Решение от 27.09.2023 по делу № 7У-7408/2023 [77-3621/2023] от 19.07.2023

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

<адрес>                                                       ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи ФИО3,

судей ФИО21, ФИО4,

при секретаре ФИО5,

с участием прокурора ФИО6,

осужденного ФИО1,

адвоката ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного ФИО1 на приговор Осинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми

ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, несудимый

осужден

за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 лет 10 месяцев с ограничением свободы на срок 10 месяцев;

за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 – п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 лет 10 месяцев с ограничением свободы на срок 10 месяцев.

В силу чч. 3 и 4 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет 6 месяцев с ограничением свободы на срок 1 год 4 месяца с установлением ограничений после освобождения из мест лишения свободы: не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования, где осужденный будет проживать после отбывания лишения свободы; не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в период с 22:00 час. до 6:00 час.; не изменять места жительства и пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, и возложением обязанности два раза в месяц являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц для регистрации.

Наказание в виде лишения свободы постановлено отбывать в исправительной колонии строгого режима, срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.

Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения.

Зачтено в срок отбытия наказания время содержания ФИО1 под стражей в период с ДД.ММ.ГГГГ до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

Взыскано с ФИО1 в пользу ФИО10 300 000 руб. в качестве компенсации морального вреда.

Разрешена судьба вещественных доказательств, процессуальных издержек.

В апелляционном порядке приговор изменен:

исключена из описательно-мотивировочной части ссылка как на доказательство вины осужденного в совершении преступлений на показания обвиняемого ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 86-92), полученные в ходе предварительного следствия по делу.

В остальной части приговор оставлен без изменения.

Заслушав доклад судьи ФИО21 об обстоятельствах дела, содержании судебных решений и доводах кассационной жалобы, выступления осужденного ФИО1 и адвоката ФИО7, поддержавших доводы жалобы, прокурора ФИО6, просившего судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 признан виновным в убийстве ФИО8, а также в покушении на убийство двух лиц – ФИО8 и ФИО10, совершенных в ночь с 12 на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

В кассационной жалобе осужденный ФИО1 просит приговор отменить и принять по делу новое решение, вернуть его под юрисдикцию Бардымского районного суда <адрес>. В обоснование указывает, что <адрес>вой суд неправомерно изменил территориальную подсудность дела, поскольку помощник судьи Бардымского районного суда ФИО9 не является его родственницей. Приводит доводы о том, что обвинение построено фактически лишь на показаниях потерпевшего ФИО10, который является заинтересованным лицом и оговаривает его с целью уйти от ответственности за убийство ФИО8, с которым у него были неприязненные отношения. Обращает внимание на противоречивость показаний потерпевшего ФИО10, данных им в ходе следствия. Отмечает, что не установлено орудие совершение преступления, ни на одном из изъятых ножей не обнаружено крови, а также следов его рук, а нож №, который представлен как орудие преступления, не соответствует описанию орудия преступления, данному в экспертном исследовании, и был изъят не при осмотре места происшествия. Полагает, что доказательств его причастности к преступлению не представлено, не проведены необходимые следственные действия по осмотру канавы, в которой прятался потерпевший, не доказано также, что он выходил из дома за потерпевшим. Ссылается на исчезновение из материалов дела фотографии с места происшествия, подтверждающей тот факт, что он не выходил из дома вслед за потерпевшим, наличие которой может подтвердить следователь Мелконян. Отмечает, что судом не выполнены указания кассационной инстанции о несоответствии предъявленного ему обвинения диспозиции статьи 105 УК РФ. Приводя хронометраж поступивших телефонных звонков, приходит к выводу, что потерпевший не звонил в экстренные службы, а «Скорую помощь» вызывал только он, и именно данные действия привели к оказанию своевременной медицинской помощи ФИО10 Указывает, что в ходе следствия не была запрошена детализация звонков с его телефона, а также данные биллинга, которые могли бы подтвердить его показания в части вызова им «Скорой помощи». Полагает, что нахождение на его куртке крови погибшего ФИО8 не доказывает его вину, поскольку он дома в куртке не находился, а кровью куртку мог умышленно запачкать потерпевший ФИО10 Находит, что характеристика, данная ему участковым уполномоченным полиции, голословна и ничем не подтверждена.

От прокурора <адрес> Копьёва Д.С. поступили возражения, в которых он указывает на несостоятельность доводов кассационной жалобы осужденного, законность и обоснованность вынесенных в отношении него судебных актов, в связи с чем они подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела, выслушав выступления сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона.

Таких нарушений по данному делу не допущено.

Фактические обстоятельства дела установлены судом на основе исследования совокупности иных относимых, допустимых и достоверных доказательств, достаточных для разрешения вопросов, указанных в ст. 73 УПК РФ.

Судом первой инстанции обоснованно и мотивированно положены в основу обвинительного приговора показания самого осужденного, данные им на предварительном следствии в присутствии адвоката в ходе очной ставки, в которых он пояснял, что события не помнит в силу состояния опьянения, но доверяет показаниям потерпевшего ФИО10 о том, что удары ножом нанести ФИО8 и ФИО10 мог именно он; показания потерпевшего ФИО10, пояснившего, в том числе и на очной ставке с ФИО1, что после совместного распития спиртного с ФИО11 и ФИО1 в доме последнего он уснул, проснувшись, увидел ФИО1 борющимся с ФИО11, попытался оттащить его от упавшего ФИО8, после чего ФИО1 нанес ему несколько ударов ножом в грудь, он выбежал из дома и спрятался в канаве, откуда стал звонить сестре и в экстренные службы; показания свидетеля ФИО19, сообщившей, что ночью ДД.ММ.ГГГГ ей позвонил ФИО10, сообщил, что ранен и находится на улице, что ранения ему нанес ФИО1, после чего она забрала его к себе, обработала раны и пригласила медицинских работников; показания врача-хирурга ФИО12, пояснившего, что перед операцией ФИО10 сообщил ему, что ножевые ранения ему нанес знакомый по имени «ФИО2»; показания свидетелей - медицинских работников ФИО13 и ФИО14, которые, прибыв на вызов, обнаружили труп ФИО8, после чего их пригласили в соседний дом, в котором был обнаружен ФИО10 с ножевыми ранениями, доставленный ими в больницу; показания сотрудников полиции ФИО15, ФИО16, ФИО17 и ФИО18, пояснивших, что на месте происшествия они обнаружили труп ФИО8, а также находившегося в агрессивном состоянии ФИО1, который не рассказал им о наличии второго потерпевшего, в их присутствии о ФИО10 сообщила пришедшая в дом ФИО19

Кроме показаний указанных выше лиц, судом в основу приговора обоснованно положены протоколы осмотра места происшествия с изъятием в том числе ножа и принадлежащей ФИО1 куртки с пятнами бурого цвета; заключение судебно-биологической экспертизы, согласно которому на куртке ФИО1 обнаружены следы крови ФИО10; заключение судебно-медицинского эксперта, согласно которому причиной смерти ФИО8 явились множественные колото-резаное ранения тела и левого предплечья, образовавшиеся в результате неоднократных ударных воздействий колюще-режущего орудия типа клинка ножа, относящееся к тяжкому вреду здоровью по признаку опасности для жизни и повлекшее смерть потерпевшего на месте происшествия; заключения экспертов, согласно которым раны на коже трупа ФИО20 могли быть причинены ножом, изъятым с места происшествия; заключение эксперта о наличии у ФИО10 двух проникающих колото-резаных ножевых ранений грудной клетки, относящихся к тяжкому вреду здоровью по признаку опасности для жизни, а также трех непроникающих колото-резаных ранений грудной клетки, причинивших легкий вред здоровью, образовавшихся в результате неоднократных ударных воздействий колюще-режущего орудия типа клинка ножа; заключение комиссии экспертов о том, что в момент совершения преступления у ФИО1 отсутствовало какое-либо хроническое или временное психическое расстройство, он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими; иные доказательства.

Всем указанным доказательствам дана надлежащая оценка, они обоснованно признаны достоверными и достаточными для установления факта совершения преступлений и виновности ФИО1 в его совершении. Вопреки доводам жалобы, оснований для оговора ФИО1 со стороны потерпевшего ФИО10 установлено не было, версия подсудимого о совершении преступления самим потерпевшим ФИО10 была проверена и мотивированно отвергнута судом с приведением подробного обоснования, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает. Показания потерпевшего ФИО10 носят последовательный характер, не имеют каких-либо существенных противоречий, подтверждаются как показаниями свидетелей, которым о случившемся потерпевший рассказал после совершения преступления, так и объективными доказательствами, в частности, заключением судебно-медицинского эксперта о механизме образования повреждений, обнаруженных на теле ФИО10 Экспертным заключением установлена и возможность причинения повреждений потерпевшему ФИО20 ножом, изъятым при повторном осмотре места происшествия в тот же день в светлое время суток, оснований для признания протокола данного следственного действия недопустимым доказательством судебная коллегия не усматривает, он был проведен надлежащим должностным лицом в рамках возбужденного уголовного дела, с согласия ФИО1, с применением фотосъемки. Доводы об отсутствии следов крови были предметом судебного рассмотрения, судом обоснованно отклонены, поскольку причиненные потерпевшим ранения не сопровождались обильной внешней кровопотерей, кровоизлияния, согласно заключениям судебно-медицинских экспертиз, повлекли внутреннее кровотечение.

Из исследованных в судебном заседании доказательств не усматривается наличие фальсификации материалов дела, в том числе исчезновение какой-либо фотографии, сделанной на месте происшествия, все фотографии сведены в единую фототаблицу, последовательно пронумерованы. Отсутствие протокола осмотра канавы, в которой потерпевший ФИО10 прятался после того, как покинул дом осужденного, не влияет на квалификацию содеянного осужденным и не ставит под сомнение показания потерпевшего. Версия осужденного о том, что именно он вызвал сотрудников «Скорой медицинской помощи», которые своевременно оказали помощь ФИО10, являлась предметом рассмотрения суда, которым на основании исследованных материалов дела, показаний свидетелей и потерпевшего был сделан обоснованный вывод о том, что мер для оказания помощи ФИО10 со стороны ФИО1 не предпринималось, в ходе судебных заседаний свою вину в нанесении ему ножевых ранений ФИО1 не признавал.

При обосновании наличия у осужденного умысла на убийство как ФИО8, так и ФИО10 судом верно указано, что, совершая инкриминируемые осужденному действия, а именно нанося удары ножом в область расположения жизненно-важных органов человека, ФИО1 осознавал, что от его действий могут наступить последствия в виде смерти потерпевших, при этом умысел, направленный на причинение смерти ФИО10 не был доведен до конца в силу объективных причин, а именно из-за активного сопротивления потерпевшего, сумевшего покинуть место происшествия и спрятаться от осужденного, и из-за своевременно оказанной ему помощи. Судебная коллегия не видит оснований не согласиться с указанной позицией суда, при данных обстоятельствах любой человек, совершая подобные действия, должен допускать наступление вредных последствий в виде смерти. При этом характер повреждений, нанесение множественных ударов острым предметом - ножом, с силой, обеспечивающей проникновение его в тела потерпевших на достаточную глубину, в результате чего произошло повреждение внутренних органов, вызвавшее обильные внутренние кровотечения, свидетельствуют о том, что ФИО1 применил к потерпевшим такую степень насилия, которая явилась достаточной для наступления общественно-опасных последствий в виде смерти. Оснований для иной оценки упомянутых доказательств у судебной коллегии не имеется.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что юридическая оценка действий осужденного по ч. 1 ст. 105, ч. 3 ст. 30 – п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, с учетом указаний, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», является правильной. При этом судом в полной мере выполнены указания суда кассационной инстанции, и описание совершенного деяния полностью соответствует диспозиции обоих составов преступлений.

Решение об изменении территориальной подсудности дела принято <адрес>вым судом мотивированно, в установленном законом порядке обжаловано не было, рассмотрение дела Осинскоим районным судом <адрес> прав осужденного не нарушило.

При назначении наказания судом были учтены все смягчающие обстоятельства, известные на момент рассмотрения дела, в том числе противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления; пожилой возраст подсудимого и наличие у него хронических заболеваний.

Также судом учтены и характеризующие личность осужденного материалы: отсутствие судимости; удовлетворительная характеристика администрации муниципального образования; отрицательная характеристика участкового уполномоченного полиции. При этом, вопреки доводам жалобы, агрессивное поведение ФИО1 в состоянии алкогольного опьянения, на что указывает в характеристике участковый уполномоченный полиции, подтверждается показаниями свидетелей ФИО19, ФИО15, а также заключением комиссионной судебно-психиатрической экспертизы.

Каких-либо новых обстоятельств, прямо предусмотренных законом в качестве смягчающих (ч. 1 ст. 61 УК РФ), но не учтенных судом на момент вынесения приговора, не установлено.

Отягчающих наказание обстоятельств обоснованно не установлено.

Суд достаточно полно обосновал необходимость назначения ФИО1 наказания в виде лишения свободы, назначение данного вида наказания соответствует характеру и степени общественной опасности и обстоятельствам совершенных преступлений, указанное наказание является безальтернативным. Наказание по ч. 3 ст. 30 – п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ назначено с применением ч. 1 и ч. 3 ст. 66 УК РФ.

Суд обосновал юридически значимые обстоятельства, касающиеся невозможности применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 64, 73 УК РФ. Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

Назначение дополнительного наказания в виде ограничения свободы и его срок судом обоснованы.

Вид исправительного учреждения назначен правильно в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ.

Проверка законности, обоснованности и справедливости приговора в апелляционном порядке проведена в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Апелляционное определение отвечает положениям ст. 389.28 УПК РФ, содержит мотивы принятого решения. Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе осужденного, были тщательно проверены судом, на них даны аргументированные ответы, правильность которых сомнений не вызывает.

Таким образом, существенных нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, являющихся основанием для отмены или изменения судебных решений, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 47.1 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

7У-7408/2023 [77-3621/2023]

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
Истцы
Р.С. Кучукбаев
Д.С. Копьёв
Мударис Марсович Сафин
Другие
Мусалёв Рашит Маликович
Демидова Елена Владленовна
Любимов Валентин Александрович
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Курин Дмитрий Валентинович
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
27.09.2023Судебное заседание
27.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее