротам путем:
- заключения договора купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья;
- заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года;
- внесения паевого взноса в полном размере либо части паевого взноса в паевой фонд жилищно-строительного (жилищного) кооператива при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года;
1.1) осуществляют организацию строительства жилых домов при условии, что ввод в эксплуатацию жилого дома планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года;
1.2) приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений при условии, что ввод их в эксплуатацию планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года;
2) включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд;
3) заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений;
4) расторгают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений;
5) осуществляют контроль за использованием, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма либо собственниками или членами семьи собственников которых являются дети-сироты;
6) принимают решение о продлении с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений в связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
7) исключают жилые помещения из специализированного жилищного фонда и относят жилые помещения к категории жилых помещений социального найма;
8) заключают с детьми-сиротами договоры социального найма жилых помещений;
9) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
На основании изложенного, поскольку предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению данной категории лиц является механизмом по исполнению государственного полномочия, суд приходит к выводу о том, что на администрацию МО «Котласский муниципальный район» необходимо возложить обязанность по предоставлению Карачёву А.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 областного закона № 591-36-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Решением Совета депутатов МО «Приводинское» № 96 от 14 августа 2007 года, на территории МО «Приводинское» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма равная 16 кв. метров общей площади жилья на 1 человека.
На основании изложенного требования заместителя Котласского межрайонного прокурора о возложении на администрацию МО «Котласский муниципальный район» обязанности предоставить Карачёву А.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории МО «....» .... района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» предоставить Карачёву А.В. отдельное благоустроенное, применительно к условиям МО «....» .... района, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры или жилого дома, не менее .... кв.м, соответствующее санитарным и техническим нормам за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Администрация МО «Котласский муниципальный район» подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.36 п.1 подп.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах Карачёва А.В. к администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Котлас» предоставить Карачёву А.В., __.__.__ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «....», общей площадью не менее .... кв.м., в виде жилого дома или квартиры, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «....» .... района, за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Н.В.Шилякова