Дело №а-2447/2020
УИД:44RS0002-01-2020-003569-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» ноября 2020 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Иоффе Н.С.,
при секретаре судебного заседания Пухтеевой И.И.,
с участием представителя административного ответчика УФССП по Костромской области Дубовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Фабричному округу г. Костромы УФССП по Костромской области Егеревой Н. А., старшему судебному приставу- исполнителю ОСП по Фабричному округу г.Костромы УФССП по Костромской области Огарковой В. Л., УФССП по Костромской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Агентство Финансового Контроля» (далее - ООО «АФК») 20.10.2020 обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Фабричному округу г. Костромы УФССП по Костромской области ОСП Егеревой Н.А., старшему судебному приставу- исполнителю ОСП по Фабричному округу г.Костромы УФССП по Костромской области Огарковой В.Л., УФССП по Костромской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № 96195/20/44002-ИП, возложении на ОСП по Фабричному округу г.Костромы обязанности запросить у взыскателя оригинал исполнительного документа и отменить постановление об окончании исполнительного производства для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе №2-1098/2017 от 22.05.2017.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что исполнительное производство №96195/20/44002-ИП от 29.05.2020 в отношении должника Петрова А.С. о взыскании задолженности в размере 57 262,96 руб. окончено постановлением судебного пристава- исполнителя ОСП по Фабричному округу г.Костромы УФССП по Костромской области от 28.08.2020 и исполнительный документ был возвращен взыскателю. Копия указанного постановления с исполнительным документом поступили в ООО «АФК» 14.10.2020. Поскольку решение суда в настоящее время не исполнено, истец считает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества и дохода, в том числе, необходимо проверить, когда судебным приставом- исполнителем были направлены запросы в банки, органы ЗАГС, в пенсионные фонды, в государственный центр по выплате пенсии, операторам сотовой связи, в Бюро кредитных историй, в ГИБДД, в военкоматы, в государственные и негосударственные страховые компании, в УФМС, в лицензионную разрешительную систему, в Министерство юстиции, в Росреестр, соблюдался ли установленный законом срок ответа данных организаций и привлекались ли организации к административной ответственности в соответствии со ст.19.7 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «АФК» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть данное дело в свое отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Фабричному округу г. Костромы УФССП по Костромской области Егерева Н.А., старший судебный пристав- исполнитель ОСП по Фабричному округу г.Костромы УФССП по Костромской области Огаркова В.Л. о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли.
Представитель УФССП по Костромской области Дубовая К.А. в судебном заседании административный иск не признала, указала, что исполнительное производство № 96195/20/44002-ИП от 29.05.2020 в отношении должника Петрова А.С. окончено 28.08.2020 согласно п.п.4 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве». В пределах 2-х месячного срока взыскателю направлено постановление об окончании исполнительного производства, акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю и оригинал исполнительного документа. В рамках исполнительного производства судебным приставом- исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы и банки. Судебным приставом- исполнителем осуществлен выход в адрес должника 26.08.2020. В соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» судебный пристав- исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.
Заинтересованное лицо Петров А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Выслушав представителя административного ответчика УФССП по Костромской области, исследовав административное дело, оценив в совокупности собранные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений КАС РФ следует, что для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №229-ФЗ задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 5 Федерального закона №229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В силу абзаца 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона №229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона №229-ФЗ указанное обстоятельство является основанием для окончания исполнительного производства.
На основании ч. 6 ст. 47 Федерального закона №229-ФЗ, копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должны направляться взыскателю и должнику.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением судебного пристава- исполнителя ОСП по Фабричному округу г.Костромы УФССП по Костромской области Малковой А.С. возбуждено исполнительное производство №96195/20/44002-ИП от 29.05.2020 в отношении должника Петрова А.С. на основании судебного приказа № 2-1098/2017 от 22.05.2017, выданного мировым судьей судебного участка №11 Ленинского судебного района г.Костромы.
Согласно сводки по исполнительному производству №96195/20/44002-ИП от 29.05.2020 в отношении должника Петрова А.С. судебным приставом- исполнителем Егеревой Н.А. 29.05.2020, 01.06.2020, 03.06.2020, 05.06.2020, 11.06.2020, 14.06.2020, 16.06.2020, 17.06.2020, 29.06.2020, 06.07.2020, 08.07.2020, 13.07.2020, 28.07.2020, 30.07.2020, 21.07.2020, 03.08.2020, 06.08.2020, 11.08.2020, 27.08.2020 направлены запросы в банки, в ГИБДД, в ФНС, операторам сотовой связи, в Пенсионный фонд, в ГУВМ МВД России, в органы ЗАГС, в центр занятости населения, при этом все запросы направлены судебным приставом- исполнителем в день возбуждения исполнительного производства, а затем повторно.
11.06.2020 судебным приставом- исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Согласно ответам из банков, денежных средств на счетах должника не имеется, согласно ответам из организаций, сведений в отношении должника не имеется.
26.08.2020 судебным приставом- исполнителем Егеревой Н.А. составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому имущества по месту жительства должника Петрова А.С. по адресу: ... не установлено.
28.08.2020 судебным приставом- исполнителем составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, согласно которому установлено, что невозможно установить местонахождение должника, его имущество либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах или вкладах.
28.08.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Фабричному округу г. Костромы УФССП по Костромской области Егеревой Н.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №96195/20/44002-ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Основанием для окончания исполнительного производства явилось то, что невозможно установить местонахождение должника, его имущество либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах или вкладах.
Копия постановления об окончании и возвращении исполнительного документа от 28.08.2020 и исполнительный документ направлены взыскателю 25.09.2020 посредством почтовой связи, что подтверждается реестром отправки, и вручено адресату 14.10.2020.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Административным истцом не приведены конкретные доводы о нарушении прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд. Факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Окончание исполнительного производства само по себе не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа в пределах срока, установленного статьей 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве», который в отношении исполнительного документа №2-1098/2017 не пропущен.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска (несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав административного истца), в данном деле отсутствует, судебным приставом-исполнителем ОСП по Фабричному округу г. Костромы были произведены действия в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве», направленные на своевременное исполнение требований исполнительного документа №2-1098/2017 в отношении должника Петрова А.С., суд приходит к выводу об отказе административному истцу ООО «Агентство Финансового Контроля» в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Фабричному округу г. Костромы УФССП по Костромской области Егеревой Н. А., старшему судебному приставу- исполнителю ОСП по Фабричному округу г.Костромы УФССП России по Костромской области Огарковой В. Л., УФССП по Костромской области о признании незаконным бездействия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.С. Иоффе
«Копия верна» судья Н.С.Иоффе
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2020