Решение по делу № 2-1696/2024 от 29.02.2024

Дело № 2-1696/2024

Изготовлено 11.06.2024

УИД 51RS0001-01-2024-001073-45

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 июня 2024 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,

при секретаре Бараковской Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска, комитету имущественных отношений города Мурманска о возложении обязанности произвести определенные действия по приведению в надлежащее санитарно-техническое состояние жилого помещения,

установил:

прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Мурманска, КИО г. Мурманска о возложении обязанности произвести определенные действия по приведению в надлежащее санитарно-техническое состояние жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Октябрьского округа г. Мурманска проведена проверка состояния соблюдения законности в сфере переселения граждан из аварийного жилья и реализации их прав на жилище в г. Мурманске, исполнения требований законодательства при содержании муниципального жилищного фонда.

По результатам проведенной проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации г. Мурманска состоит 8 515 семей. По информации администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципального имущества учитывается всего 127 пустующих жилых помещений, отнесенных к фонду социального использования, из них 20 отремонтированы и находятся на распределении, 107 - требуют ремонта. Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически квартиры и комнаты находится в непригодном для проживания состоянии.

Жилое помещение - квартира многоквартирного <адрес> в г. Мурманске входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесена к жилищному фонду социального использования. Помещение включено в реестр муниципального имущества города Мурманска как объект жилищного фонда – двухкомнатная квартира. Общая площадь квартиры 47 кв.м.

По результатам проведенного осмотра жилого помещения, выявлены многочисленные повреждения (отслоения, вздутия) обоев в жилых комнатах и в санузле; повреждения напольного покрытия в комнатах квартиры; на кухне и в ванной комнате выявлены частичные повреждения напольной плитки; отслоение отделочного слоя потолков в ванной комнате и в жилых комнатах; установлены факты неплотного прилегания дверей в санузле и в жилой комнате, повреждения плитки на стенах в ванной комнате, ненадлежащее состояние входной двери.

Данное жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд обязать администрацию города Мурманска обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения многоквартирного <адрес> в г. Мурманске; обязать на администрацию города Мурманска обязанность в течение шести месяцев с момента исполнения пункта 1 привести в пригодное состояние для проживания граждан жилое помещение многоквартирного <адрес> в г. Мурманске посредством проведения текущего ремонта в соответствии с технической документацией.

Представитель истца Киселева А.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, против рассмотрения дела в заочном порядке не возражала.

Представитель администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении искового заявления, ссылаясь на то, что у прокурора отсутствовало право на обращение с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку по данному делу имеется возможность индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены.

Также приводил доводы о том, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы права, устанавливающие для органов местного самоуправления срок, в течение которого необходимо производить ремонт в пустующих муниципальных жилых помещениях, кроме того, какие-либо особенные условия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом законом не установлены, в связи с чем, требования прокурора нарушают права собственника муниципального имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом по своему усмотрению.

Кроме того указал, что в исковом заявлении не перечислены виды работ, которые необходимо произвести, а также сослалась на то, что прокурор просит привести жилое помещение специализированного жилого фонда посредством проведения ремонта в пригодное для проживания состояние. Между тем, указанное в исковом заявлении жилое помещение не признано непригодным для проживания в установленном законом порядке.

Представитель КИО г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в суд возражения, в которых указал, что жилые помещения признаются непригодными для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. В установленном законом порядке жилое помещение, указанное в исковом заявлении не признано непригодным для проживания.

Администрацией г. Мурманска принимаются все возможные меры в рамках своих полномочий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также по проведению мероприятий по ремонту пустующих жилых помещений специализированного (маневренного) жилищного фонда.

Представители ММКУ «Управление капитального строительства», Комитета по строительству администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию представителя КИО г. Мурманска.

В соответствии с требованиями статей 167, 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, удовлетворяет иск.

Согласно частям 2, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в пунктах 3 и 6 статьи 2 ЖК РФ, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу пунктов 1 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, указанные в статье 51 ЖК РФ.

В силу части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регламентировано положениями статьи 57 ЖК РФ. Статьей 65 ЖК РФ установлены обязанности наймодателя жилого помещения, в том числе, по участию в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществление капитального ремонта жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского округа г. Мурманска проведена проверка состояния соблюдения законности в сфере переселения граждан из аварийного жилья и реализации их прав на жилище в г. Мурманске, исполнения требований законодательства при содержании муниципального жилищного фонда.

По результатам проведенной проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации г. Мурманска состоит 8 515 семей.

По сообщению администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ , в реестре муниципального имущества учитывается всего 127 пустующих жилых помещений, отнесенных к фонду социального использования, из них 20 отремонтированы и находятся на распределении, 107 - требуют ремонта.

Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически квартиры и комнаты находится в непригодном для проживания состоянии.

Так, жилое помещение - квартира многоквартирного <адрес> в г. Мурманске входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесена к жилищному фонду социального использования. Помещение включено в реестр муниципального имущества города Мурманска как объект жилищного фонда - двухкомнатная квартира. Общая площадь квартиры 47 кв.м.

По результатам проведенного осмотра жилого помещения, выявлены нарушения многочисленные повреждения (отслоения, вздутия) обоев в жилых комнатах и в санузле; повреждения напольного покрытия в комнатах квартиры; на кухне и в ванной комнате выявлены частичные повреждения напольной плитки; отслоение отделочного слоя потолков в ванной комнате и в жилых комнатах; установлены факты неплотного прилегания дверей в санузле и в жилой комнате, повреждения плитки на стенах в ванной комнате, ненадлежащее состояние входной двери.

Данное жилое помещение нуждается в проведении текущего ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии. Выявленные недостатки являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.

По сообщению администрации г. Мурманска указанное жилое помещение включено в перечень жилых помещений, требующих ремонта, срок ремонта так и не определен.

До настоящего времени жилое помещение не приведено в пригодное для постоянного проживания состояние; выявленные недостатки являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиком не оспорены, доказательств начала, либо окончания ремонта не представлено, помещение является пустующим.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела судом установлен факт необходимости приведения спорного жилого помещения в пригодное для проживания состояние, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям путем проведения ремонта.

Доводы представителя ответчика и представителей третьих лиц о том, что требования прокурора сводятся к приведению в пригодное состояние для проживания спорного жилого помещения, которое не было признано непригодным для проживания в установленном законом порядке, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу указанного выше пункта 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Вопреки доводам ответчика об отсутствии у прокурора права обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц, суд отмечает, что круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются и будут нарушаться невозможно индивидуализировать, учитывая текучесть очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, и невозможность предопределить рисковые факторы, влияющие на необходимость выделения гражданам жилья маневренного фонда.

Также суд отклоняет доводы ответчика о том, что требования прокурора нарушают права ответчика, как собственника муниципального имущества на владение, пользование и распоряжение имуществом по своему усмотрению, а также отсутствие у администрации функции по разработке технической документации, являются несостоятельными.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 02.04.2018 № 45-787 в структуру органов местного самоуправления города входит администрация муниципального образования город Мурманск как исполнительно-распорядительный орган города Мурманска.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 12 Устава муниципального образования город Мурманск установлено, что на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При этом жилые помещения, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Доказательства, подтверждающие, что спорное жилое помещение пригодно для постоянного проживания граждан применительно к соответствию его установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, стороной ответчиком в нарушение статьи 56 ГПК РФ суду не представлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан устранить выявленные нарушения, суд учитывает, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных работ. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок выполнения работ по разработке технической документации на выполнение ремонтных работ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнения ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения - в течение шести месяцев с момента разработки технической документации, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенных на него судом обязанностей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию города Мурманска в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения многоквартирного <адрес> в г. Мурманске.

Обязать администрацию города Мурманска в течение шести месяцев с момента исполнения 1 пункта решения, привести в пригодное состояние для проживания граждан жилое помещение многоквартирного <адрес> в г. Мурманске посредством проведения текущего ремонта в соответствии с технической документацией.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий В.В. Маслова

2-1696/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Октябрьского округа г. Мурманска
Ответчики
КИО г. Мурманска
Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска
Администрация г. Мурманска
ММКУ "УКС"
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Маслова Валерия Валерьевна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2024Передача материалов судье
29.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
05.09.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
04.10.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее