Дело №2-1290/2021
59RS0018-01-2021-001434-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Добрянка 20 сентября 2021 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,
при секретаре Божиковой Д.А.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к ФИО1 о возложении обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, проведения работ по благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, установлении на объекте культурного наследия информационной надписи и обозначения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ФИО1 об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы: по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - «Правление Добрянской подзаводской волости», расположенного по адресу: <адрес>, на основании разработанной научно-практической документации; по благоустройству в границах территории объекта культурного наследия территориального значения «Правление Добрянской подзаводской волости», расположенного по адресу: <адрес>; установить на объекте культурного наследия регионального значения - «Правление Добрянской подзаводской волости», расположенного по адресу: <адрес>, информационную надпись и обозначение, содержащее информацию об объекте культурного наследия. Указанные работы провести в соответствии с Правилами установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Требование мотивирует тем, что в собственности ответчика ФИО1 находится нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>, являющийся объектом культурного наследия регионального значения ««Правление Добрянской подзаводской волости» (далее - объект). Право собственности Ответчика на Объект зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права №. Объект поставлен на учет и охраняется государством на основании п.200 приложения 3 распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 №713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <адрес> регионального значения». Объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с реестровым номером №. Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ территории, предмета охраны, режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения – «Правление Добрянской подзаводской волости» было утверждено охранное обязательство, установлены требования доступа к объекту культурного наследия и требования к размещению наружной рекламы на объекте культурного наследия. Данное охранное обязательство с актом технического осмотра для его исполнения письмом № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ответчику и получено последним. В соответствии с Указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 19.04.2017 №260-п «О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края (далее – Положение), Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее – Инспекция) переданы функции Министерства культуры Пермского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В рамках осуществления Инспекцией государственной функции – государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия и на основании приказа Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1 как собственника указанного объекта, а именно проверка соблюдения законодательства в области сохранения, содержания, использования и популяризации объектов культурного наследия. Актом внеплановой документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении собственника Объекта установлено следующее: при визуальном осмотре объекта культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано повсеместное шелушение окрасочного слоя фасада, локальные деструктивные повреждения кирпича, выветривание кладочного раствора цоколя, разрушение кирпичной кладки в углах здания. Выпадение отдельных кирпичей венчающего карниза, утрата значительных фрагментов штукатурки наличников. Оконные и дверные проемы зашиты металлическими листами. Значительная утрата железных листов покрытия кровли. Водосток не организован. Отмостка отсутствует. В непосредственной близости от объекта растут деревья. Значительное повреждение деревянной пристройки восточного фасада. Надписи и обозначения содержащие информацию об объекте отсутствуют.Согласно акту технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 необходимо: в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести вырубку деревьев, растущих в непосредственной близости к стенам здания; в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо разработать и согласовать научно - проектную документацию на приспособление объекта культурного наследия для современного использования (с учетом реставрации) провести ремонт крыши.
Указанные работы не проведены.
Инспекцией собственнику объекта – ФИО1 было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленного нарушения, в соответствии с которым ответчику было необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- разработать научно - проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта.
- провести работы по сохранению объекта в соответствии с разработанной и согласованной в уполномоченном органе по охране объектов культурного наследия научно- проектной документацией.
Указанные работы провести в соответствии с действующим законодательством в области охраны памятников истории и культуры.
В связи с неисполнением охранного обязательства ФИО1 Инспекцией был выписан протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения протокола ДД.ММ.ГГГГ Добрянским районным судом по делу № было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Ответчиком в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального Закона № 73-ФЗ, работы по сохранению Объекта не проведены, предписание не исполнено.
Истец Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на иске настаивает.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск признала, пояснила, что заключен договор о проведении проектных работ, сообщила о намерении обратится в Инспекцию с заявлением о продлении срока для устранения нарушений.
Выслушав ответчика ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В силу п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п.1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу подпункта 3 п.3 ст.47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно п.1 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 11 данной статьи охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.
Согласно п.1 ст.27 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.27 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в п.11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в собственности ответчика ФИО1 находится нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>, являющийся объектом культурного наследия регионального значения «Правление Добрянской подзаводской волости» (далее - объект). Право собственности ФИО1 на объект зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права №.
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Правление Добрянской подзаводской волости» (далее -объект).
Объект поставлен на учет и охраняется государством на основании пункта 200 приложения 3 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <адрес> регионального значения» (л.д. 7).
Объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с реестровым номером №.
Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ территории, предмета охраны, режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения – «Правление Добрянской подзаводской волости» было утверждено охранное обязательство, установлены требования доступа к объекту культурного наследия и требования к размещению наружной рекламы на объекте культурного наследия (л.д.8-12).
В рамках осуществления Инспекцией государственной функции – государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия и на основании приказа Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 23-27) проведена внеплановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО1 как собственника указанного объекта, а именно проверка соблюдения законодательства в области сохранения, содержания, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении собственника объекта выявлены нарушения: согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести вырубку деревьев, растущих в непосредственной близости к стенам здания, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать научно-проектную документацию на приспособление объекта культурного наследия для современного использования, провести ремонт крыши. Указанные работы не проведены. При визуальном осмотре объекта ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано повсеместно шелушение окрасочного слоя фасада, локальные деструктивные повреждения кирпича, выветривание кладочного раствора цоколя, разрушение кирпичной кладки в углах здания, выпадение отдельных кирпичей венчающего карниза, утрата значительных фрагментов штукатурных наличников, значительная утрата железных листов покрытия кровли, не организован водосток, отсутствует отмостка, в непосредственной близости от объекта растут деревья, значительные повреждения деревянной пристройки восточного фасада, надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте отсутствуют, доступ во внутренние помещения объекта не обеспечен (л.д.30-31).
Требования акта технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не исполнены, работы не проведены.
В адрес собственника направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленного нарушения (л.д.32).
Ответчиком в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального Закона №73-ФЗ, работы по сохранению объекта не проведены, предписание не исполнено.
В связи с неисполнением охранного обязательства (предписания) ФИО1 Инспекцией был выписан протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения протокола ДД.ММ.ГГГГ Добрянским районным судом по делу № было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. (л.д.33).
Указанные обстоятельства указывают на нарушение установленного порядка использования объекта, свидетельствуют о нарушении облика охраняемого объекта, создают угрозу ухудшения состояния объекта, причинения объекту иных негативных воздействий. Оснований полагать, что ответчиком требования сохранения и использования объекта культурного наследия были сохранены, не имеется.
В ходе судебного заседания ответчиком данные обстоятельства не опровергнуты.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования закона, исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края законны и обоснованы, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания данной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон. Учитывая характер спора, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает, что заявленный истцом срок, в течение которого ответчик обязан провести работы по сохранению объекта культурного наследия, провести работы по благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, установить на объекте культурного наследия информационную надпись и обозначение является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности ответчиком. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность исполнения решения суда в указанный срок.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края удовлетворить.
Обязать ФИО1 провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - «Правление Добрянской подзаводской волости», расположенного по адресу: <адрес>, на основании разработанной научно-практической документации и в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок до 01.11. 2022.
Обязать ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по благоустройству в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Правление Добрянской подзаводской волости», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на объекте культурного наследия регионального значения - «Правление Добрянской подзаводской волости», расположенного по адресу: <адрес>, информационную надпись и обозначение, содержащее информацию об объекте культурного наследия. Указанные работы провести в соответствии с Правилами установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.А. Андрианова
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2021.