Дело № 2-5342/2016 Великий Новгород Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Мисилиной О.В.,
при секретаре Яковлевой Н.Е.,
с участием представителя истца Скидановой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Великого Новгорода к УФССП России по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Администрация Великого Новгорода (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к УФССП России по Новгородской области (далее – Управление) об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть, в обоснование указав, что на основании решения Новгородского районного суда от 16.10.2014 года (дело № 2-244/2014) на Администрацию возложена субсидиарную ответственность по обязательствам Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» об обязании в течение 7 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт следующих конструктивных элементов многоквартирного жилого дома <адрес>, а именно: системы электроснабжения; отмостки по периметру дома; асфальтобетонного покрытия проездов; выборочный капитальный ремонт элементов фасада – кирпичной кладки боковых несущих стен лоджий верхних этажей; выборочный капитальный ремонт системы горячего водоснабжения – стояков; выборочный капитальный ремонт системы центрального отопления – замена стояков; выборочный капитальный ремонт лифта – замена редуктора, канатоведущего шкива, ограничителя скорости, купе кабины, противовеса.
На основании указанного решения постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 06.04.2016 года в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство №. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.04.2016 года по данному исполнительному производству с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., который Администрация просит уменьшить на одну четверть, ссылаясь на наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения в установленные сроки.
В судебном заседании представитель Администрации Скиданова В.Ф., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика УФССП России по Новгородской области, третье лицо судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифорова Е.А., третье лицо Васильев И.В., представители третьих лиц МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство», ООО «УК № 10», ООО «УК № 12» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из положений ч. ч. 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. ч. 6 - 7 ст. № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года №13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Как следует из материалов дела, решением Новгородского районного суда Новгородской области от 16.10.2014 года постановлено: обязать Муниципальное бюджетное учреждении Великого Новгорода «Городское хозяйство» в течение 7 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт следующих конструктивных элементов многоквартирного жилого дома <адрес>, а именно: системы электроснабжения; отмостки по периметру дома; асфальтобетонного покрытия проездов; выборочный капитальный ремонт элементов фасада – кирпичной кладки боковых несущих стен лоджий верхних этажей; выборочный капитальный ремонт системы горячего водоснабжения – стояков; выборочный капитальный ремонт системы центрального отопления – замена стояков; выборочный капитальный ремонт лифта – замена редуктора, канатоведущего шкива, ограничителя скорости, купе кабины, противовеса;
в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» возложить на Администрацию Великого Новгорода субсидиарную ответственность по обязательствам Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» об обязании в течение 7 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт следующих конструктивных элементов многоквартирного жилого дома №8 по улице Десятинной Великого Новгорода, а именно: системы электроснабжения; отмостки по периметру дома; асфальтобетонного покрытия проездов; выборочный капитальный ремонт элементов фасада – кирпичной кладки боковых несущих стен лоджий верхних этажей; выборочный капитальный ремонт системы горячего водоснабжения – стояков; выборочный капитальный ремонт системы центрального отопления – замена стояков; выборочный капитальный ремонт лифта – замена редуктора, канатоведущего шкива, ограничителя скорости, купе кабины, противовеса.
Решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист на принудительное исполнение вышеуказанного решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 06.04.2016 года на основании заявления Васильева И.В. и указанного исполнительного листа в отношении должника Администрации Великого Новгорода было возбуждено исполнительное производство №.
28.04.2016 года судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации вынесено постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. за неисполнение исполнительного документа по исполнительному производству.
Администрация в обоснование требования об уменьшении исполнительского сбора ссылается на отсутствие в бюджете требуемого количества денежных средств по данной статье расходов.
Однако обстоятельства, на которые ссылается должник, к числу обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ, не относятся. Недостаточность денежных средств в бюджете не может расцениваться как принятие Администрацией Великого Новгорода всех мер для надлежащего исполнения решения суда. Отсутствие финансирования не может свидетельствовать об отсутствии вины Администрации Великого Новгорода в неисполнении решения суда от 16.10.2014 года.
Таким образом, суд не усматривает оснований для уменьшения размера исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковые требований Администрации Великого Новгорода к УФССП России по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительскому производству № отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Председательствующий О. В. Мисилина