Решение по делу № 33-14474/2024 от 31.07.2024

УИД 66RS0007-01-2023-007399-49

дело № 2-613/2024 (№ 33-14474/2024)

мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.09.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 05 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Редозубовой Т.Л., Хрущевой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Ивановой Л.Ф. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 о включении периода в специальный стаж, признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 23.01.2024.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иванова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (далее по тексту Управление), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

С 08.10.2012 истец является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ей на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истец обратилась в Управление с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей ее право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ответчиком 17.03.2023 вынесено решение № 6, которым в удовлетворении заявления Ивановой Л.В. отказано со ссылкой на то, что стаж работы истца в государственных образовательных организациях, а также муниципальных образовательных организациях на территории Свердловской области составил 07 лет 06 месяцев при требуемом не менее 10 лет. С указанным решением Иванова Л.В. не согласна, полагая, что в стаж трудовой деятельности, дающий право на предоставление спорной меры социальной поддержки, необоснованно не включен период ее работы с 09.04.1990 по 05.02.1993 в должности медицинской сестры в детском комбинате совхоза «Дружба», который впоследствии был реорганизован в ТОО «Дружба».

На основании изложенного, истец просила: признать действия Управления об отказе в предоставлении ей мер социальной поддержки для работников образовательных организаций, расположенных в сельской местности, незаконными; включить период ее работы в должности медицинской сестры с 09.04.1990 по 05.02.1993 в стаж работы, дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; возложить на Управление обязанность выдать ей справку, подтверждающую право на получение мер социальной поддержки бессрочно.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, настаивая на том, что работа истца в детском дошкольном учреждении, входившем в структуру совхоза «Дружба» и ТОО «Дружба», не может учитываться в целях определения права истца на предоставление спорной льготы, поскольку указанные организации не являются государственными образовательными и(или) муниципальными образовательными организациями Свердловской области, расположенными в сельской местности.

Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 23.01.2024 исковые требования Ивановой Л.В. удовлетворены. Признано незаконным решение Управления от 17.03.2023 № 6 об отказе Ивановой Л.В. в выдаче справки. Период работы истца с 09.04.1990 по 05.02.1993 в должности медицинской сестры в детском комбинате совхоза «Дружба» включен в стаж работы, дающей право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На Управление возложена обязанность выдать истцу справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

Ответчик с таким решением суда не согласился.

В апелляционной жалобе представитель Управления по доверенности Гарипова А.Н., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, просит решение суда отменить. Апеллянт повторяет доводы возражений на иск о необоснованности включения спорного периода в стаж работы в целях установления меры социальной поддержки, поскольку совхоз «Дружба» и ТОО «Дружба», в чьем ведомстве находился детский сад, где истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период, не относятся к категории государственных образовательных и(или) муниципальных образовательных организаций Свердловской области, расположенных в сельской местности.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апеллянта.

В заседание судебной коллегии ответчик своего представителя не направил, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещался заблаговременно и надлежащим образом – по адресу электронной почты, а также путем размещения 05.08.2024 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Сведениями о причинах неявки представителя ответчика судебная коллегия не располагает, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, сторонами не заявлено.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, в пределах которых проверив законность и обоснованность решения суда (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Из материалов дела следует, установлено судом, что <дата> Иванова Л.В. обратилась в Управление с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив вместе с заявлением копию трудовой книжки серии АТ-II <№>.

Согласно записям в указанной трудовой книжке, с 09.04.1990 истец была принята на работу медицинской сестрой в детский комбинат совхоза «Дружба», в связи с реорганизацией совхоза «Дружба» 06.02.1993 была уволена переводом в ТОО «Дружба», куда этой же датой принята медицинской сестрой в 1 отделение в детский комбинат, уволена 21.02.1994 в порядке перевода детского сада в с/совет, на основании п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ, 10.03.03.1994 истец принята на работу в порядке перевода медсестрой в Малотавринский детский комбинат, 31.12.1997 - переведена в связи с переименованием дошкольного учреждения в муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования детский сад, с 12.09.2001 переведена на 0,5 ставки старшей медицинской сестрой, 27.02.2002 - переведена старшей медицинской сестрой в связи с переименованием детского сада в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад, 20.10.2003 – уволена по собственному желанию (л.д. 13-15).

Решением Управления от 17.03.2023 № 6 Ивановой Л.В. отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, со ссылкой на то, что у истца отсутствует специальный стаж работы не менее 10 лет, учитываемый для выдачи справки, указано, что трудовая деятельность истца в государственных образовательных организациях, а также муниципальных образовательных организациях на территории Свердловской области составила 07 лет 06 месяцев (л.д. 12).

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд руководствовался положениями ч.1 п. 2 ст. 24, ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (далее Закон СО №78-ОЗ), ст. 15 Закона СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», нормами постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа», учел правовую позицию, выраженную в определении от 02.02.2006 № 56-О. В соответствии с приведенными нормативными актами суд пришел к выводу, что в спорный период детский комбинат совхоза «Дружба» являлся государственной образовательной организацией, находящейся в ведении исполнительных органов государственной власти, а потому спорный период работы истца в указанном детском комбинате подлежит включению в трудовой стаж, учитываемый для предоставления спорной меры социальной поддержки. Поскольку с учетом спорного периода работы истца продолжительность такого стажа составила более 10 лет, суд возложил на ответчика обязанность выдать истцу справку, удостоверяющую право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом СО № 78-ОЗ.

Судебная коллегия не находит по доводам апелляционной жалобы ответчика оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.

Частью 2 пункта 2 статьи 24 Закона СО № 78-ОЗ предусмотрено установление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, получающих страховую пенсию по старости и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области.

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона № 78-ОЗ указанные в ч. 2 п. 2 ст. 24 настоящего закона меры социальной поддержки распространены на работников государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, не относящихся к числу педагогических работников, замещающих должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона СО № 78-ОЗ на работников государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и на работников, осуществлявших работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не относившихся к числу педагогических работников, замещавших должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, получающих страховую пенсию по старости и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, распространяются меры социальной поддержки, указанные в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона.

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП утвержден «Перечень должностей работников государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, не относящихся к числу педагогических работников, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В указанный перечень включены медицинские работники (врачи, медицинские сестры, фельдшеры).

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений правом на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг пользуются проживающие на территории Свердловской области и вышедшие на пенсию работники государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, либо работники обособленных структурных подразделений государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не относившиеся к числу педагогических работников, замещавшие должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, имеющие стаж работы в указанных образовательных организациях не менее 10 лет.

Соответственно, для вывода о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, установленных в ч. 1 п. 2 ст. 24 Закона СО № 78-ОЗ, требуется соблюдение совокупности нескольких условий: стаж работы в государственном или муниципальном образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, не менее 10 лет; осуществление работы в должности, предусмотренной соответствующим перечнем; получение страховой пенсии по старости; проживание на территории Свердловской области.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что истец, <дата> года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, проживает на территории Свердловской области и в спорный период выполняла трудовые обязанности в должности, предусмотренной указанным выше перечнем, утвержденным постановлением Правительства СО от 26.06.2012 № 690-ПП.

Однако ответчик настаивает на отсутствии у истца необходимой продолжительности специального стажа работы, указывая, что спорный период работы истца в детском саду совхоз «Дружба» не может быть включен в стаж в целях установления меры социальной поддержки, предусмотренной ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона СО № 78-ОЗ, поскольку совхоз «Дружба», в структуре которого находился детский сад, не является государственной либо муниципальной образовательной организацией, детский сад также не являлся ни самостоятельной государственной или муниципальной образовательной организацией, ни их структурным подразделением.

Указанные доводы ответчика являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Из копий кадровых приказов, справок Малотавринской сельской администрации Администрации Артинского городского округа (л.д. 18-23) следует, что детский сад совхоза «Дружба» располагался в селе Малая Тавра Артинского района Свердловской области, т.е. в спорный период трудовая деятельность осуществлялась истцом в сельской местности, что ответчик не оспаривает.

То обстоятельство, что работа истца в спорный период протекала в детском дошкольном образовательном учреждении, являвшемся структурным подразделением совхоза «Дружба», т.е. в ведомственном детском саду, не свидетельствует об отсутствии у истца права на меру социальной поддержки, установленную Законом СО № 78-ОЗ, ввиду следующего.

В спорный период работы истца действовал Закон РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» (далее Закон «О народном образовании»), утративший силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ст. 5 Закона «О народном образовании» система народного образования в РСФСР включала в себя: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.

Руководство народным образованием в РСФСР в соответствии с Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и конституциями автономных республик осуществляют высшие органы государственной власти и управления Союза ССР, РСФСР и автономных республик, местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты (ст. 9 Закона «О народном образовании»).

Учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов. Отдельные виды учебно-воспитательных учреждений могут находиться в ведении колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций (ст. 13 Закона «О народном образовании»).

Детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями. Разрешение на организацию детских дошкольных учреждений дается исполнительными комитетами соответствующих Советов по месту организации детского дошкольного учреждения (ст. 23 Закона «О народном образовании»).

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании детские дошкольные учреждения осуществляют свою деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР (ст. 24 Закона «О народном образовании»).

Педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляют Министерство просвещения СССР, Министерство просвещения РСФСР, министерства просвещения автономных республик и их местные органы (ст. 26 Закона «О народном образовании»).

Обеспечение детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, медицинскими работниками осуществляют соответствующие органы здравоохранения (ч. 2 ст. 27 Закона «О народном образовании»).

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, детские дошкольные учреждения, как организованные исполкомами Совета народных депутатов, так и организованные с разрешения последних государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями, входили в систему народного образования и независимо от ведомственной подчиненности осуществляли деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР, обеспечивались педагогическими и медицинскими работниками государственными органами исполнительной власти. При этом детские дошкольные учреждения в любом случае являлись структурными подразделениями либо органов управления образования (отделы народного образования в исполкомах Советов народных депутатов), либо государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, поскольку впервые понятие образовательной организации как самостоятельного юридического лица появилось лишь в ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Совхозы являлись государственными предприятиями сельского хозяйства, что следует из постановления Совмина СССР от 24.05.1962 № 475 «О режиме рабочего времени рабочих совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства».

При таком положении, поскольку детский сад, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период с 09.04.1990 по 05.02.1993, являлся структурным подразделением совхоза «Дружба» - государственного предприятия сельского хозяйства, т.е. данное детское дошкольное учреждение было организовано и осуществляло свою деятельность в порядке, установленном Законом «О народном образовании», входило в единую систему народного образования, в спорный период работы истца указанное дошкольное образовательное учреждение находилось на территории сельского населенного пункта (село Малая Тавра Артинского района Свердловской области), судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что работа истца в указанном детском дошкольном учреждении должна быть включена в стаж, дающий право на установление меры социальной поддержки в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона СО № 78-ОЗ.

Утверждение ответчика в жалобе об обратном несостоятельно и основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того, позиция ответчика противоречит принципам справедливости и равенства, гарантирующим защиту от любых форм дискриминации, что означает, помимо прочего, запрет таких различий в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Отказывая истцу в праве на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на то, что она работала в спорный период в ведомственном дошкольном учреждении, организованном государственным предприятием с разрешения исполкома Совета народных депутатов, ответчик ставит истца в неравное положение по сравнению с такими же работниками, но работавшими в тот же период в детских дошкольных учреждениях, организованных непосредственно исполкомами Совета народных депутатов, что не имеет объективного и разумного оправдания.

Поскольку с учетом спорного периода работы истца продолжительность стажа, дающего право на установление меры социальной поддержки в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона СО № 78-ОЗ, составляет более 10 лет, при доказанности соблюдения иных условий для установления истцу указанной меры социальной поддержки суд правомерно возложил на ответчика обязанность выдать истцу справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом СО № 78-ОЗ.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 23.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Редозубова Т.Л.

Хрущева О.В.

УИД 66RS0007-01-2023-007399-49

дело № 2-613/2024 (№ 33-14474/2024)

мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.09.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 05 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Редозубовой Т.Л., Хрущевой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Ивановой Л.Ф. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 о включении периода в специальный стаж, признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 23.01.2024.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иванова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (далее по тексту Управление), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

С 08.10.2012 истец является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ей на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истец обратилась в Управление с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей ее право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ответчиком 17.03.2023 вынесено решение № 6, которым в удовлетворении заявления Ивановой Л.В. отказано со ссылкой на то, что стаж работы истца в государственных образовательных организациях, а также муниципальных образовательных организациях на территории Свердловской области составил 07 лет 06 месяцев при требуемом не менее 10 лет. С указанным решением Иванова Л.В. не согласна, полагая, что в стаж трудовой деятельности, дающий право на предоставление спорной меры социальной поддержки, необоснованно не включен период ее работы с 09.04.1990 по 05.02.1993 в должности медицинской сестры в детском комбинате совхоза «Дружба», который впоследствии был реорганизован в ТОО «Дружба».

На основании изложенного, истец просила: признать действия Управления об отказе в предоставлении ей мер социальной поддержки для работников образовательных организаций, расположенных в сельской местности, незаконными; включить период ее работы в должности медицинской сестры с 09.04.1990 по 05.02.1993 в стаж работы, дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; возложить на Управление обязанность выдать ей справку, подтверждающую право на получение мер социальной поддержки бессрочно.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, настаивая на том, что работа истца в детском дошкольном учреждении, входившем в структуру совхоза «Дружба» и ТОО «Дружба», не может учитываться в целях определения права истца на предоставление спорной льготы, поскольку указанные организации не являются государственными образовательными и(или) муниципальными образовательными организациями Свердловской области, расположенными в сельской местности.

Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 23.01.2024 исковые требования Ивановой Л.В. удовлетворены. Признано незаконным решение Управления от 17.03.2023 № 6 об отказе Ивановой Л.В. в выдаче справки. Период работы истца с 09.04.1990 по 05.02.1993 в должности медицинской сестры в детском комбинате совхоза «Дружба» включен в стаж работы, дающей право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На Управление возложена обязанность выдать истцу справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

Ответчик с таким решением суда не согласился.

В апелляционной жалобе представитель Управления по доверенности Гарипова А.Н., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, просит решение суда отменить. Апеллянт повторяет доводы возражений на иск о необоснованности включения спорного периода в стаж работы в целях установления меры социальной поддержки, поскольку совхоз «Дружба» и ТОО «Дружба», в чьем ведомстве находился детский сад, где истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период, не относятся к категории государственных образовательных и(или) муниципальных образовательных организаций Свердловской области, расположенных в сельской местности.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апеллянта.

В заседание судебной коллегии ответчик своего представителя не направил, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещался заблаговременно и надлежащим образом – по адресу электронной почты, а также путем размещения 05.08.2024 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Сведениями о причинах неявки представителя ответчика судебная коллегия не располагает, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, сторонами не заявлено.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, в пределах которых проверив законность и обоснованность решения суда (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Из материалов дела следует, установлено судом, что <дата> Иванова Л.В. обратилась в Управление с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив вместе с заявлением копию трудовой книжки серии АТ-II <№>.

Согласно записям в указанной трудовой книжке, с 09.04.1990 истец была принята на работу медицинской сестрой в детский комбинат совхоза «Дружба», в связи с реорганизацией совхоза «Дружба» 06.02.1993 была уволена переводом в ТОО «Дружба», куда этой же датой принята медицинской сестрой в 1 отделение в детский комбинат, уволена 21.02.1994 в порядке перевода детского сада в с/совет, на основании п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ, 10.03.03.1994 истец принята на работу в порядке перевода медсестрой в Малотавринский детский комбинат, 31.12.1997 - переведена в связи с переименованием дошкольного учреждения в муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования детский сад, с 12.09.2001 переведена на 0,5 ставки старшей медицинской сестрой, 27.02.2002 - переведена старшей медицинской сестрой в связи с переименованием детского сада в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад, 20.10.2003 – уволена по собственному желанию (л.д. 13-15).

Решением Управления от 17.03.2023 № 6 Ивановой Л.В. отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, со ссылкой на то, что у истца отсутствует специальный стаж работы не менее 10 лет, учитываемый для выдачи справки, указано, что трудовая деятельность истца в государственных образовательных организациях, а также муниципальных образовательных организациях на территории Свердловской области составила 07 лет 06 месяцев (л.д. 12).

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд руководствовался положениями ч.1 п. 2 ст. 24, ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (далее Закон СО №78-ОЗ), ст. 15 Закона СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», нормами постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа», учел правовую позицию, выраженную в определении от 02.02.2006 № 56-О. В соответствии с приведенными нормативными актами суд пришел к выводу, что в спорный период детский комбинат совхоза «Дружба» являлся государственной образовательной организацией, находящейся в ведении исполнительных органов государственной власти, а потому спорный период работы истца в указанном детском комбинате подлежит включению в трудовой стаж, учитываемый для предоставления спорной меры социальной поддержки. Поскольку с учетом спорного периода работы истца продолжительность такого стажа составила более 10 лет, суд возложил на ответчика обязанность выдать истцу справку, удостоверяющую право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом СО № 78-ОЗ.

Судебная коллегия не находит по доводам апелляционной жалобы ответчика оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.

Частью 2 пункта 2 статьи 24 Закона СО № 78-ОЗ предусмотрено установление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, получающих страховую пенсию по старости и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области.

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона № 78-ОЗ указанные в ч. 2 п. 2 ст. 24 настоящего закона меры социальной поддержки распространены на работников государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, не относящихся к числу педагогических работников, замещающих должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона СО № 78-ОЗ на работников государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и на работников, осуществлявших работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не относившихся к числу педагогических работников, замещавших должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, получающих страховую пенсию по старости и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, распространяются меры социальной поддержки, указанные в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона.

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП утвержден «Перечень должностей работников государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, не относящихся к числу педагогических работников, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В указанный перечень включены медицинские работники (врачи, медицинские сестры, фельдшеры).

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений правом на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг пользуются проживающие на территории Свердловской области и вышедшие на пенсию работники государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, либо работники обособленных структурных подразделений государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не относившиеся к числу педагогических работников, замещавшие должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, имеющие стаж работы в указанных образовательных организациях не менее 10 лет.

Соответственно, для вывода о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, установленных в ч. 1 п. 2 ст. 24 Закона СО № 78-ОЗ, требуется соблюдение совокупности нескольких условий: стаж работы в государственном или муниципальном образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, не менее 10 лет; осуществление работы в должности, предусмотренной соответствующим перечнем; получение страховой пенсии по старости; проживание на территории Свердловской области.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что истец, <дата> года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, проживает на территории Свердловской области и в спорный период выполняла трудовые обязанности в должности, предусмотренной указанным выше перечнем, утвержденным постановлением Правительства СО от 26.06.2012 № 690-ПП.

Однако ответчик настаивает на отсутствии у истца необходимой продолжительности специального стажа работы, указывая, что спорный период работы истца в детском саду совхоз «Дружба» не может быть включен в стаж в целях установления меры социальной поддержки, предусмотренной ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона СО № 78-ОЗ, поскольку совхоз «Дружба», в структуре которого находился детский сад, не является государственной либо муниципальной образовательной организацией, детский сад также не являлся ни самостоятельной государственной или муниципальной образовательной организацией, ни их структурным подразделением.

Указанные доводы ответчика являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Из копий кадровых приказов, справок Малотавринской сельской администрации Администрации Артинского городского округа (л.д. 18-23) следует, что детский сад совхоза «Дружба» располагался в селе Малая Тавра Артинского района Свердловской области, т.е. в спорный период трудовая деятельность осуществлялась истцом в сельской местности, что ответчик не оспаривает.

То обстоятельство, что работа истца в спорный период протекала в детском дошкольном образовательном учреждении, являвшемся структурным подразделением совхоза «Дружба», т.е. в ведомственном детском саду, не свидетельствует об отсутствии у истца права на меру социальной поддержки, установленную Законом СО № 78-ОЗ, ввиду следующего.

В спорный период работы истца действовал Закон РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» (далее Закон «О народном образовании»), утративший силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ст. 5 Закона «О народном образовании» система народного образования в РСФСР включала в себя: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.

Руководство народным образованием в РСФСР в соответствии с Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и конституциями автономных республик осуществляют высшие органы государственной власти и управления Союза ССР, РСФСР и автономных республик, местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты (ст. 9 Закона «О народном образовании»).

Учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов. Отдельные виды учебно-воспитательных учреждений могут находиться в ведении колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций (ст. 13 Закона «О народном образовании»).

Детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями. Разрешение на организацию детских дошкольных учреждений дается исполнительными комитетами соответствующих Советов по месту организации детского дошкольного учреждения (ст. 23 Закона «О народном образовании»).

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании детские дошкольные учреждения осуществляют свою деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР (ст. 24 Закона «О народном образовании»).

Педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляют Министерство просвещения СССР, Министерство просвещения РСФСР, министерства просвещения автономных республик и их местные органы (ст. 26 Закона «О народном образовании»).

Обеспечение детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, медицинскими работниками осуществляют соответствующие органы здравоохранения (ч. 2 ст. 27 Закона «О народном образовании»).

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, детские дошкольные учреждения, как организованные исполкомами Совета народных депутатов, так и организованные с разрешения последних государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями, входили в систему народного образования и независимо от ведомственной подчиненности осуществляли деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР, обеспечивались педагогическими и медицинскими работниками государственными органами исполнительной власти. При этом детские дошкольные учреждения в любом случае являлись структурными подразделениями либо органов управления образования (отделы народного образования в исполкомах Советов народных депутатов), либо государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, поскольку впервые понятие образовательной организации как самостоятельного юридического лица появилось лишь в ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Совхозы являлись государственными предприятиями сельского хозяйства, что следует из постановления Совмина СССР от 24.05.1962 № 475 «О режиме рабочего времени рабочих совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства».

При таком положении, поскольку детский сад, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период с 09.04.1990 по 05.02.1993, являлся структурным подразделением совхоза «Дружба» - государственного предприятия сельского хозяйства, т.е. данное детское дошкольное учреждение было организовано и осуществляло свою деятельность в порядке, установленном Законом «О народном образовании», входило в единую систему народного образования, в спорный период работы истца указанное дошкольное образовательное учреждение находилось на территории сельского населенного пункта (село Малая Тавра Артинского района Свердловской области), судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что работа истца в указанном детском дошкольном учреждении должна быть включена в стаж, дающий право на установление меры социальной поддержки в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона СО № 78-ОЗ.

Утверждение ответчика в жалобе об обратном несостоятельно и основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того, позиция ответчика противоречит принципам справедливости и равенства, гарантирующим защиту от любых форм дискриминации, что означает, помимо прочего, запрет таких различий в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Отказывая истцу в праве на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на то, что она работала в спорный период в ведомственном дошкольном учреждении, организованном государственным предприятием с разрешения исполкома Совета народных депутатов, ответчик ставит истца в неравное положение по сравнению с такими же работниками, но работавшими в тот же период в детских дошкольных учреждениях, организованных непосредственно исполкомами Совета народных депутатов, что не имеет объективного и разумного оправдания.

Поскольку с учетом спорного периода работы истца продолжительность стажа, дающего право на установление меры социальной поддержки в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона СО № 78-ОЗ, составляет более 10 лет, при доказанности соблюдения иных условий для установления истцу указанной меры социальной поддержки суд правомерно возложил на ответчика обязанность выдать истцу справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом СО № 78-ОЗ.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 23.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Редозубова Т.Л.

Хрущева О.В.

33-14474/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Иванова Людмила Владимировна
Ответчики
ТОИОГВ СО-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Колесникова Оксана Георгиевна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
01.08.2024Передача дела судье
05.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024Передано в экспедицию
05.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее