Дело № 2а-2047/2021
76RS0014-01-2021-001320-76
Изготовлено 30.07.2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 29 июля 2021 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Казаковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области к Самариной Елене Александровне о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области обратилась в суд с иском к Самариной Е.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в сумме 15 377 рублей, пени по земельному налогу в размере 231 рубль 94 копейки.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС России №5 по Ярославской области (по месту регистрации по месту жительства), как налогоплательщик земельного налога. Налогоплательщику был начислен земельный налог за 2018 год за земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, о чем направлено уведомление. В установленный срок налог уплачен не был. В связи с чем в адрес ответчика было направлено требование по состоянию на 13.02.2020 года на уплату налога. В срок, установленный налоговым органом – до 26.03.2020 года, задолженность по налогу не погашена. Истец, ссылаясь на ст.ст. 23, 45, 69, 75, 388-389, 396-397 НК РФ просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу и пени.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бондаренко Т.А. доводы иска поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные его тексту. Дополнительно пояснила, что Инспекция срок для обращения в суд с данными требованиями не пропустила, поскольку требование было направлено в адрес налогоплательщика не позднее трех месяцев с моменты установления недоимки. Срок уплаты налога за 2018 год наступил 02.12.2019 года. С данной даты у налоговой инспекции имелось три месяца для направления требования. Требование датировано 13.02.2020 года. Требование направлено налогоплательщику по месту его жительства заказным с уведомлением письмом, не вручено последнему, вернулось за истечением срока хранения, то есть налогоплательщик уклонился от его получения. Истцом соблюден приказной порядок, подано мировому судье заявление о вынесении судебного приказа о взыскании суммы налога в размере 15 377 рублей, пени в размере 231 рубль 94 копейки, данный судебный приказ отменен, Инспекция в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа обратилась в районный суд с настоящим иском. Данный налог решениями других судов не взыскивался.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на иск (л.д.63-65).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать установленные законом налоги.
Согласно ст. 45 ГК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В судебном заседании установлено, что ответчик состоит на учете в налоговой инспекции (зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>
Согласно ч.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Ответчику в 2018 году на праве собственности принадлежал объект налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (подтверждается выпиской из ЕГРПН) (л.д.31).
Налоговым органом исчислен земельный налог за 2018 год в сумме 15 377 рублей.
В адрес ответчика МИФНС направлялось уведомление №45741365 от 25.07.2019 года на уплату налога (л.д.9, 11); уплата налога ответчиком не произведена.
В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с наличием задолженности ответчику направлялось заказным письмом требование 10005 по состоянию на 13.02.2020 года об уплате налога, что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д.12). Согласно требованию ответчику предлагалось погасить числящуюся задолженность по уплате авансового платежа по земельному налогу в срок до 26.03.2020 года.
В установленный в требовании срок уплата авансового платежа по налогу ответчиком не произведена.
Налоговым органом произведен расчет пени за период с 03.12.2019 года по 12.02.2020 года в сумме 231 рубль 94 копейки.
Представленный истцом расчет суммы налога и пени судом проверен, признан правильным, оснований не доверять указанному расчету у суда не имеется, ответчиком данные суммы задолженности не оспорены.
В силу ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны, в том числе: направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
Налоговое уведомление и требование направлены в адрес ответчика, что подтверждается списком отправлений и отчетом об отслеживании отправлений, согласно которому требование не вручено налогоплательщику в связи с истечением срока хранения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с частями 1 и 4 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом, в случае отправки налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч.4. ст. 57 НК РФ).
Аналогичное положение закреплено и в п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Так, согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Таким образом, доводы ответчика о не направлении налоговым органом и не получении налогоплательщиком уведомления и требования об уплате налога несостоятельны.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Истец в июле 2020 года обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 23.07.2020 года был вынесен судебный приказ. Определением мирового судьи судебного участка №1 Кировского судебного района г.Ярославля от 03.11.2020 года судебный приказ на основании возражений ответчика отменен.
Таким образом, срок для обращения в суд с иском истцом не пропущен (6 месяцев с момента отмены судебного приказа).
Также истцом не нарушен и срок обращения к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа.
Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, обязанность по уплате налога за 2018 год возникла до 01.12.2019 года.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование сформировано налоговым органом 13.02.2020 года и направлено налогоплательщику 18.02.2020 года, то есть в течение трех месяцев с момента выявления недоимки по налогу.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Срок исполнения требования истек 26.03.2020 года. К мировому судье налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 23.07.2020 года, то есть в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В районный суд налоговый орган обратился также в течение шести месяцев с момента вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа.
Соответственно, истцом сроки предъявления требования, а также обращения с заявлением о вынесении судебного приказа и настоящим иском в суд не пропущены, а доводы ответчика в данной части несостоятельны.
Относительно доводов ответчика о несоответствии сумм подлежащих взысканию и заявленных истцом мировому судье и в настоящем иске суд отмечает следующее.
Из заявления о вынесении судебного приказа следует, что налоговым органом заявлены требования на сумму земельного налога 15 377 рублей, пени 231 рубль 94 копейки (л.д.34-35), что соответствует сумме иска в настоящем заявлении.
Тот факт, что в определении мирового судьи от 03.11.2020 года указана сумма задолженности по налоговым платежам в размере 15 921 рубль 12 копеек, обосновывается суммой налога, пени и государственной пошлины.
В силу ст. 178 КАС суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 9 п.п.2 ч. 1 ст. 31 НК РФ Налоговые органы вправе, в том числе: взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Налогоплательщиком срок уплаты налога пропущен, соответственно, начисление пени является законным.
Данная задолженность в сумме земельного налога 15 377 рублей и пени в размере 231,94 рубля не являлась спорной в рамках других исковых заявлений, в связи с чем подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
При взыскании с ответчика задолженности по налогам суд в любом случае учитывает, что обязанность налогоплательщиков по уплате установленных законом налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого гражданина (ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 и п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу п. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Удовлетворение судом исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины на момент вынесения решения судом, в силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ влечет взыскание указанной государственной пошлины с ответчика. Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика на основании п.1 ст.333.19 НК РФ, составляет 624 рубля.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по уплате платежей по земельному налогу, в связи с чем требование инспекции о взыскании задолженности по земельному налогу и пени подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области удовлетворить.
Взыскать с Самариной Елены Александровны в доход бюджета задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 15 377 рублей, пени по земельному налогу в сумме 231 рубль 94 копейки, а всего взыскать 15 608 рублей 94 копейки.
Взыскать с Самариной Елены Александровны в доход бюджета государственную пошлину в сумме 624 рубля.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Т.А.Фокина