№...
Мотивированное решение составлено 22.04.2019 Дело № 2-118/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 апреля 2019 года город Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Козлова Ю.А.,
при секретаре Дворниковой А.Ю.,
с участием:
представителя истца ФИО1 – Панова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Домоуправление» о взыскании невыплаченного денежного вознаграждения при увольнении,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Домоуправление» (далее – ООО «УК «Домоуправление») о взыскании невыплаченного денежного вознаграждения при увольнении.
В обоснование иска указала, что с 26 октября 2015 года состояла в трудовых отношениях с ООО «УК «Домоуправление» в должности ведущего инженера. Приказом работодателя №... от 16 июля 2018 года уволена с занимаемой должности по инициативе работодателя, в связи с сокращением штата работников организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
При расторжении трудового договора в нарушение пункта 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года работодателем не произведена компенсационная выплата в размере 9-кратного среднего месячного заработка, как работнику, увольняемому с организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ФИО1 просит взыскать с ООО «УК «Домоуправление» невыплаченное денежное вознаграждение при увольнении в размере 395 777 рублей 70 копеек.
Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца ФИО1 – Панов Е.В. в судебном заседании в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом произведенной работодателем выплаты выходного пособия, предусмотренного статьями 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать с ООО «УК «Домоуправление» в пользу Пановой Е.В. невыплаченное денежное вознаграждение при увольнении в размере 3-кратного среднего месячного заработка в сумме 151 638 рублей 96 копеек.
Ответчик ООО «УК «Домоуправление», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя, представил возражения по существу заявленных требований, приобщенные к материалам дела, в которых с заявленными исковыми требованиями не согласился, указав, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением штата работников истцу выплачено выходное пособие, предусмотренное статьями 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, трудовым договором, заключенным с истцом, и Положением об оплате труда работников ООО «УК «Домоуправление» не установлены повышенные размеры выходного пособия при увольнении по сокращению численности или штата организации, кроме установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно частям 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 4 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Судом установлено, что 26 октября 2015 года между ООО «УК «Домоуправление» и ФИО1 заключен трудовой договор, по условиям которого истец принят на должность ведущего инженера (л.д. 65, 66-68).
Приказом работодателя №... от 16 июля 2018 года ФИО1 уволена с ООО «УК «Домоуправление» 16 июля 2018 года на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников организации (л.д. 71).
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что при увольнении ФИО1 работодателем произведены выплаты выходного пособия, предусмотренного статьями 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, а также компенсация за неиспользованный отпуск за период с 26 октября 2017 года по 16 июля 2018 года в количестве 11 календарных дней в общем размере 303 277 рублей 92 копейки (л.д. 57-61).
В силу положений статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
При этом одной из основных задач трудового законодательства признается создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства (часть 2 статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работнику и работодателю право на урегулирование своих отношений, в том числе посредством заключения, изменения, дополнения коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
При этом, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии со статьей 25 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Согласно части 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Порядок действия соглашения определен статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение действует, в частности, в отношении работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
Частями 7-8 названной правовой нормы закреплен порядок распространения федерального отраслевого соглашения на работодателей, не участвовавших в его заключении.
В частности, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению утвержден приказом Минтруда России от 12 ноября 2015 года №860н.
08 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее – Отраслевое тарифное соглашение), регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
17 февраля 2017 года опубликовано письмо Минтруда России от 03 февраля 2017 года №14-4/10/В-835 «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», Отраслевое тарифное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный №22/17-19 от 28 декабря 2016 года) и опубликовано в первоначальной редакции в установленном порядке.
Согласно пункту 1.4 Отраслевого тарифного соглашения организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях №1, №4 и №5 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.
В соответствии с пунктом 2.1 Уставом ООО «УК «Домоуправление», утвержденным решением учредителя №1 от 10 марта 2015 года, целью создания Общества является осуществление самостоятельной хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности и извлечение прибыли.
Виды деятельности общества установлены пунктом 2.2 Устава, к числу которых относится управление недвижимым имуществом, в том числе управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, сдача внаем, покупка, продажа собственного недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже, сдаче в наем недвижимого имущества, чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств, удаление сточных вод, отходов, уборка территории, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения, монтаж и ремонт инженерного оборудования зданий и сооружений, иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством РФ (л.д. 95-104).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «УК «Домоуправление» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (л.д. 128-132).
Соответственно, по виду и роду своей деятельности ООО «УК «Домоуправление» относится к работодателям отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе рассмотрения гражданского дела по существу стороной ответчика не оспаривалось, что ООО «УК «Домоуправление» в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему.
На основании пункта 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам Организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит компенсационные выплаты, денежные вознаграждения в порядке и на условиях, закрепленных в компенсационных соглашениях или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях, в том числе, выплату не менее 9-кратного среднего месячного заработка работникам пенсионного возраста, увольняемым из Организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанные размеры выплат включают выплаты, установленные действующим законодательством.
Из содержания пункта 5.9 Отраслевого тарифного соглашения следует, что спорная компенсационная выплата должна производиться работодателем при наличии определенных условий, а именно, наличие компенсационного соглашения, а также порядок и условия данной компенсационной выплаты должны быть установлены непосредственно в организации, что согласуется с положениями части 4 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось сторонами, что в ООО «УК «Домоуправление» отсутствует компенсационное соглашение о порядке и условиях, на которых может быть произведена оспариваемая выплата, кроме того, ни Положением об оплате труда работников ООО «УК «Домоуправление», утвержденным приказом генерального директора Общества №... от 01 июня 2015 года, ни в трудовом договоре, заключенном с ФИО1 26 октября 2015 года, вышеуказанная компенсационная выплата не предусмотрена.
Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, учитывая, что между истцом и работодателем компенсационное соглашение не заключалось, в Обществе не разработан локальный нормативный правовой акт, определяющий порядок и условия выплаты компенсации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 о взыскании невыплаченного денежного вознаграждения при увольнении.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░