Мотивированное решение изготовлено 25 января 2024 года
УИД 51RS0021-01-2023-002353-76
Дело № 2-53/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2024 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.,
при секретаре Сураевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Максименко Андрея Геннадьевича к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Северный» о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, отмене решения уполномоченного органа о снятии с учета и восстановлении в списках нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Максименко А.Г. обратился в суд с иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Северный» о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, отмене решения уполномоченного органа о снятии с учета и восстановлении в списках нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование иска указано, что Максименко А.Г. приказом командующего Северным флотом *** от *** досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию *** (пп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Выслуга лет составила 30 лет 6 месяцев.
В период прохождения военной службы в 2001 году обеспечен служебным жилым помещением на состав семьи из четырех человек, расположенным по адресу: ***.
Решением ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отделение (территориальное, ***) № 4-7/53 от 02.06.2017 года истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы с 01.11.2016 года, форма обеспечения - жилищная субсидия. Согласно приказу командующего Северным флотом *** истец был уволен с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, форма обеспечения – жилищная субсидия по месту прохождения военной службы.
За период с 01.11.2016 года Максименко А.Г. неоднократно (30.12.2016 г., 19.08.2020 г., 28.08.2020 г., 25.01.2022 г.) предоставлял сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи, а также направлял письменные пояснения (26.04.2022 г, 30.05.2022 г.) о регистрации по месту жительства за период прохождения военной службы.
Решение № 4-7/53 от 02.06.2017 года о постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях принято с учетом сведений о том, что истец в период с 17.06.1995 года по 15.05.2009 год был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: ***. Кроме того, в учетном деле истца имеются сведения о том, что указанное жилое помещение было предоставлено его матери ФИО1, как вдове умершего военнослужащего, уволенного в запас на состав семьи 2 человека, в том числе Максименко А.Г.
На основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от 12.03.1997 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом *** и Максименко А.Г., жилое помещение, расположенное по адресу: ***, перешло в собственность истца. В 2009 году Максименко А.Г. распорядился данным жилым помещением по своему усмотрению по договору дарения от *** в пользу третьего лица.
07.11.2023 года при посещении территориального отделения в городе Гаджиево истцу выдано решение начальника филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – филиал «Северный») № ТО39/3-7/43 от 17 октября 2023 года о снятии Максименко А.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Причиной снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях послужили действия, связанные с приватизацией жилого помещения по адресу: ***, общей площадью *** кв. м от *** и передачей указанного жилого помещения в собственность третьему лицу на основании договора дарения от ***
В обоснование принятого решения начальник филиала «Северный» сослался на нормы ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», постановления Правительства РФ № 1050 от 06.09.1998 года, ст. 53, ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации № 221-КАД22-7-К10.
С решением начальника филиала «Северный» № ТО39/3-7/43 от *** истец не согласен, поскольку информация, послужившая основанием снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях находится в его учетном деле с 01.11.2016 года. Решение № 4-7/53 от 02.06.2017 года о признании Максименко А.Г. нуждающимся в жилых помещениях принималось с учетом информации о приватизации жилого помещения по адресу: ***, в 1997 году и передаче его в собственность третьему лицу на основании договора дарения от 16.04.2009 года.
Ответчик при принятии решения от 17.10.2023 года не учел, что к моменту принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (с датой постановки на учет 01.11.2016 года) 5-тилетний срок, определенный положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ, с момента совершения истцом сделки по отчуждению жилого помещения, истек (как на дату постановки на учет, так и на дату принятия оспариваемого решения), жилых помещений в собственности истца и члена его семьи (супруги) не имелось.
Истец проживает в настоящее время семьей в служебной квартире, которая подлежит освобождению и сдаче установленным порядком.
Кроме того, квартира по адресу ***, предоставлена матери истца в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и, с учетом внесенных в 2019 году изменений в названный закон (абзац тринадцатый пункта 1 ст. 15), при оценке жилищных прав Максименко А.Г. учету не подлежит.
Ссылаясь на ст.ст. 2, 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. №1016-0, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», ст. ст. 51, 53, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации просил: признать за истцом право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета (с формой обеспечения - жилищная субсидия) в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», составом семьи 2 человека; отменить решение начальника филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – филиал «Северный») № ТО39/3-7/43 от 17 октября 2023 года о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; восстановить Максименко А.Г. в списках нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с формой обеспечения – жилищная субсидия, составом семьи 2 человека, с даты постановки на учет 01.11.2016; взыскать с ответчика понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Истец Максименко А.Г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца Паркин А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам, просил удовлетворить, настаивал на удовлетворение исковых требований. Дополнительно указал, что Максименко А.Г. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы, форма обеспечения - жилищная субсидия, и до настоящего времени проживает в служебном жилом помещении в ***. Обратил внимание суда, что в силу п.1. ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» приватизированная ранее квартира при обеспечении истца жилым помещением по линии Министерства обороны РФ учету не подлежит. Кроме того, в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за период не менее чем пять лет. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ и третьего лица филиала «Северный» Ковалец Е.А. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на иск, указав, что на основании сведений ЕГРН и договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от *** уполномоченным органом установлено, что в период прохождения военной службы Максименко А.Г. в порядке приватизации приобрел в единоличную собственность жилое помещение, которое в 2009 году было отчуждено. Содержание волеизъявления гражданина на участие в приватизации в виде согласия указывает, что, приобретая право собственности на соответствующее государственное имущество, а затем, распорядившись им, он осуществил в соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ по своему усмотрению и в своих интересах принадлежащие ему жилищные права, как самостоятельный субъект жилищных правоотношений.
Из нормативных положений п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что подлежащими документальному подтверждению юридически значимыми обстоятельствами для принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях являются: жилищные права военнослужащих и членов их семей, отсутствие нормативно установленных препятствий для принятия на учет в целях обеспечения по избранному месту жительства, а также возможность сдачи полученного во время прохождения военной службы жилого помещения.
В силу пп. «д» п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ ***, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
При учете площади в 56,1 кв.м. уровень обеспеченности Максименко А.Г. превышает учетную норму в избранном постоянном месте жительства, в связи с чем он не может состоять на учете нуждающихся по правилам ст.51 Жилищного кодекса РФ.
При этом согласно ст. 2 Закона РФ *** от *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе приобрести эти помещения в собственность, что прямо указывает на факт того, что любое лицо, являющееся приобретателем жилья по договору передачи в собственность бесплатно, подписывая такой договор, подтверждает, что до момента подписания являлось законным правообладателем жилой площади с равным по сравнению с иными нанимателями объемом прав, а также подтверждает свое индивидуальное намерение на реализацию в отношении объекта недвижимости правомочий собственника.
Таким образом, в период прохождения военной службы Максименко А.Г. в порядке приватизации приобрел в единоличную собственность жилое помещение, в связи с чем повторное обеспечение его жилым помещением не допустимо. Просила в иске отказать в полном объеме.
Третье лицо ФИО4, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Исследовав материалы дела, материалы учетного дела ***, материалы личного дела военнослужащего Максименко А.Г., суд приходит к следующему.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от *** № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на день подачи Максименко А.Г. заявления о принятии на учет (***), далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих») государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до *** (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от *** № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
Пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от *** ***- ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из разъяснений Верховного суда РФ, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» Судам также следует учитывать, что в силу пункта 19 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по истечении срока контракта в добровольном порядке до получения жилого помещения, отказывается от предложенного жилого помещения, которое расположено по избранному месту жительства, а также изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, такому военнослужащему предоставляется жилищная субсидия.
Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Постановлением Правительства РФ от *** ***, действующим на момент постановки истца на учет, были утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее Правила).
Согласно пункту 3 Правил, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащие в заявлении по форме согласно приложению, указывают место прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)).
В соответствии с пунктом 2 Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства применяется учетная норма площади жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.
На основании пункта 9 Правил датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.
Как указано в пункте 6 данных Правил военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 11 указанных правил было установлено, что военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***.
На момент снятия Максименко А.Г. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений действовали Правила признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, согласно п. 15 которых военнослужащие, не обеспеченные на дату увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть без их согласия сняты с учета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и пунктом 17 настоящих Правил, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете: а) до предоставления им жилых помещений; б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета; в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до ***, нового контракта о прохождении военной службы; г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Как установлено судом и следует из материалов дела Максименко А.Г. приказом командующего Северным флотом *** от *** досрочно уволен с военной службы в запас по *** (пп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона от *** № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Выслуга лет на момент увольнения составила 30 лет 6 месяцев.
В период с *** по *** Максименко А.Г. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: ***, совместно с матерью ФИО1 и отцом ФИО2 (умер ***).
С *** по *** истец был зарегистрирован по месту жительства в служебном жилом помещении по адресу: ***, на основании служебного ордера *** от ***. Указанная квартира была предоставлена Максименко А.Г. и членам его семьи супруге ФИО4 и сыну ФИО3
Также в период прохождения военной службы на основании служебного ордера от *** *** Максименко А.Г. был обеспечен служебным жилым помещением на состав семьи из четырех человек (жена ФИО4, сыновья ФИО3 ФИО3 и ФИО5 расположенным по адресу: ***. Предыдущее служебное жилое помещение установленным порядком сдано.
В период с *** по *** Максименко А.Г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***. Указанная квартира предоставлена матери Максименко А.Г. - ФИО1 как вдове умершего военнослужащего, состоящей на учете по улучшению жилищных условий в администрации по ***. Квартира предоставлена на состав семьи из двух человек: ФИО1 и ее сын - истец Максименко А.Г.
На основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от ***, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом *** и Максименко А.Г., квартира по адресу: ***, перешла в собственность истца. Мать истца ФИО1 от участия в приватизации жилого помещения отказалась.
*** Максименко А.Г. распорядился данным жилым помещением по своему усмотрению по договору дарения от *** в пользу третьего лица.
Решением ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отделение (территориальное, ***) *** от *** истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы с ***, форма обеспечения - жилищная субсидия.
Согласно приказа командующего Северным флотом *** он был уволен с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, форма обеспечения – жилищная субсидия по месту прохождения военной службы.
При постановке на учет, а также в период с *** Максименко А.Г. неоднократно (***, ***, ***, ***) предоставлял сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи, а также направлял письменные пояснения (***, ***) о регистрации по месту жительства за период прохождения военной службы, в том числе сведения о ранее приватизированном жилом помещении.
Решение *** от *** о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях принято с учетом сведений о том, что истец в период с *** по *** год был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: ***.
Вместе с тем, *** начальником филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – филиал «Северный») принято решение № ТО39/3-7/43 о снятии Максименко А.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях послужили действия, связанные с приватизацией жилого помещения по адресу: ***, общей площадью 56,1 кв. м от ***, которое впоследствии было отчуждено им по договору дарения от *** третьему лицу.
Суд полагает, что принятие такого решения не соответствует требованиям действующего законодательства.
Так, при постановке истца на учет в 2016 году п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** ***, прямо предусматривал право военнослужащего состоять на учете на получение жилого помещения по избранному месту жительства в случае намеренного ухудшения жилищных условий и истечении 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - Правила расчета субсидии).
Пункты 3 и 4 Правил расчета субсидии содержат исчерпывающий перечень случаев, когда норматив общей площади жилого помещения, устанавливаемый для расчета субсидии, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение пяти лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Таким образом, по смыслу приведенных норм уменьшение устанавливаемого для расчета субсидии норматива общей площади жилого помещения допускается на общую площадь жилых помещений, которые на момент такого расчета принадлежат на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи или находятся в пользовании названных лиц по договору социального найма.
Что касается жилых помещений, в отношении которых совершены действия и гражданско-правовые сделки, повлекшие предусмотренные в пункте 4 приведенных Правил последствия, то они учитываются в течение пяти лет со дня совершения.
В силу части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из содержания статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения от 19.04.2007 N 258-0-0, от 25.11.2010 N 1543-0-0, от 29.05.2012 N 924-0, от 18.10.2012 N 1842-0, от 24.12.2012 N 2363-0, от 24.12.2013 N 1975-0).
Суд принимает во внимание, что военнослужащий Максименко А.Г. в период прохождения военной службы не реализовывал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», жилым помещением за счет военного ведомства ранее не обеспечивался, а квартира, приватизированная им в 1997 году предоставлялась его матери ФИО1, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, на момент предоставления матери истца жилого помещения по договору социального найма по адресу: ***, у Максименко А.Г., как у военнослужащего, еще не возникло право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ ввиду недостаточности календарных лет соответствующей выслуги (менее 10 лет).
Суд принимает по внимание, что в соответствии с п. 17 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 № 1768, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:
а) до предоставления им жилых помещений;
б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;
в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., нового контракта о прохождении военной службы;
г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.
В ходе рассмотрения настоящего дела таких оснований для снятия Максименко А.Г. с учета не установлено. Стороной ответчика таких оснований не приведено.
Ссылки ответчика на пп. «д» п. 10 Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, суд в данном случае полагает несостоятельными, поскольку право на однократное предоставление жилья (жилищной субсидии) связывается законом с получением жилого помещения военнослужащим от имени государства в лице Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом (принятым и действующим на территории Российской Федерации) порядке, регулирующем предоставление жилья военнослужащим, и за счет соответствующих выделяемых на это средств либо жилищного фонда Министерства, тогда как Максименко А.Г. таким жилым помещением обеспечен не был.
Объективных данных, подтверждающих отношение квартиры, расположенной по адресу: ***, к материальным средствам (имуществу) Министерства обороны Российской Федерации, а также предоставление ее истцу от имени Министерства обороны Российской Федерации, не имеется.
Суд учитывает, что в собственности истца и членов его семьи отсутствуют какие-либо жилые помещения, жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, ни истец, ни члены ее семьи не занимают, взяли на себя письменное обязательство освободить служебное жилое помещение по адресу: ***, и сдать его установленном законом порядке, а жилое помещение в *** выбыло из владения Максименко А.Г. более пяти лет назад до даты постановки на учет, в связи с чем основания для снятия Максименко А.Г. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях у ответчика отсутствовали.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4 определения от 13.01.2022 г. № 3-О, положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также пунктов 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в порядке исключения из общего правила об однократности предоставления дополнительных жилищных гарантий - устанавливают, что военнослужащие могут претендовать на обеспечение жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», даже если ранее они уже были обеспечены в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до их поступления на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы. При признании таких военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений во всяком случае должны подлежать учету положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий и учете при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Таким образом, вопреки доводам ответчика Максименко А.Г., ранее обеспеченный соответствующими гарантиями в качестве члена семьи своей матери, не являлся самостоятельным субъектом жилищных правоотношений с государственными органами, ответственными за обеспечение военнослужащих жилыми помещениями и как следствие, получение его матерью ФИО1 жилого помещения не может, независимо от фонда, из которого оно предоставлялось его основному получателю (нанимателю), отождествляться с реализацией жилищных прав Максименко А.Г. на специальных условиях, предусмотренных непосредственно в отношении военнослужащих.
То обстоятельство, что Максименко А.Г. распорядился предоставленным ему по договору приватизации жилым помещением, не свидетельствует об утрате истца и членов его семьи права на улучшение жилищных условий, поскольку в силу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При определении жилищной обеспеченности Максименко А.Г. и его супруги ФИО4 суд, принимая указанные выше обстоятельства, приходит к выводу, что истец и его супруга каких-либо жилых помещений в собственности не имеют, и с учетом обязательства сдачи жилого помещения, занимаемого по договору служебного найма, а также передачи жилого помещения, полученного матерью истца в 1995 году, безвозмездно в собственность в 1997 году и его отчуждения в 2009 году, т.е. за 7 лет до подачи заявления о постановке на учет, приходит к выводу, что истец является нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд удовлетворяет исковые требования Максименко А.Г. в полном объеме.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Максименко Андрея Геннадьевича – удовлетворить.
Признать за Максименко Андреем Геннадьевичем право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета (с формой обеспечения – жилищная субсидия) в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» составом семьи 2 человека.
Отменить решение начальника филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации № ТО39/3-7/43 от 17 октября 22023 года о снятии Максименко Андрея Геннадьевича с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Восстановить Максименко Андрея Геннадьевича в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения – жилищная субсидия, составом семьи два человека, с даты постановки на учет 01 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий А.Н. Курчак