судья Матвеева О.Н. |
№ 33-4212-2024 УИД 51RS0001-01-2023-003705-87 |
мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.10.2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. г. Мурманск |
9 октября 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Захарова А.В. |
судей |
Булыгиной Е.В. Брандиной Н.В. |
при секретаре |
Суровец А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело * по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Солодовникова А. В. к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о возложении обязанности по выплате единовременной материальной помощи,
по апелляционному представлению прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от _ _
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения помощника прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска Андреевой Д.Ю., поддержавшей апелляционное представление, возражения относительно доводов апелляционного представления представителя ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» Проценко А.М., представителя Министерства труда и социального развития Мурманской области Крюковой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действующий в интересах Солодовникова А.В., обратился в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» (далее –ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска») об обязании к выплате единовременной материальной помощи.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа на основании обращения Солодовникова А.В. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите граждан, в ходе которой установлено, что в целях добровольного принятия участия в специальной военной операции, проводимой с _ _ , Солодовниковым А.В. _ _ заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ.
Как лицу, состоявшему на воинском учете в военном комиссариате Мурманской области, пребывающему в запасе и заключившему контракт о прохождении военной службы и зачисленному в воинское подразделение, сформированное и дислоцирующееся на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции, Солодовников А.В. _ _ обратился в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» с заявлением о выплате единовременной материальной помощи, установленной постановлением Мурманской области от _ _ *.
По результатам рассмотрения заявления, _ _ ответчиком было отказано Солодовникову А.В. в выплате единовременной материальной помощи, поскольку условия заключения контракта не соответствуют критериям подпункта 6 пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от _ _ *, так как воинское подразделение, в котором Солодовников А.В. проходил службу, не относится к числу воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции.
Вместе с тем проверкой установлено, что Солодовников А.В. на основании заключенного контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ от _ _ проходил военную службу в войсковой части *** Войсковая часть *** и ее подразделения дислоцируются в .... В период с _ _ по _ _ Солодовников А.В. выполнял специальные задачи в зоне проведения специальной военной операции.
Несмотря на то, что Солодовников А.В, не зачислен в число воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции, условия прохождения военной службы в войсковой части *** у всех военнослужащих являются равнозначными, Солодовников А.В. принимал участие в зоне проведения специальной военной операции наравне с военнослужащими, из числа воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции. В период выполнения специальных задач в зоне проведения специальной военной операции Солодовников А.В. _ _ получил увечье.
Просил суд обязать ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» выплатить Солодовникову А.В. единовременную материальную помощь в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от _ _ * «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи» в размере 300 000 рублей.
Судом принято решение, которым исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска Степанова Т.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование представления указывает, что в мотивировочной части решения указано на отсутствие в представленном заявителем пакете документов ходатайства управления кадров Северного флота о выплате Солодовникову А.В. единовременной денежной выплаты, однако судом не был исследован тот факт, что Солодовников А.В. при прохождении службы по контракту в зоне СВО находился на равных условиях с военнослужащими, из числа воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции. Кроме того, указывает, что судом не дана оценка тому факту, что условия прохождения военной службы в войсковой части ***, службу в которой проходил Солодовников А.В., у всех военнослужащих являются равнозначными, а также тому обстоятельству, что в период с _ _ по _ _ , он выполнял специальные задачи в зоне проведения специальной военной операции.
Также отмечает, что постановлением Мурманской области от _ _ *-* не определен перечень воинских формирований, относящихся к числу воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции.
Настаивает на том, что Солодовников А.В. относится к категории граждан, которые имеют право на дополнительную меру социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи, поскольку критерии, установленные постановлением Правительства Мурманской области от _ _ *-*, в своей совокупности соблюдены.
В отзыве на апелляционное представление министр труда и социального развития Мурманской области Мякишев С.Б., представитель ГОКУ «ЦСПН» Проценко А.М., в том числе, поданном после рассмотрения дела судом кассационной инстанции, просят оставить решение без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от _ _ решение Октябрьского районного суда города Мурманска от _ _ оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от _ _ апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от _ _ отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Солодовников А.В., представители третьих лиц ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота», управления кадров Северного флота, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу требований статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1).
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (пункт 2).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (пункт 4).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Мурманской области от 20 декабря 2001 г. №324-01-ЗМО правительство области вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральными законами и законами Мурманской области, меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных постановлениями Правительства области критериев нуждаемости.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28 июня 2022 г. №500-ПП в целях усиления социальной поддержки отдельных категорий граждан установлены дополнительные меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи.
Согласно подпункту 6 пункта 1 указанного постановления Правительства Мурманской области единовременная материальная помощь устанавливается гражданам, гражданам, состоящим на воинском учете в военных комиссариатах Мурманской области, пребывающим в запасе и заключившим до 1 октября 2022 г. контракт о прохождении военной службы и зачисленным в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции, - в размере 300 000 рублей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства Мурманской области от 28 июня 2022 г. №500-ПП предоставление единовременной материальной помощи осуществляет ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска».
В целях реализации Постановления *-*** приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 09.08.2022 № 485 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что для установления единовременной материальной помощи гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 постановления № 500-ПП (далее - граждане), необходимы следующие документы (сведения):
а) ходатайства управления кадров Северного флота о выплате единовременной материальной помощи гражданам;
б) сведения, подтверждающие факт заключения гражданином контракта до _ _ ;
в) письменное заявление гражданина согласно приложению * к Порядку;
г) копии документов, удостоверяющих личность гражданина, либо копии документов, удостоверяющих личность представителя гражданина и подтверждающих его полномочия;
д) сведения, подтверждающие факт участия в операции.
Как разъяснено в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что _ _ Солодовников А.В. заключил с Министерством обороны РФ в лице врио командира войсковой части *** контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ сроком на три месяца.
С _ _ по _ _ Солодовников А.В. находился в командировке для выполнения специальных задач в зоне СВО.
_ _ Министерством труда и социального развития Мурманской области в адрес ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» направлено заявление Солодовникова А.В. о выплате единовременной материальной помощи, предусмотренной подпунктом 6 пункта 1 Постановления *. К указному заявлению прилагался следующий пакет документов: копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия контракта о прохождении военной службы в войсковой части * от _ _ ; реквизиты счета для перечисления единовременной материальной помощи.
По результатам рассмотрения заявления _ _ ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» было принято решение об отказе Солодовникову А.В. в назначении и выплате единовременной материальной помощи, так как воинское подразделение, в котором Солодовников А.В. проходил службу, не относится к числу воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения СВО для целей участия личного состава такого подразделения в СВО.
Основанием для отказа Солодовникову А.В. в выплате единовременной материальной помощи послужило отсутствие в представленном заявителем пакете документов ходатайства управления кадров Северного флота о выплате ему единовременной материальной помощи на основании подпункта 6 пункта 1 Постановления *, как лицу состоявшем на воинском учете в военных комиссариатах Мурманской области, пребывавшем в запасе и заключившим до _ _ контракт о прохождении военной службы, зачисленным в воинское подразделение, сформированное и дислоцирующееся на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в СВО.
В письме управления кадров Северного флота от _ _ * содержится информация о гражданах, в том числе Солодовникове А.В., которые при приеме на военную службу по контракту были зачислены в подразделения, не относящиеся к сформированным в период проведения СВО, и как следствие не вправе претендовать на получение единовременной материальной помощи в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 Постановления *.
Письмом от _ _ * ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» уведомило Солодовникова А.В. о принятом решении отказать ему в выплате единовременной материальной помощи в связи с отсутствием у него оснований, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от _ _ *, пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от _ _ *.
Разрешая заявленные требования, проанализировав содержание подпункта 6 пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от _ _ * «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи», установив, что к заявлению Солодовникова А.В. о выплате единовременной материальной помощи не было приложено ходатайство Управления кадров Северного флота, предусмотренное пунктом 7 Порядка, а также принимая во внимание, что согласно письму Управления кадров Северного флота Солодовников А.В. зачислен в подразделение, не относящееся к сформированным в период проведения специальной военной операции, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом судом первой инстанции указано, что по своему содержанию единовременная материальная помощь, выплачиваемая гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы, является дополнительной мерой социальной поддержки, обеспеченной возможностью средств регионального бюджета.
Указанное также следует из отзыва Министерства труда и социального развития Мурманской области от _ _ , согласно которому вид единовременной материальной помощи, указанный в подпункте 6 пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от _ _ *,
введен в _ _ с целью дополнительной поддержки граждан, зачисленных в именные подразделения, сформированные на базе 200-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады.
Вместе с тем в состав 200-й бригады включены и другие воинские подразделения, при зачислении в которые военнослужащие, принимающие участие в СВО, не имеют права на единовременную материальную помощь.
Принятая в _ _ норма носила целевой характер и была направлена на определенную категорию граждан, заключивших контракт во вновь сформированных частях.
Распространение права на единовременную материальную помощь на всех военнослужащих, зачисленных в воинские подразделения, дислоцирующиеся на территории Мурманской области (200-ю бригаду), по мнению суда повлечет увеличение расходов регионального бюджета.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, как постановленными с нарушением норм материального права, полагая заслуживающими внимания доводы представления прокурора, по следующим основаниям.
Как следует из пункта «ж» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Устава Мурманской области Правительство области в соответствии с компетенцией Мурманской области и в пределах своих полномочий, установленных Уставом, законом Мурманской области участвует в проведении единой государственной политики в том числе в сфере социального обеспечения, осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан.
Пунктом 2 статьи 15 Закона Мурманской области от 20 декабря 2001 г. № 324-01-ЗМО «О Правительстве Мурманской области» закреплено право регионального Правительства устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральными законами и законами Мурманской области, меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных постановлениями Правительства области критериев нуждаемости.
Таким образом, к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Мурманской области отнесено установление дополнительных, не предусмотренных федеральными законами и законами Мурманской области, мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Порядок подготовки и оформления правовых актов Губернатора и Правительства Мурманской области установлен Регламентом Правительства Мурманской области и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 30 января 2014 г. № 32-ПП, пунктом 10.2 которого предусмотрено, что подготовка проектов постановлений (распоряжений) Губернатора и Правительства осуществляется исполнительными органами, в компетенции которых находятся вопросы, необходимые для урегулирования, на основании поручений Губернатора, заместителей Губернатора или по инициативе руководителей исполнительных органов.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Мурманской области (далее – Министерство), утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 5 ноября 2019 г. № 503-ПП, Министерство является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, включая вопросы социальной защиты населения, предоставлению мер социальной поддержки в том числе гражданам, уволенным с военной службы.
Таким образом, Постановление № 500-ПП и вносящие в него изменения акты приняты Правительством Мурманской области как уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, Порядок и вносящие в него изменения приказы изданы Министерством труда и социального развития Мурманской области в пределах компетенции с соблюдением обязательных требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликованию нормативных правовых актов.
Вместе с тем, подпункт 6 пункта 1 Постановления № 500-ПП противоречит федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в той мере, в которой его действие распространяется исключительно на граждан, зачисленных в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в специальной военной операции, ввиду следующего.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 5 части 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), федеральным государственным органам, органам местного самоуправления и организациям предоставлено право устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующего в период принятия постановления Правительства Мурманской области № 500-ПП, далее также - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета) (пункт 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Аналогичное регулирование предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в соответствии со статьей 33 которого высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан (пункт 6).
Исходя из положений статьи 42 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации (статья 43 настоящего Федерального закона) осуществляются данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Части 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» определяют, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансовое обеспечение полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Таким образом, анализ приведенных правовых предписаний в их взаимосвязи помогает сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки.
При этом реализация данного полномочия должна осуществляться с соблюдением всех норм и правовых принципов, закрепленных в действующем законодательстве, в частности, не допускающих установление дискриминационных и произвольных критериев определения круга лиц, которым могут быть назначены такие меры поддержки.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В силу части 1 статьи 1 указанного Федерального закона под статусом военнослужащих понимается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются в том числе военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (часть 5 статьи 2).
Системное толкование приведенных положений свидетельствует о том, что федеральный законодатель, реализуя с учетом предписаний статьи 72 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в сфере правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, предусмотрел право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать таким лицам в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Вместе с тем, из положений Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что федеральный законодатель, распространяя на военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, предусмотренные данным Законом социальные гарантии и компенсации, не разделяет данных лиц на категории и не ставит право на получение мер социальной поддержки в зависимость от зачисления военнослужащего в конкретное воинское подразделение, а также не закрепляет за исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации право определять категории военнослужащих либо граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих право на получение дополнительных социальных гарантий, реализуемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Решением ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» от _ _ Солодовникову А.В., заключившему _ _ с Минобороны России контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, отказано в назначении и выплате единовременной материальной помощи в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 Постановления № 500-ПП, поскольку воинское подразделение, в котором он проходил службу, не относится к числу воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в специальной военной операции.
Вместе с тем, справкой врио начальника штаба войсковой части *** от _ _ подтверждается прохождение Солодовниковым А.В. военной службы в указанной войсковой части и принятие им участия в выполнении специальной военной операции.
_ _ управление кадров Северного флота направило в Министерство труда и социального развития Мурманской области ходатайство о предоставлении единовременной материальной помощи в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 Постановления № * в отношении Солодовникова А.В.
Однако письмом от _ _ сообщило об отсутствии у ряда граждан, в том числе Солодовникова А.В. права претендовать на получение единовременной материальной помощи в соответствии с подп.6 п.1 Постановления Правительства МО * ввиду зачисления в подразделения, не относящиеся к сформированным в период проведения СВО.
Подпунктом 6 пункта 1 Постановления *-* установлена дополнительная мера социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи гражданам, состоящим на воинском учете в военных комиссариатах Мурманской области, пребывающим в запасе и заключившим до _ _ контракт о прохождении военной службы и зачисленным в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции, - в размере 300000 (триста тысяч) рублей.
Из буквального содержания приведенной региональной нормы следует, что реализация права на дополнительную меру социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи ставится в зависимость от факта зачисления гражданина, состоящего на воинском учете в военных комиссариатах Мурманской области, пребывающего в запасе и заключившего до _ _ контракт о прохождении военной службы, исключительно в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в специальной военной операции.
Тем самым указанная норма Постановления *-* в сравнении с федеральным правовым регулированием ограничивает круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
Данное правовое регулирование не обладает адресным характером предоставления дополнительной меры социальной поддержки в зависимости от социально значимых факторов, в частности нуждаемости, в нем регламентировано дискриминирующее условие получения дополнительной меры социальной поддержки одной и той же категории граждан.
Таким образом, вышеприведенное положение Постановления *, предусматривающее в качестве обязательного критерия для получения дополнительной меры социальной поддержки зачисление исключительно в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции, фактически означает лишение возможности получения названной меры социальной поддержки такой категории граждан, зачисленных в воинские подразделения, дислоцирующиеся на территории Мурманской области, но сформированные не в период проведения специальной военной операции.
Согласно же правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 г. № 8-П, от 5 апреля 2007 г. № 5-П, от 3 февраля 2010 г. № 3-П, от 27 февраля 2012 г. № 3-П, от 15 октября 2012 г. № 21-П, от 19 февраля 2018 г. № 9-П, от 22 марта 2019 г. № 15-П и др.).
Рассматриваемая норма постановления Правительства Мурманской области, при отсутствии у предусмотренной в ней категории лиц возможности влиять на зачисление в конкретное воинское подразделение в силу специфики прохождения военной службы в связи с особым характером возложенных на военнослужащих обязанностей, требующих беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), при равном участии таковых воинских подразделений в проведении специальной военной операции, фактически сужая круг лиц, имеющих право на получение дополнительной меры социальной поддержки, противоречит основополагающим конституционным принципам справедливости, равенства и соразмерности, что является недопустимым.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства адресности предоставления дополнительной меры социальной поддержки в зависимости от социально значимых факторов, как и доказательств законности указанных положений нормативного правового акта и его соответствия требованиям федерального законодательства, в материалы дела не представлены.
При таком положении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации предусмотренная дополнительная мера социальной поддержки, предусмотренная подпунктом 6 пункта 1 Постановления **** ставит в неравное положение лиц, на которых распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, применительно к дискриминирующему критерию периода формирования воинского подразделения.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что решением Мурманского областного суда от _ _ , не вступившим в законную силу на момент рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление Кравчука С.Н. об оспаривании отдельных положений Постановления * и Порядка удовлетворено частично; со дня вступления решения в законную силу признан не действующим подпункт 6 пункта 1 Постановления *-ПП (в редакции постановлений от _ _ * и от _ _ *-ПП) в той мере, в которой его действие распространяется исключительно на граждан, зачисленных в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в специальной военной операции.
В силу пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Солодовникова А.В. к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» об обязании к выплате единовременной материальной помощи подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с принятием нового решения об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ _ _ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» *) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ 5216 584945) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ _ _ * «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 300 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░░░░░ |