Решение по делу № 33-9900/2024 от 06.08.2024

Судья Лазаренко В.Ф. дело № 33-9900/2024

УИД № 34RS0006-01-2024-000888-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2024 года город Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Кудрявцевой А.Г., Марчукова А.В.,

при помощнике судьи Зубаревой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-1161/2024 по иску Павловой Н. А., действующей в интересах несовершеннолетнего <.......>, к комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района, Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами

по апелляционной жалобе ГБУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис»

на решение Советского районного суда г. Волгограда от 21 мая 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования Павловой Н. А., действующей в интересах несовершеннолетнего <.......>, к Комитету здравоохранения Волгоградской области (ОБЛЗДРАВ), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района, Комитету социальной защиты населения Волгоградской области возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами – удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис» обеспечить оказание паллиативной медицинской помощи <.......> года рождения, в течение всего периода наблюдения, в том числе на дому; обеспечить лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями <.......> показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания.

Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области (ОБЛЗДРАВ) обеспечить в установленном порядке своевременно и в полном объеме закупку лекарственных средств, продуктов лечебного и энтерального питания, медицинских изделий <.......> для индивидуального применения <.......> года рождения, по жизненным показаниям.

В удовлетворении остальной части исковых требований Павловой Н. А., действующей в интересах несовершеннолетнего <.......>, к Комитету здравоохранения Волгоградской области (ОБЛЗДРАВ), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района, Комитету социальной защиты населения Волгоградской области возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами – отказать.

Решение суда в части возложения обязанности организовать своевременное обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав представителя ответчика - ГБУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис» - по доверенности Кудимову О.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Комитета здравоохранения Волгоградской области – по доверенности Андреева К.С., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, истца Павлову Н.А., полагавшейся при рассмотрении апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия

установила:

Павлова Н.А., действующая в интересах несовершеннолетнего <.......> обратилась в суд с иском к комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указала, что является <.......> года рождения. Её <.......> поставлен диагноз – <.......>. Врачебной комиссией <.......> выдана выписка из протокола заседания врачебной комиссии <.......> в соответствии с которым её <.......> имеет показания к оказанию <.......> медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с приказом <.......> и получению <.......> питания. Указанным протоколом <.......> признан нуждающимся в оказании <.......> медицинской помощи в амбулаторных условиях и ему по жизненным показаниям рекомендовано ежемесячно (количество в месяц) лекарственные препараты, средства медицинского назначения, <.......> питание, которое согласно протоколу, замене не подлежит. Она обратилась с письменным заявлением к ответчику об обеспечении её ребенка вышеуказанными препаратами, медицинскими средствами и специализированным питанием. Ответчик в своем ответе <.......> подтвердил право на бесплатное обеспечение <.......>, но до настоящего момента <.......> ответчиком не обеспечивается в полном объеме лекарственными препаратами, медицинскими средствами и специализированным питанием.

С учетом измененных исковых требований истец просила обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить бесплатно <.......> года рождения, назначенными врачебной комиссией <.......> в соответствии с выпиской из протокола заседания <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента отмены средствами для доставки <.......> питания, расходными материалами, <.......> питанием, лекарственными препаратами, средствами по уходу за <.......>

Определением Советского районного суда г. Волгограда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района, Комитет социальной защиты населения Волгоградской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГБУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис» просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <.......> года рождения, является <.......> наблюдается в <.......>

Решением врачебной комиссии (протокол <.......> <.......> признан нуждающимся в оказании <.......> медицинской помощи, взят под наблюдение специалистами отделения выездной патронажной <.......> медицинской помощи <.......>

Из имеющихся в материалах дела медицинских документов следует, что <.......> установлен диагноз – <.......>, в связи с чем, врачебной комиссией <.......> принято решение, оформленное протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что <.......> имеет показания к <.......>

Законный представитель <.......>Павлова Н.А. обращалась в Комитет здравоохранения Волгоградской области по поводу оказания <.......> медицинской помощи ее <.......> Комитет здравоохранения Волгоградской области в своем ответе <.......> подтвердил право на бесплатное обеспечение ребенка лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, но до настоящего момента <.......> указанными средствами ответчиком в полном объеме не обеспечивается.

На территории <.......> приказом <.......> ГБУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис» (далее - ГБУЗ «ВОКХ») определен ответственным учреждением по обеспечению пациентов, нуждающихся в <.......> медицинской помощи, медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органом и систем организма человека, для использования на дому при оказании <.......> медицинской помощи.

По заявке <.......> осмотрен специалистом <.......> бригады отделения выездной патронажной <.......> медицинской помощи взрослым и детям ГБУЗ «ВОКХ».

На основании решения врачебной комиссии (протокол <.......>) ГБУЗ «ВОКХ» <.......> как признанный нуждающимся в оказании <.......> медицинской помощи в амбулаторных условиях с использованием медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому и входящих в перечень медицинских изделий, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ №<.......> обеспечивается медицинскими изделиями.

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии <.......> года рождения,постановлен диагноз: <.......>

В перечень включены <.......>

Возражая относительно заявленных исковых требований, комитет здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ «ВОКХ» указывали о том, что медицинские изделия, не входящие в перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ <.......> не могут быть закуплены за счет средств субсидий и переданы ГБУЗ «ВОКХ» <.......> для использования на дому при оказании <.......> медицинской помощи.

Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что на ГБУЗ «ВОКХ» лежит обязанность по выписке рецептов на указанные препараты, подготовка своевременной и в полном объеме заявки, а Комитет здравоохранения Волгоградской области обязан в установленном порядке в полном объеме обеспечить <.......> выписанными лекарственными средствами, медицинскими изделиями и лечебным питанием, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района и Комитет социальной защиты населения Волгоградской области обязанности по обеспечению ребенка <.......> лекарственными средствами, медицинскими изделиями и лечебным питанием. Кроме того, при рассмотрении данного гражданского дела судом установлено, что истец Павлова Н.А. каких либо претензий к данным ответчикам не имеет. Ответчики в полной мере осуществляют возложенные на них обязанности.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в части возложения на ГБУЗ «ВОКХ» обязанность обеспечить оказание <.......> медицинской помощи <.......> года рождения, в течение всего периода наблюдения, в том числе на дому; обеспечить лекарственными средствами, продуктами лечебного и <.......> питания, медицинскими изделиями <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания, нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В силу статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания. Паллиативная медицинская помощь подразделяется на паллиативную первичную медицинскую помощь, в том числе доврачебную и врачебную, и паллиативную специализированную медицинскую помощь. Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями, организациями, указанными в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, мер психологической поддержки и духовной помощи. При оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека. Перечень таких медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций, указанных в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023г. № <...> утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № <...>). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Законом Волгоградской области от 12 декабря 2023 г. № 107-ОД утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в рамках которой гражданам бесплатно предоставляется паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.

Программой предусмотрено обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области отпускаются по рецептам врачей бесплатно, предоставление в рамках оказания паллиативной медицинской помощи для использования на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также обеспечение лекарственными препаратами для обезболивания, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при посещениях на дому.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Волгоградской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

К полномочиям ОБЛЗДРАВА относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной законодательством Российской Федерации, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из указанных норм следует, что именно на Комитет здравоохранения Волгоградской области возложена обязанность по обеспечению <.......>жизненно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, лечебным питанием, в связи с чем, выводы суда о возложении на ГБУЗ «ВОКХ» обязанности обеспечить оказание <.......> медицинской помощи <.......> являются ошибочными, поскольку истцом заявлены требования о возложении обязанности по обеспечению ее ребенка жизненно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, лечебным питанием. Кроме того, в обязанности ГБУЗ «ВОКХ» не входит обеспечение <.......> лекарственными препаратами и лечебным питанием.

Таким образом, решение суда в части возложения обязанности на ГБУЗ «ВОКХ» обеспечить оказание <.......> медицинской помощи <.......> года рождения, в течение всего периода наблюдения, в том числе на дому; обеспечения лекарственными средствами, продуктами лечебного и <.......> питания, медицинскими изделиями <.......> согласно протоколу заседания врачебной комиссии № <...> от <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания, подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований Павловой Н.А.

С учетом изложенного, решение суда в части разрешения исковых требований Павловой Н.А. к Комитету здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ «ВОКХ» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями также подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Павловой Н.А. к ГБУЗ «ВОКХ» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями, и удовлетворении исковых требований Павловой Н.А. к комитету здравоохранения Волгоградской области в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г.Волгограда от 21 мая 2024 года отменить в части возложения обязанности на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис» обеспечить оказание <.......> медицинской помощи <.......> года рождения, в течение всего периода наблюдения, в том числе на дому; обеспечения лекарственными средствами, продуктами лечебного и <.......> питания, медицинскими изделиями <.......> согласно протоколу заседания врачебной комиссии <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания, приняв в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Павловой Н. А. – отказать.

Решение Советского районного суда г.Волгограда от 21 мая 2024 года в части разрешения исковых требований Павловой Н. А. к Комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и интерального питания, медицинскими изделиями отменить, принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Павловой Н. А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и интерального питания, медицинскими изделиями - отказать, исковые требования Павловой Н. А. к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и интерального питания, медицинскими изделиями - удовлетворить.

Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить бесплатно <.......> года рождения, в установленном порядке своевременно и в полном объеме лекарственными препаратами, ингредиентами для <.......>, продуктами специализированного лечебного питания, средствами медицинского назначения <.......> согласно протоколу заседания врачебной комиссии <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания.

В остальной части решение Советского районного суда г.Волгограда от 21 мая 2024 года оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Лазаренко В.Ф. дело № 33-9900/2024

УИД № 34RS0006-01-2024-000888-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2024 года город Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Кудрявцевой А.Г., Марчукова А.В.,

при помощнике судьи Зубаревой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-1161/2024 по иску Павловой Н. А., действующей в интересах несовершеннолетнего <.......>, к комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района, Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами

по апелляционной жалобе ГБУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис»

на решение Советского районного суда г. Волгограда от 21 мая 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования Павловой Н. А., действующей в интересах несовершеннолетнего <.......>, к Комитету здравоохранения Волгоградской области (ОБЛЗДРАВ), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района, Комитету социальной защиты населения Волгоградской области возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами – удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис» обеспечить оказание паллиативной медицинской помощи <.......> года рождения, в течение всего периода наблюдения, в том числе на дому; обеспечить лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями <.......> показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания.

Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области (ОБЛЗДРАВ) обеспечить в установленном порядке своевременно и в полном объеме закупку лекарственных средств, продуктов лечебного и энтерального питания, медицинских изделий <.......> для индивидуального применения <.......> года рождения, по жизненным показаниям.

В удовлетворении остальной части исковых требований Павловой Н. А., действующей в интересах несовершеннолетнего <.......>, к Комитету здравоохранения Волгоградской области (ОБЛЗДРАВ), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис», Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района, Комитету социальной защиты населения Волгоградской области возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами – отказать.

Решение суда в части возложения обязанности организовать своевременное обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав представителя ответчика - ГБУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис» - по доверенности Кудимову О.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Комитета здравоохранения Волгоградской области – по доверенности Андреева К.С., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, истца Павлову Н.А., полагавшейся при рассмотрении апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия

установила:

Павлова Н.А., действующая в интересах несовершеннолетнего <.......> обратилась в суд с иском к комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указала, что является <.......> года рождения. Её <.......> поставлен диагноз – <.......>. Врачебной комиссией <.......> выдана выписка из протокола заседания врачебной комиссии <.......> в соответствии с которым её <.......> имеет показания к оказанию <.......> медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с приказом <.......> и получению <.......> питания. Указанным протоколом <.......> признан нуждающимся в оказании <.......> медицинской помощи в амбулаторных условиях и ему по жизненным показаниям рекомендовано ежемесячно (количество в месяц) лекарственные препараты, средства медицинского назначения, <.......> питание, которое согласно протоколу, замене не подлежит. Она обратилась с письменным заявлением к ответчику об обеспечении её ребенка вышеуказанными препаратами, медицинскими средствами и специализированным питанием. Ответчик в своем ответе <.......> подтвердил право на бесплатное обеспечение <.......>, но до настоящего момента <.......> ответчиком не обеспечивается в полном объеме лекарственными препаратами, медицинскими средствами и специализированным питанием.

С учетом измененных исковых требований истец просила обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить бесплатно <.......> года рождения, назначенными врачебной комиссией <.......> в соответствии с выпиской из протокола заседания <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента отмены средствами для доставки <.......> питания, расходными материалами, <.......> питанием, лекарственными препаратами, средствами по уходу за <.......>

Определением Советского районного суда г. Волгограда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района, Комитет социальной защиты населения Волгоградской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГБУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис» просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <.......> года рождения, является <.......> наблюдается в <.......>

Решением врачебной комиссии (протокол <.......> <.......> признан нуждающимся в оказании <.......> медицинской помощи, взят под наблюдение специалистами отделения выездной патронажной <.......> медицинской помощи <.......>

Из имеющихся в материалах дела медицинских документов следует, что <.......> установлен диагноз – <.......>, в связи с чем, врачебной комиссией <.......> принято решение, оформленное протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что <.......> имеет показания к <.......>

Законный представитель <.......>Павлова Н.А. обращалась в Комитет здравоохранения Волгоградской области по поводу оказания <.......> медицинской помощи ее <.......> Комитет здравоохранения Волгоградской области в своем ответе <.......> подтвердил право на бесплатное обеспечение ребенка лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, но до настоящего момента <.......> указанными средствами ответчиком в полном объеме не обеспечивается.

На территории <.......> приказом <.......> ГБУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис» (далее - ГБУЗ «ВОКХ») определен ответственным учреждением по обеспечению пациентов, нуждающихся в <.......> медицинской помощи, медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органом и систем организма человека, для использования на дому при оказании <.......> медицинской помощи.

По заявке <.......> осмотрен специалистом <.......> бригады отделения выездной патронажной <.......> медицинской помощи взрослым и детям ГБУЗ «ВОКХ».

На основании решения врачебной комиссии (протокол <.......>) ГБУЗ «ВОКХ» <.......> как признанный нуждающимся в оказании <.......> медицинской помощи в амбулаторных условиях с использованием медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому и входящих в перечень медицинских изделий, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ №<.......> обеспечивается медицинскими изделиями.

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии <.......> года рождения,постановлен диагноз: <.......>

В перечень включены <.......>

Возражая относительно заявленных исковых требований, комитет здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ «ВОКХ» указывали о том, что медицинские изделия, не входящие в перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ <.......> не могут быть закуплены за счет средств субсидий и переданы ГБУЗ «ВОКХ» <.......> для использования на дому при оказании <.......> медицинской помощи.

Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что на ГБУЗ «ВОКХ» лежит обязанность по выписке рецептов на указанные препараты, подготовка своевременной и в полном объеме заявки, а Комитет здравоохранения Волгоградской области обязан в установленном порядке в полном объеме обеспечить <.......> выписанными лекарственными средствами, медицинскими изделиями и лечебным питанием, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Советского района и Комитет социальной защиты населения Волгоградской области обязанности по обеспечению ребенка <.......> лекарственными средствами, медицинскими изделиями и лечебным питанием. Кроме того, при рассмотрении данного гражданского дела судом установлено, что истец Павлова Н.А. каких либо претензий к данным ответчикам не имеет. Ответчики в полной мере осуществляют возложенные на них обязанности.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в части возложения на ГБУЗ «ВОКХ» обязанность обеспечить оказание <.......> медицинской помощи <.......> года рождения, в течение всего периода наблюдения, в том числе на дому; обеспечить лекарственными средствами, продуктами лечебного и <.......> питания, медицинскими изделиями <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания, нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В силу статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания. Паллиативная медицинская помощь подразделяется на паллиативную первичную медицинскую помощь, в том числе доврачебную и врачебную, и паллиативную специализированную медицинскую помощь. Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями, организациями, указанными в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, мер психологической поддержки и духовной помощи. При оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека. Перечень таких медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций, указанных в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023г. № <...> утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № <...>). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Законом Волгоградской области от 12 декабря 2023 г. № 107-ОД утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в рамках которой гражданам бесплатно предоставляется паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.

Программой предусмотрено обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области отпускаются по рецептам врачей бесплатно, предоставление в рамках оказания паллиативной медицинской помощи для использования на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также обеспечение лекарственными препаратами для обезболивания, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при посещениях на дому.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Волгоградской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

К полномочиям ОБЛЗДРАВА относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной законодательством Российской Федерации, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из указанных норм следует, что именно на Комитет здравоохранения Волгоградской области возложена обязанность по обеспечению <.......>жизненно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, лечебным питанием, в связи с чем, выводы суда о возложении на ГБУЗ «ВОКХ» обязанности обеспечить оказание <.......> медицинской помощи <.......> являются ошибочными, поскольку истцом заявлены требования о возложении обязанности по обеспечению ее ребенка жизненно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, лечебным питанием. Кроме того, в обязанности ГБУЗ «ВОКХ» не входит обеспечение <.......> лекарственными препаратами и лечебным питанием.

Таким образом, решение суда в части возложения обязанности на ГБУЗ «ВОКХ» обеспечить оказание <.......> медицинской помощи <.......> года рождения, в течение всего периода наблюдения, в том числе на дому; обеспечения лекарственными средствами, продуктами лечебного и <.......> питания, медицинскими изделиями <.......> согласно протоколу заседания врачебной комиссии № <...> от <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания, подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований Павловой Н.А.

С учетом изложенного, решение суда в части разрешения исковых требований Павловой Н.А. к Комитету здравоохранения Волгоградской области и ГБУЗ «ВОКХ» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями также подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Павловой Н.А. к ГБУЗ «ВОКХ» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и энтерального питания, медицинскими изделиями, и удовлетворении исковых требований Павловой Н.А. к комитету здравоохранения Волгоградской области в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г.Волгограда от 21 мая 2024 года отменить в части возложения обязанности на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис» обеспечить оказание <.......> медицинской помощи <.......> года рождения, в течение всего периода наблюдения, в том числе на дому; обеспечения лекарственными средствами, продуктами лечебного и <.......> питания, медицинскими изделиями <.......> согласно протоколу заседания врачебной комиссии <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания, приняв в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Павловой Н. А. – отказать.

Решение Советского районного суда г.Волгограда от 21 мая 2024 года в части разрешения исковых требований Павловой Н. А. к Комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и интерального питания, медицинскими изделиями отменить, принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Павловой Н. А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной клинический хоспис» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и интерального питания, медицинскими изделиями - отказать, исковые требования Павловой Н. А. к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами, продуктами лечебного и интерального питания, медицинскими изделиями - удовлетворить.

Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить бесплатно <.......> года рождения, в установленном порядке своевременно и в полном объеме лекарственными препаратами, ингредиентами для <.......>, продуктами специализированного лечебного питания, средствами медицинского назначения <.......> согласно протоколу заседания врачебной комиссии <.......> по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания.

В остальной части решение Советского районного суда г.Волгограда от 21 мая 2024 года оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

33-9900/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлова Наталья Александровна
Ответчики
ГБУЗ Волгоградский областной клинический хоспис
Комитет социальной защиты населения Волгоградской области
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области Советского района
Комитет здравоохранения Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Кудрявцева Алла Георгиевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
07.08.2024Передача дела судье
05.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2024Передано в экспедицию
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее