Дело № 3а-342/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Секретёвой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прохорова А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Прохоров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на основании договора аренды ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения торгового павильона на землях общего пользования (группа 5 приложения 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области»), расположенный по адресу: (адрес), (адрес) (инвентарный №).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2020 г. и составляет 283 462,35 рублей, что превышает его рыночную стоимость, определенную на эту же дату в размере 163 000 рублей.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, что влечет увеличение арендных платежей, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 9 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», в качестве заинтересованного лица – администрация г.Оренбурга.
Административный истец Прохоров А.В., представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», администрации муниципального образований город Оренбург, департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы административных ответчиков, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года № 693-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области» постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 г. № 858-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2020 г.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Прохорову А.В. на основании договора аренды № 18ц-277фз от 27 июня 2018 г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения торгового павильона на землях общего пользования (группа 5 приложения 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области»), расположенный по адресу: (адрес), (адрес) (инвентарный №).
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из п. 2 договора аренды № от 27 июня 2018 г. следует, что расчет арендной платы производится, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 января 2021 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2020 г. и составляет 283 462,35 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В подтверждение исковых требований административным истцом представлен отчет об оценке № от 28 января 2021 г., выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО3, являющийся членом ассоциации «Русское общество оценщиков».
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 163 000 рублей.
Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего истцу.
Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При проведении оценки рыночной стоимости земельного участка оценщиком определен сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов с приведением интервалов значений этих факторов, дано описание процесса оценки объекта недвижимости. Расчет рыночной стоимости оцениваемого земельного участка реализован сравнительным подходом, с применением метода количественных корректировок, обоснован отказ от применения других подходов.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд – 1 февраля 2021 г. (дата отправления административного иска почтой).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Прохорова А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения торгового павильона на землях общего пользования (группа 5 приложения 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 г. № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области»), расположенный по адресу: (адрес), (адрес) (инвентарный №), равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 163 000 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 1 февраля 2021 г.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Полный текст решения изготовлен: (дата)