Дело № 3а – 18/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2017 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,

при секретаре Владимировой Е.М.,

с участием административного истца Ермолаева А.В., его представителя Гасымова С.Н.о., действующего на основании письменного заявления административного истца, представителя административного ответчика Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области Стуенко С.Б., действующего на основании доверенности от 17 февраля 2017 года № 01-18/17,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермолаева А.В. к Собранию депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 07 ноября 2016 года № 5-24 в части внесения изменений и дополнений в Устав Ртищевского муниципального района,

установил:

22 декабря 1996 года на референдуме принят Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 07 ноября 2016 года № 5-24 «О внесении изменений и дополнений в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области» внесены изменения и дополнения в статьи 7, 19, 20, 21, 23, 27, 30, 32, 34, 38, 39, 40, 55, 59 и 76 Устава Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Ермолаев А.В. обратился в Саратовский областной суд с административным иском к Собранию депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 07 ноября 2016 года № 5-24 в части внесения изменений в статьи 7, 19, 23 и 76 Устава и вступления данного решения в силу после его официального опубликования.

В обоснование заявленных требований Ермолаев А.В. указывает, что оспариваемым решением в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области внесены изменения, касающиеся полномочий депутатов и порядка формирования Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области. Так Собрание, ранее состоящее из депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, стало формироваться из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений.

По мнению административного истца, оспариваемое решение принято без учёта мнения населения, поскольку в нарушение требований части 4 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), статей 5, 75 Устава Ртищевского муниципального района Саратовской области не был опубликован проект решения о внесении указанных изменений в Устав, не проводились публичные слушания, не были опубликованы результаты публичных слушаний. Также при принятии оспариваемого решения были допущены существенные нарушения Регламента Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области, а само Собрание являлось неправомочным.

Существенное нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта является основанием для признания его недействующим.

Названные обстоятельства нарушают права избирателей Ртищевского городского поселения, в том числе Ермолаева А.В., на участие в обсуждении изменений в Устав и высказывание мнения.

Кроме того, административный истец указывает на неравное представительство в Собрании депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области при его формировании из депутатов поселений, так как избиратели поселения города Ртищево будут иметь в девять раз меньше представителей, чем сельские поселения, что также нарушает права населения города Ртищево и административного истца.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали административное исковое заявление по приведённым основаниям.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. Считал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Собранием в пределах полномочий и с соблюдением процедуры, предусмотренной законом.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено частью 2 статьи 3, частью 1 статьи 72, частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 7, 17, 35, 43, 44 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, в систему которых входят, в том числе устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Уставом муниципального образования в числе прочего должны определяться формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения их полномочий.

Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учёта предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учёта предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Устава Ртищевского муниципального района Саратовской области в редакции, действовавшей с 27 сентября 2016 года, количество депутатов Собрания Ртищевского муниципального района составляет 16 человек.

Участие граждан в обсуждении муниципальных правовых актов на территории Ртищевского муниципального района происходит в форме публичных слушаний в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории Ртищевского муниципального района, утверждённым решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 02 апреля 2009 года № 2-14.

Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области является периодическое издание – газета «Перекрёсток России» (решение Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 8-48).

Как следует из материалов дела, 27 сентября 2016 года на первом заседании Собранием депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области принято решение № 1-10 «О проекте решения Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области» (том № 1 листы дела № 46-56).

Данное решение опубликовано в газете «Перекрёсток России» 04 октября 2016 года № 77 (15682) (том № 1 листы дела № 57-59).

05 октября 2016 года в центральной библиотеке города Ртищево прошли публичные слушания указанного выше проекта решения, по результатам которых Собранию депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области было рекомендовано принять обсуждаемый проект. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Перекрёсток России» 11 октября 2016 года № 79 (15684) (том № 1 листы дела № 60-64).

07 ноября 2016 года состоялось пятое заседание Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области, в котором участвовало 11 депутатов. Первым вопросом в повестке дня значилось внесение изменений и дополнений в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области. За принятие данного решения проголосовали 11 депутатов, что больше двух третей голосов от установленной численности депутатов (том № 1 листы дела № 67-72).

Решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 07 ноября 2016 года № 5-24 внесены следующие изменения в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области:

- статья 7 изложена в новой редакции: «Статья 7. Муниципальные выборы

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» Собрание депутатов Ртищевского муниципального района формируется из глав поселений, входящих в состав Ртищевского муниципального района, и депутатов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с нормой представительства.»;

- статья 19 изложена в новой редакции: «Собрание депутатов Ртищевского муниципального района.

1. Собрание депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области является представительным органом Ртищевского муниципального района.

2. Собрание формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, в соответствии с нормой представительства, установленной Законом Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области», исходя из численности населения поселения. Количество депутатов Собрания составляет 16 человек.

2.1. Полномочия депутата представительного органа муниципального района прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, делегированного в Собрание, представительный орган соответствующего поселения обязан в течение одного месяца избрать в состав Собрания другого депутата.

3. Срок полномочий Собрания составляет пять лет.

4. Депутатом может быть избран гражданин, обладающий в соответствии с федеральным законом избирательным правом.

5. Собрание обладает правами юридического лица.

6. Собрание может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной частью 2 настоящей статьи численности депутатов в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области.

7. Расходы на обеспечение деятельности Собрания предусматриваются в бюджете муниципального района отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.»;

- статья 20 изложена в новой редакции: «Статья 20. Организация работы первого заседания Собрания депутатов муниципального района нового созыва.

1. Собрание нового созыва собирается на свое первое заседание не позднее, чем на пятнадцатый день со дня формирования представительного органа района в правомочном составе.

2. Первое заседание вновь сформированного представительного органа открывает председатель избирательной комиссии муниципального района.

3. Повестка первого заседания нового состава Собрания должна содержать в обязательном порядке следующие вопросы:

1) подтверждение полномочий депутатов, делегированных в Собрание;

2) избрание председателя Собрания депутатов Ртищевского муниципального района и заместителя председателя – секретаря Собрания депутатов муниципального района.

4. Полномочия депутатов Собрания предыдущего созыва прекращаются с момента начала работы представительного органа нового созыва.»;

- статья 21 изложена в новой редакции: «Статья 21. Полномочия Собрания муниципального района.

1. В исключительной компетенции Собрания находятся:

1) принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета, внесение изменений и дополнений в него и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального района в отставку.

2. В компетенции Собрания также находятся:

1) толкование нормативных правовых актов, принятых Собранием;

2) осуществление права законодательной инициативы в Саратовской областной Думе;

3) объявление конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы Ртищевского муниципального района;

4) назначение местного референдума;

5) назначение голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района;

6) избрание из своего состава председателя Собрания и заместителя председателя -секретаря Собрания депутатов;

7) создание комиссий Собрания и назначение их председателей;

8) утверждение структуры и штатного расписания контрольно-счетной комиссии муниципального района, назначение председателя контрольно-счетной комиссии;

9) принятие решений о заключении соглашений с органами местного самоуправления поселений о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципального района и о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселений;

10) утверждение размера платы за пользование муниципальным имуществом;

11) установление тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение;

12) установление размеров и условий оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы муниципального района, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих;

13) установление порядка определения размеров и условий оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений;

14) утверждение схем территориального планирования муниципального района;

15) изъятие земельных участков муниципального района для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа;

16) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района за счет средств бюджета муниципального района;

17) установление почетных званий и премий муниципального района;

18) утверждение по представлению главы муниципального района структуры администрации;

19) принятие решения об уполномоченном органе, осуществляющем полномочия, предусмотренные пунктом 11 части 2 настоящей статьи;

20) утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

21) утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

22) установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

23) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований;

24) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального района, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

2.1. Собрание заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального района о результатах его деятельности, деятельности администрации муниципального района и иных подведомственных главе муниципального района органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием.

По итогам заслушанных отчетов Собрание даёт оценку деятельности главы муниципального района, администрации муниципального района и иных подведомственных главе муниципального района органов местного самоуправления: удовлетворительно либо неудовлетворительно. В случае необходимости Собрание выносит итоговую резолюцию с рекомендациями, определяет срок их выполнения и повторного отчета.

3. Собрание обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами Саратовской области, настоящим Уставом.»;

- в статье 23 пункт 6 изложен в новой редакции: «6. Депутат Собрания не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и должности муниципальной службы в соответствии с федеральным законом.

Депутат Собрания не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования, за исключением случаев установленных федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».;

- статья 27 изложена в новой редакции : «Статья 27. Глава муниципального района.

1. Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

2. Глава муниципального района избирается Собранием из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на срок полномочий Собрания, принявшего решение об избрании его на должность главы Ртищевского муниципального района, и возглавляет администрацию Ртищевского муниципального района.

3. Порядок и условия проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района устанавливается решением Собрания в соответствии с требованиями федерального закона.

4. Общее число членов конкурсной комиссии определяется решением Собрания. Формирование конкурсной комиссии осуществляется в соответствии с федеральным законом.

5. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается Собранием, одна четвертая – Советом муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района, а половина - Губернатором Саратовской области.

6. По результатам конкурса конкурсная комиссия представляет на утверждение Собрания не менее двух кандидатов.

7. Собрание рассматривает представленные на утверждение кандидатуры и принимает решение об избрании на должность одного из представленных кандидатов

8. Глава муниципального района вступает в должность с момента принесения присяги: «Вступая в должность главы Ртищевского муниципального района Саратовской области, клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав (Основной закон) Саратовской области, законы Саратовской области, Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления Ртищевского муниципального района Саратовской области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей Ртищевского муниципального района Саратовской области, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности главы Ртищевского муниципального района Саратовской области».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Собрания, а также почетных граждан муниципального района и представителей общественности в день избрания главы муниципального района.

9. Одно и то же лицо не может занимать должность главы муниципального района более двух сроков подряд.

10. Полномочия главы муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день окончания полномочий Собрания, принявшего решение об избрании его на должность главы муниципального района.

11. Глава муниципального района в своей деятельности:

1) подконтролен и подотчетен населению, Собранию депутатов, Совету муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района;

2) представляет Собранию ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального района, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием;3) обеспечивает осуществление администрацией муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области;

4) представляет Совету муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального района по исполнению полномочий администрации муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района.

12. Глава муниципального района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

13. Глава муниципального района имеет заместителей главы администрации муниципального района.

14. В случае временного отсутствия главы муниципального района (в связи с болезнью или отпуском), а также досрочного прекращение полномочий главы муниципального района его полномочия осуществляет первый заместитель главы администрации муниципального района в соответствии с распределением должностных обязанностей, утвержденных правовым актом администрации Ртищевского муниципального района.

15. Оплата труда главы района, работающего на постоянной основе, возглавляющего местную администрацию, производится в виде денежного вознаграждения (в фиксированной сумме) за исполнение должностным лицом своих обязанностей и ежемесячной процентной надбавки к денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и выплачивается в денежной форме (рублях) два раза в месяц. Главе района выплачивается материальная помощь в размере двух денежных вознаграждений в год и одна единовременная выплата в размере денежного вознаграждения при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

16. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска главе муниципального района устанавливается решением Собрания депутатов.»;

- статья 30 изложена в новой редакции: «Статья 30. Администрация Ртищевского муниципального района.

1. Администрация Ртищевского муниципального района (далее - администрация муниципального района) является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом Ртищевского муниципального района.

2. Администрацией муниципального района руководит глава муниципального района на принципах единоначалия.

3. Структура администрации утверждается Собранием по представлению главы муниципального района. В структуру администрации муниципального района входят отраслевые (функциональные) и территориальные отделы администрации муниципального района, которые могут обладать правами юридического лица, а также обязательно наличие финансового органа и органа по управлению имуществом, в сфере землепользования и архитектуры, руководители которых назначаются главой района.

4. Администрация муниципального района подконтрольна Собранию в части исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

5. Администрация муниципального района является юридическим лицом.

6. Администрация муниципального района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Саратовской области, настоящим Уставом, решениями Собрания, постановлениями и распоряжениями главы муниципального района и Положением об администрации муниципального района.»;

- статья 32 изложена в новой редакции: «Статья 32. Председатель Собрания.

Председатель Собрания осуществляет следующие полномочия:

1) подписывает нормативные правовые и правовые акты Собрания, обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, правовые акты, принятые Собранием;

2) издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов;

3) вправе требовать созыва внеочередного заседания Собрания депутатов;

4) организует работу Собрания депутатов, координирует деятельность его органов, в том числе:

- осуществляет руководство подготовкой заседания;

- контролирует и обеспечивает выполнение Регламента Собрания депутатов;

- организует выполнение решений Собрания депутатов;

- принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе Собрания депутатов;

- организует прием граждан и должностных лиц организаций, предприятий и учреждений в Собрании депутатов.»;

- статья 34 изложена в новой редакции: «Статья 34. Основные формы взаимодействия администрации муниципального района и представительного органа муниципального района.

1. Администрация муниципального района и Собрание обязаны взаимодействовать в интересах населения на основе разграничения функций и полномочий, руководствуясь общностью решаемых задач, принципами народовластия, законности и гласности.

2. Собрание и администрация муниципального района направляют друг другу планы работ, принятые акты и другую информацию.»;

- статья 38 изложена в новой редакции: «Статья 38. Система муниципальных правовых актов муниципального района.

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) Устав муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме;

2) постановления и распоряжения председателя Собрания депутатов;

3) нормативные и иные правовые акты Собрания муниципального района;

4) постановления и распоряжения главы муниципального района;

5) постановления и распоряжения администрации муниципального района;

6) правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

2. Настоящий Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального района в соответствии с действующим законодательством.

3. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального района и правовым актам, принятым на местном референдуме.»;

- в статье 39 пункт 3 изложен в новой редакции: «3. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме, является основанием для отзыва главы муниципального района или досрочного прекращения полномочий Собрания.»;

- статья 40 изложена в новой редакции: «Статья 40. Правовые акты Собрания муниципального района.

1. Собрание по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, решение об удалении главы муниципального района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом.

2. Нормативные правовые акты Собрания принимаются в форме решений.

3. Решения Собрания, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ртищевского муниципального района принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания, если иное не установлено федеральным законодательством.

4. Нормативный правовой акт, принятый Собранием, направляется главе муниципального района для подписания и обнародования в течение 10 дней.

5. Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию), за исключением решений или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

6. Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования), если самими решениями не установлен более поздний срок вступления их в силу, за исключением решений о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

7. Решения по вопросам организации деятельности Собрания вступают в силу со дня их принятия, если самими решениями не определен иной срок их вступления в силу.

8. Днем принятия решения Собрания считается день принятия его Собранием в окончательной редакции.

9. Собрание вправе принимать заявления, обращения и иные акты, не имеющие правового характера.»;

- статья 55 изложена в новой редакции: «Статья 55. Внесение изменений и дополнений в решение о бюджете муниципального района.

По инициативе главы муниципального района администрация муниципального района разрабатывает и представляет Собранию депутатов муниципального района проект решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете муниципального района по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования решения о бюджете муниципального района, в том числе в части, заменяющей основные характеристики бюджета муниципального района, а также распределение расходов бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификации бюджета Российской Федерации в порядке, установленном Собранием муниципального района.»;

- в статье 59 пункт 6 изложен в новой редакции: «6. Собрание в соответствии с федеральным законом устанавливает размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы муниципального района, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, порядок определения размеров и условий оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.»;

- статья 76 изложена в новой редакции: «Статья 76. Переходные положения

1. Пункт 3 статьи 19 вступает в силу со дня начала работы Собрания шестого созыва. Срок полномочий депутатов Собрания пятого созыва заканчивается в день окончания полномочий депутатов Советов муниципальных образований Ртищевского муниципального района третьего созыва.».

В пункте 4 оспариваемого нормативного правового акта установлено, что данное решение вступает в силу после его официального опубликования (том № 1 листы дела № 73-77).

Названные изменения, внесённые в Устав Ртищевского муниципального района решением Собрания депутатов от 07 ноября 2016 года № 5-24, зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области 10 ноября 2016 года – государственный регистрационный номер RU 645300002016002 (том № 1 листы дела № 78-101).

Решение Собрания депутатов от 07 ноября 2016 года № 5-24 опубликовано в газете «Перекрёсток России» 11 ноября 2016 года № 88 (15693) (том № 1 листы дела № 102-104).

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оценив приведённые выше доказательства, суд приходит к выводу, что решение Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 07 ноября 2016 года № 5-24 принято представительным органом Ртищевского муниципального района в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, с соблюдением установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие и вступления его в силу.

Собрание депутатов Ртищевского муниципального района пятого созыва сформировано в порядке, предусмотренном статьёй 35 Закона № 131-ФЗ, Законом Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» (далее – Закон Саратовской области № 131-ЗСО), Уставом Ртищевского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 года, и может осуществлять свои полномочия, так как избрано в полном составе. Оснований считать состав Собрания депутатов Ртищевского муниципального района пятого созыва неправомочным не имеется.

Оспариваемые административным истцом изменения в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области, фактически связанные с переходом от формирования представительного органа муниципального района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании к формированию из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Статья 19 Устава Ртищевского муниципального района Саратовской области до внесения оспариваемых изменений предусматривала, что собрание муниципального района состоит из 20 депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Аналогичные положения закреплены в статье 1 Закона Саратовской области № 131-ЗСО в редакции Закона Саратовской области от 04 мая 2016 года № 64-ЗСО.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлениях от 18 мая 2011 года № 9-П и от 01 декабря 2015 года № 30-П, формирование представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному (районному) принципу, в отличном от муниципальных выборов порядке возможно, если при этом обеспечивается формирование соответствующего органа муниципальной власти как органа народного представительства, что предполагает вхождение в его состав лиц из числа ранее избранных населением на муниципальных выборах – глав соответствующих поселений и депутатов поселенческих представительных органов. Представительный орган муниципального района, сформированный из представителей поселений, сохраняет устойчивую публично-правовую связь с населением, поскольку входящие в его состав главы поселений и депутаты представительных органов поселений приобретают свои полномочия на основе волеизъявления населения, подконтрольны ему и перед ним ответственны, обязаны в процессе осуществления публично-властной деятельности, в том числе в случае наделения их правовым статусом депутата представительного органа муниципального района, руководствоваться интересами избравшего их местного сообщества. В таких случаях правовой статус лица как депутата представительного органа муниципального района обусловлен его избранием главой входящего в состав данного муниципального района поселения или депутатом его представительного органа, а потому с истечением срока (или досрочным прекращением) полномочий представительного органа поселения оканчиваются и полномочия этого лица как депутата представительного органа муниципального района. При проведении очередных муниципальных выборов население поселения учитывает результаты деятельности выборных лиц как депутатов представительного органа муниципального района и в зависимости от этого может поддержать их или, напротив, отказать в поддержке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что после внесения оспариваемых административным истцом изменений в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области представительный орган данного муниципального образования стал формироваться из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в данный муниципальный район, избранных населением на муниципальных выборах, при этом переход к такому способу формирования представительного органа муниципального района осуществлён с учётом мнения населения путём проведения соответствующих публичных слушаний, суд приходит к выводу о том, что решение Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 07 ноября 2016 года № 5-24 в оспариваемой административным истцом части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административного истца о том, что не был опубликован проект решения о внесении указанных изменений в Устав, не проводились публичные слушания, не были опубликованы результаты публичных слушаний являются несостоятельными по следующим основаниям.

Исходя из положений статей 3, 12, 130 Конституции Российской Федерации, статей 1, 28, 44 Федерального закона № 131-ФЗ, с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учёт мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Публичные слушания являются публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования. Они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Применительно к обсуждению на публичных слушаниях проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, такое обсуждение проводится в прямо предусмотренных законом случаях, в том числе при принятии устава муниципального образования, а также нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 года Собранием депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области принято решение № 14-76 «О проекте решения Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области» (том № 1 листы дела № 119-127), которым предусматривалось внесение изменений в статьи 4, 17, 19, 21, 22, 32, 47, 65.1 Устава муниципального района, в том числе в части перехода от формирования представительного органа муниципального района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании к формированию из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений.

Данное решение опубликовано в газете «Перекрёсток России» 02 декабря 2014 года № 93 (15497) (том № 1 листы дела № 128-130).

12 декабря 2014 года проведены публичные слушания, на которых обсуждалось названное решение и населением было рекомендовано его принять (том № 1 лист дела № 131).

Итоги публичных слушаний опубликованы в газете «Перекрёсток России» 26 декабря 2014 года № 100 (15504) (том № 1 листы дела № 132-135).

Решениями Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 28 января 2015 года № 2-6 и от 18 марта 2016 года № 4-23 (том № 1 листы дела № 140-145, том № 2 листы дела № 23-24) внесены изменения в статью 76 «Переходные положения» Устава Ртищевского муниципального района Саратовской области, предусматривающие переход к формированию представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений, после истечения срока полномочий Собрания депутатов Ртищевского муниципального района четвёртого созыва.

Изменения, внесённые в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области указанными выше решениями, зарегистрированы Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области соответственно 06 марта 2015 года и 18 апреля 2016 года (том № 1 листы дела № 146-172, 192-221).

Данные решения также опубликованы в газете «Перекрёсток России» № 22 (15527) 27 марта 2015 года, № 33 (15638) 03 мая 2016 года (том № 1 листы дела № 173-175, 222-224).

Таким образом, вопрос о внесении изменений в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области, предусматривающих переход к формированию представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений, выносился на публичные слушания и был поддержан населением муниципального района.

Оспариваемое решение Собрания от 07 ноября 2016 года № 5-24, принятое после истечения срока полномочий Собрания депутатов Ртищевского муниципального района четвёртого созыва, фактически было направлено на приведение Устава в соответствие с вступившими в законную силу переходными положениями в части порядка формирования представительного органа муниципального района.

В такой ситуации проведение повторных публичных слушаний по названному вопросу не требовалось.

Пункт 4 решения Собрания от 07 ноября 2016 года № 5-24, предусматривающий, что оно вступает в силу после его официального опубликования, не противоречит положениям статьи 44 Закона № 131-ФЗ, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не изменял структуру и полномочия органов местного самоуправления, а приводил Устав в соответствие с вступившими в законную силу переходными положениями.

Также не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим доводы административного истца о неравном представительстве населения в Собрании депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области, поскольку решение Собрания от 07 ноября 2016 года № 5-24 таких положений не содержит. Нормы представительства поселений, входящих в состав муниципального района установлены статьёй 2 Закона Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области».

Приведённые в административном исковом заявлении процедурные нарушения Регламента Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области не являются существенными, не повлекли за собой невозможность принятия оспариваемого нормативного правового акта и не являются достаточным основанием для вывода о нарушении установленной законом процедуры принятия нормативного акта.

Доводы административного истца о нарушениях процедуры принятия решения Собрания от 28 января 2015 года № 2-6 не могут быть приняты судом, поскольку данное обстоятельство не входит в предмет доказывания по настоящему административному делу. При этом судом установлено, что названное решение зарегистрировано в установленном законом порядке, опубликовано и не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. При таких обстоятельствах оснований для неприменения данного акта органа местного самоуправления (часть 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, абзац 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) суд не усматривает.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд не находит оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2016 ░░░░ № 5-24 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-18/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ермолаев А.В.
Ответчики
Председатель Собрания Депутатов Ртищевского муниципального района 5 созыва Агишева Наталья Александровна
Суд
Саратовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
03.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
06.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
27.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2017[Адм.] Судебное заседание
28.03.2017[Адм.] Судебное заседание
31.03.2017[Адм.] Судебное заседание
18.04.2017[Адм.] Судебное заседание
24.04.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее