2а-1368/2020

56RS0018-01-2020-000308-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.

при секретаре Толкачевой М.С.

с участием:

представителя административного истца - Щетининой Х.В.,

представителя административных ответчиков- Шнякиной Е.П.,

представителя заинтересованного лица ООО «Оренбург Водоканал» - Горшкова П.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оренбурга, Комитету по управлению имуществом города Оренбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Ленинского района города Оренбурга, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с названным административным иском.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга проведена проверка по вопросу принятия в муниципальную собственность сети водоотведения от колодца ... ....

В ходе проверки установлено, что право муниципальной собственности на указанный объект Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга не оформлено.

С учетом уточнений иска, просит:

- признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на участок сети водоотведения от колодца ... ... ...;

- обязать администрацию г. Оренбурга, Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга осуществить действия по оформлению права муниципальной собственности на участок сети водоотведения от колодца ... ..., а именно обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением об оформлении права муниципальной собственности на данные сети в срок до 31 сентября 2020года

- в целях обеспечения текущей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, возложить на администрацию г. Оренбурга, Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга обязанность по передаче в аренду в специализированную организацию – ООО «Оренбург Водоканал» участка сети водоотведения от колодца ... ... в срок до 31 сентября 2020года

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Щетинина Х.В. уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель административных ответчиков администрации г.Оренбурга, Комитета по управлению имуществом города Оренбурга – Шнякина Е.П., действующая на основании доверенностей в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ООО «Оренбург Водоканал» Горшков П.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против заявленных административных исковых требований.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия предусмотрены Уставом муниципального образования «город Оренбург».

Пунктом 1 части 1 статьи 6Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Вчасти 5 статьи 8данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии состатьей 12настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственность.

Согласно статье 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренногочастью 1 статьи 9настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга проведена проверка по вопросу принятия в муниципальную собственность сети водоотведения от колодца ... .... Основанием к проверке послужили неоднократные обращения граждан в период с 2017 по 2019 года по вопросу принятия в муниципальную собственность указанной сети.

В ходе проверки установлено, что сети водоотведения от колодца ... ..., на которые не произведена регистрация права, как объекта недвижимого имущества, являются бесхозяйными.

Согласно ответу Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга от 16 декабря 2019года N указанные сети, учитывая абз.4 пункта 1 Приложения №3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, Государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относятся к объектам муниципальной собственности, однако право муниципальной собственности на данные сети не оформлено.

Из ответа ООО «Оренбург Водоканал» от 16 декабря 2019года N следует, что спорные канализационные сети в аренду или по акту приема-передачи Обществу не передавались.

Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга подготовлен и 27 января 2020года направлен проект решения Оренбургского городского Совета «Об отверждении перечня объектов, составляющих собственность муниципального образования «город Оренбург» для рассмотрения в Оренбургский городской Совет.

К бездействию относится неисполнение соответствующими органами, осуществляющими публичные полномочия, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими их полномочия.

В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

Поскольку спорная сеть является объектом водоотведения, а обязанность городского поселения осуществлять водоотведения надлежащим образом, последнее должно принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные канализационные сети, мер по установлению владельца, ведет к отсутствию контроля над состоянием их работоспособности, создает угрозу бесперебойному водоотведению и нарушает права граждан. В связи с чем суд соглашается с доводами административного истца о наличии бездействия со стороны административного ответчика Комитета по управлению имуществом администрации г.Оренбурга в полномочия и обязанности которого входит принятие на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры и оформление права муниципальной собственности с учетом Положения «О комитете по управлению имуществом г. Оренбурга», утв. Оренбургским городским Советом 28 июня 2011года №189.

При этом, направление в Оренбургский городской Совет проекта решения Оренбургского городского Совета «Об отверждении перечня объектов, составляющих собственность муниципального образования «город Оренбург» не свидетельствует о выполнении органом местного самоуправления вышеуказанной обязанности и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия этому доказательств в виде данных о зарегистрированном праве в ЕГРП. Отсутствие сведений о правообладателе спорного имущества в ЕГРП в совокупности с тем, что водоотводная сеть является социально значимым объектом, служит достаточным основанием для признания бездействия незаконным.

Поскольку законодателем не указаны иные участники, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества и оформлению на него права муниципальной собственности, суд считает необходимым возложить данную обязанности на Комитет по управлению имуществом города Оренбурга.

В соответствии с положениями статьей 227 части 3 пункта 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая необходимость предоставления ответчику Комитету по управлению имуществом администрации г.Оренбурга разумных сроков для исполнения возложенной на него обязанности по оформлению на указанные сети водоотведения права муниципальной собственности, суд полагает необходимым установить ответчику срок для их окончания 31 сентября 2020года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ....

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ..., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░░ 2010░░░░

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ...

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 2020 ░░░░

░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░

░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1368/2020

2а-1368/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района города Оренбурга
Ответчики
Администрация города Оренбурга
Комитет по управлению имуществом города Оренбурга
Другие
ООО "Оренбург Водоканал"
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Ермошкина Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
22.01.2020Регистрация административного искового заявления
22.01.2020Передача материалов судье
27.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
23.02.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее