Дело № 2-1695/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 17 мая 2016 года
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.
при секретаре судебного заседания Гриньковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Волгограда в интересах Колесниковой Виолетты Васильевны к комитету строительства <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
прокурор <адрес> Волгограда обратился в интересах ФИО2 с иском к комитету строительства <адрес>, в обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что ФИО2 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать ФИО4 на основании решения Донецкого городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако как следует из обращения ФИО2 поступившего ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> Волгограда и ответа комитета строительства <адрес> жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено.
В связи с чем, прокурор <адрес> Волгограда в интересах ФИО2 просит возложить обязанность на Комитет строительства <адрес> предоставить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда в городе Волгограде по договору найма специализированных жилых помещений, после вступления решения суда в законную силу.
Участвующий в деле помощник прокурора <адрес> Волгограда ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> Волгограда поддержал, просил удовлетворить.
ФИО2 в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика комитета строительства <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО6 исковые требования не признала, полагала иск необоснованным и просила в его удовлетворении отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».
Исходя из положений п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, настоящий закон введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных <адрес>.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО4
Решением Донецкого городского суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ одинокая мать ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9-10).
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированные права ФИО2 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно информации комитета строительства <адрес> ФИО2 включена в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под № по городу Волгограду.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> Волгограда в интересах ФИО2 о возложении обязанности предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда в городе Волгограде по договору найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, ответчиком сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у нее возможности для обеспечения таковым ФИО2 представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в <адрес> жилищного фонда и отсутствие у него возможности для обеспечения ФИО2 жильем отвергаются судом, как несостоятельные.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО2 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО2 тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора <адрес> Волгограда в интересах ФИО2 к комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> Волгограда в интересах Колесниковой Виолетты Васильевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения к комитету строительства <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать комитет строительства <адрес> предоставить Колесниковой Виолетте Васильевне ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> на территории <адрес> по договору социального найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда.
Мотивированное решение суда составлено 19 мая 2016 года.
Председательствующий С.В. Дрогалева