Дело № 2-8312/2021
11RS0001-01-2021-015829-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Катаржновой Ю.Д.,
с участием представителя Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Коми Чередниченко И.А.,
представителя ответчика Вершининой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
28 декабря 2021 года гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью « КВСМ» о возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил суд обязать ООО «КВСМ» в срок до 31.12.2023 года осуществить следующие действия:
- разработать проект санитарно-защитной зоны, в отношении объекта негативного воздействия «...», расположенного по адресу: ...
-представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «...», расположенного по адресу: ... .... Сыктывкар, Республика Коми, в соответствии с требованиями действующего законодательства,
-получить в уполномоченном органе в отношении объекта негативного воздействия «...», расположенного по адресу: ..., решение об установлении санитарно-защитной зоны.,
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта негативного воздействия «... ...», расположенного по адресу: ... в соответствии с требованиями действующего законодательства,
В судебном заседании был объявлен перерыв с 24.12.2021 г. до 28.12.2021 г.
В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от требований к ответчику о возложении на ООО « КВСМ» обязанности
-представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «...», расположенного по адресу: ... ... в соответствии с требованиями действующего законодательства,
-получить в уполномоченном органе в отношении объекта негативного воздействия «...», расположенного по адресу: ..., решение об установлении санитарно-защитной зоны.,
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта негативного воздействия «... ...», расположенного по адресу: ... в соответствии с требованиями действующего законодательства,
Производство по делу в указанной части прекращено определением суда.
В судебном заседании представитель Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Чередниченко И.А. поддержал исковые требования о возложении на ответчика обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «...», расположенного по адресу: ...
Представитель ответчика в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от 18.08.2021 № 89 проведена проверка соблюдения ООО «КВСМ»» законодательства об охране атмосферного воздуха.
Результаты проверки послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Установлено, что ООО «КВСМ» поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, следующий объект: «... ...» расположенный по адресу: ...
Согласно свидетельству о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, № ..., вышеуказанный объект отнесен к II категории негативного воздействия на окружающую среду и ему присвоен № 87-0211-001986-П. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, введен в эксплуатацию 17.06.2002.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10,01.2002 № 7-ФЗ), преамбулами Федеральных законов от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ) и от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ).
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ одними из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу названного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон).
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к названным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
ООО «КВСМ» эксплуатируется объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, введенный в эксплуатацию до дня вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, оно было обязано в срок до 15.03.2019 разработать проект санитарно-защитной зоны,
По состоянию на день принятия судом настоящего решения проект санитарно-защитной зоны, ответчиком не разработан.
При указанных обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, суд полагает заявленный иск подлежащим удовлетворению.
С учётом требований ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает срок для исполнения решения суда.
Суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по совершению действий в срок до 31.12.2023.
Доказательств невозможности исполнения принятого судом решения в указанные сроки не имеется.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «КВСМ» в срок до 31.12.2023 года разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «...», расположенного по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья О.С. Некрасова
Решение суда принято в окончательной форме 30 декабря 2021 года