Дело №2-4/55/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Лебяжье 28 марта 2017 года
Советский районный суд Кировской области в составе:
Председательствующего судьи Михеевой Е.Г.,
при секретаре Санниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Путинцева П.Л. к органу опеки и попечительства управления образования администрации Лебяжского района Кировской области, муниципальному казенному учреждению Администрация Лебяжского района Кировской области, с участием третьего лица – Министерства образования Кировской области, о признании права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа,
У С Т А Н О В И Л:
Путинцев П.Л. обратился в суд с иском к Органу опеки и попечительства управления образования администрации Лебяжского района Кировской области, муниципальному казенному учреждению Администрация Лебяжского района Кировской области о признании права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В обоснование иска указано, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать, ФИО2, 1953 года рождения, решением Лебяжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении него, а отец, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы администрации Лебяжского района Кировской области от 29.01.2003 г. №51 «Об установлении опеки над малолетними Путинцевым П.Л. 1990 г.р. и ФИО10 1991 г.р.» он был передан под опеки ФИО4. Этим же распоряжением ему дано право на предоставление жилого помещения по окончании срока пребывания у опекуна. До 18-летнего возраста он, как оставшаяся без попечения родителей, органами местной власти не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В 2005 году он поступил учиться в Советское ПУ-39, но не окончил его и был проинформирован преподавателем о том, что жилое помещение в этом случае ему не положено. После этого он продолжал жить в доме опекуна. В 2013 году у него родился сын и он уехал жить к своей гражданской жене. В 2015 году у него родился второй ребенок. В настоящее время он проживает в квартире родителей жены. Жилого помещения в собственности не имеет, имеет регистрацию на территории Михеевского сельского поселения в съемном доме. Как ему стало известно, вступивший в законную силу Федеральный закон №15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исправил ситуацию с жилищным обеспечением таких лиц, как истец, указав в п.9 ст. 8 ФЗ, что «взрослые» (старше 23 лет) сироты, лица из их числа имеют право на получение жилья, если дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей не реализовали принадлежащее им право на обеспечения жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона. При обращении в октябре 2016 г. в орган опеки и попечительства о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещения, получил отказ. Однако данный отказ противоречит Федеральному закону №159-ФЗ и не может являться препятствием к обеспечению истца жилым помещением. На основании изложенного просит признать за ним право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
В судебном заседании Путинцев П.Л. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что в настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, однако там не проживает. Указанный дом был приобретен его сестрой и в нем проживала их мать. Он там был только зарегистрирован. Сам он в настоящее время проживает в д.<адрес> в квартире с родителями жены.
Представитель ответчика - органа опеки и попечительства администрации Лебяжского района Кировской области Тасаева Т.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражает. Суду пояснила, что Путинцев П.Л. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации Лебяжского района от 29.01.2003 г. малолетний Путинцев П.Л. был передан под опеку ФИО4 Этим же распоряжением истцу дано право на предоставление жилого помещения по окончании срока пребывания у опекуна. Однако по окончации срока пребывания у опекуна жилое помещение Путинцеву П.Л. предоставлено не было.
Представитель ответчика – МКУ Администрация Лебяжского района Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Лебяжского района осуществляется органом опеки и попечительства управления образования администрации Лебяжского района. Распоряжением главы администрации Лебяжского района от 29.01.2003 г. малолетний Путинцев П.Л. был передана под опеку ФИО4 Этим же распоряжением истцу дано право на предоставление жилого помещения по окончании срока пребывания у опекуна. Путинцев П.Л. обратился в орган опеки и попечительства администрации Лебяжского района с заявлением о включении его в соответствующий список в октябре 2016 года, то есть после достижения 23-летнего возраста. По результатам рассмотрения данного заявления ей был дан ответ о невозможности включения его в указанный список и возможностью обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ним права на обеспечение жилым помещением. Решение о признании за Путинцевым П.Л. права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, оставляет на усмотрение суда, если будет установлена уважительность причин несвоевременного его обращения в орган опеки и попечительства.
Представитель третьего лица – Министерства образования Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указано, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Кировской области регламентирован Законом Кировской области от 04.12.2012 №222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию». Распоряжением главы администрации Лебяжского района Кировской области от 29.01.2003 г. №51 «Об установлении опеки над малолетними Путинцевым П.Л. 1990 г.р. и ФИО11 1991 г.р.» в пункте 4 установлено право на предоставление жилого помещения по окончании срока пребывания у опекуна. Согласно действующему законодательству на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении органом опеки и попечительства принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (от 14 до 18 лет), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от 18 до 23 лет), не имеющие закрепленного жилого помещения. Решение о постановке Путинцева П.Л. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит принять по усмотрению суда, если будет установлена уважительность причин несвоевременного его обращения в орган опеки и попечительства.
Заслушав представителя ответчика, изучив отзывы представителей ответчиков, третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены частью 1 статьи 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Часть 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержатся в Законе Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию».
Лицам, указанным в статье 16 настоящего Закона, на территории Кировской области предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров. Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статья 23 Закона наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в соответствии с настоящим Законом.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
В судебном заседании установлено, что Путинцев П.Л. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО3 и ФИО2.
В соответствии с решением <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из свидетельства о смерти, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением главы администрации Лебяжского района Кировской области от 29.01.2003 г. №51 «Об установлении опеки над малолетними Путинцевым П.Л. 1990 г.р. и ФИО13 1991 г.р.» в пункте 4 установлено право на предоставление жилого помещения по окончании срока пребывания у опекуна.
В октябре 2016 г. истец Путинцев П.Л. обратился в орган опеки и попечительства управления образования администрации Лебяжского района Кировской области с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Из ответа администрации Лебяжского района Кировской области от 24.11.2016 г. следует, что оснований для включения Путинцева П.Л. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не имеется.
Согласно уведомлению Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области от 24.11.2016 г. №43/014/5000/2016-130016 сведения о правах Путинцева П.Л. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно справке МКУ Администрация Михеевского сельского поселения Лебяжского района Кировской области от 09.03.2017 г. №45 Путинцев П.Л. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Свидетель ФИО8 суду пояснила, что она работает главным специалистом администрации Михеевского сельского поселения <адрес>. На территории поселения по адресу: <адрес>, зарегистрирован Путинцев П.Л., однако он там не проживает. Данный дом был приобретен сестрой истца для своей матери. Документов на дом не имеется, право собственности на него не зарегистрировано. Жилое помещение по договору социального найма Путинцеву П.Л. никогда не предоставлялось.
Согласно справки администрации Михеевского сельского поселения №61 от 23.03.2017 г., Путинцев П.Л. зарегистрирован в частном одноэтажном деревянном доме 1972 года постройки с общей площадью жилого помещения 27, 4 кв.м.
Как видно из уведомления от 22.03.2017 г. №43/014/5000/2017-30766, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Из справки администрации Михеевского сельского поселения №60 от 23.03.2017 г. следует, что Путинцев П.Л. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или другого социального жилья.
Из письма администрации Лебяжского района Кировской области от 24.11.2016 г. №2059 следует, что статус Путинцева П.Л. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, подтверждается.
Из материалов дела также следует, что Путинцев П.Л. до достижения возраста 23 лет не был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, который формирует Министерство образования Кировской области, на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Путинцев П.Л. относится к лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в соответствии с законом не обеспечен, в собственности жилых помещений не имеет. Государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья истцом не реализовано, установлено нарушение прав Путинцева П.Л.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает, что нарушенные права истца подлежат восстановлению.
На основании вышеизложенного, суд считает, что требования Путинцева П.Л. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░