Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Куйтун 26 сентября 2024 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-620/2024 по исковому заявлению администрации Андрюшинского сельского поселения к Территориальному управлению Росимущества по Иркутской области о прекращении права собственности на землю,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Андрюшинского сельского поселения обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Росимущества по Иркутской области о прекращении права собственности на землю.
В обосновании исковых требований указала, что в соответствии с постановлением мэра Куйтунского района Иркутской области от 25.12.1995 г. № 649 «О предоставлении земельного участка для организации подсобного хозяйства крестьянско-фермерскому объединению «Родник» на праве постоянного (бессрочного) пользования» и на основании Государственного акта № 276 от 25.12.1995 года, крестьянско-фермерскому объединению «Родник» был предоставлен земельный участок площадью 91,5 гектаров.
На основании указанных документов (Постановление, Государственный акт), крестьянско-фермерскому объединению «Родник» был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование из земель райземзапаса (карта землепользования ТОО Андрюшинское, участок №105), земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 915000 кв.м., находящийся по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский. Участок находится примерно в 6,0 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для ведения подсобного сельского хозяйства.
Согласно части 1 статьи 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в редакции Федерального закона от 30.12.2020 №518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона №218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
Таким образом, в целях реализации положений Закона №518-ФЗ, выявлению подлежат правообладатели ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Федеральный закон от 30 декабря 2020 года Закон №518-ФЗ наделил полномочиями органы местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, собственников земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, которые не зарегистрировали право собственности, собственники которых умерли, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, а также, крестьянско-фермерские хозяйства (объединения), которые прекратили свою сельскохозяйственную деятельность.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 02.07.2024 года, правообладателем земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 915000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский. Участок находится примерно в 6,0 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, является Крестьянско-фермерское объединение «Родник».
Согласно Постановлению №649 от 25.12.1995 года, и Государственному акту № 276 от 25.12.1995 года подтверждается право собственности на земельный участок, которое возникло ранее.
Однако, ранее возникшее право на земельный участок крестьянско-фермерским объединением «Родник» не было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. А также, отсутствует запись государственной регистрации в федеральной налоговой службе, о постановке на учет в налоговом органе КФО «Родник» как юридическое лицо.
Просит прекратить право постоянного бессрочного пользования Крестьянско-фермерского объединения «Родник» на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский. Участок находится примерно в 6,0 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, с кадастровым номером <адрес>, площадью 915000 кв.м. в незарегистрированном праве. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве постоянного бессрочного пользования Крестьянско-фермерского объединения «Родник» на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский. Участок находится примерно в 6,0 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, с кадастровым номером <адрес>, площадью 915000 кв.м.
Представители администрации Андрюшинского муниципального образования и Территориального управления Росимущества по Иркутской области о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель Управления Росреестра по Иркутской области по доверенности Нужных К.М. в письменном отзыве указала, что 27.05.2009 в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кад. № <адрес>, расположенном по адресу: Иркутская обл, р-н Куйтунский, п. Березовский, площадью 915000 кв.м., как о ранее учтенном объекте недвижимости. Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в реестре прав отсутствуют.
Вместе с тем, в соответствии с пп.15 п. 22 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Росреестра от 07.12.2023 № П/0514 (далее - Порядок ведения ЕГРН), в кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее возникшем незарегистрированном в ЕГРН праве постоянного бессрочного пользовании Крестьянско-фермерского объединения Родник на земельный участок с кад. № <адрес> на основании государственного акта № 276 от 25.12.1995. Указанные сведения внесены в кадастр недвижимости на основании дополнения к инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участках в кадастровом квартале <адрес>, утвержденного главным специалистом межрайонного отдела в Куйтунском районе Управления Роснедвижимости по Иркутской области А.И. Виноградовым.
Просит в удовлетворении заявленных требований об исключении из ЕГРН записи о праве постоянного бессрочного пользования Крестьянско-фермерского объединения «Родник» на земельный участок с кад. № <адрес> – отказать, рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве своих доводов и возражений. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве своих доводов и возражений.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно частей 1, 3 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав на такие объекты недвижимости, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статей 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствие с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков, обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фито-санитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ).
Кроме того, использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель в соответствии с действующим законодательством, является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности и прекращения права собственности на землю в силу специального закона, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В результате многолетнего неиспользования по назначению земель сельскохозяйственного назначения, ранее занятых под пашнями, происходит не только ухудшение плодородия этих земель, но и их зарастание сорняком, кустарником, деревьями и невозможность использования в связи с этим земель по их прямому назначению для сельскохозяйственного производства.
Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 518-ФЗ) в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" введена статья 69.1, которой определен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы местного самоуправления проводят на территориях соответствующих муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (далее в настоящей статье - ранее учтенные объекты недвижимости), и мероприятия по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, ст. 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены мероприятия, направленные на выявление правообладателей объектов недвижимости.
Согласно положениям ст. ст. 209, 210, 211 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно выписке ЕГРН от 12.07.2024 года №КУВИ-001/2024-181787914, земельный участок с кадастровым номером <адрес> категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение подсобного сельского хозяйства, общей площадью 915000 кв. м, расположен по адресу: Иркутская обл, р-н Куйтунский, п. Березовский, статус записи: актуальные, ранее учтенные, дата присвоения кадастрового номера 25 декабря 1995 года, данные о правообладателе отсутствуют, право на земельный участок не зарегистрировано. В графе особые отметки содержатся сведения о ранее возникшем незарегистрированном в ЕГРН праве постоянного бессрочного пользовании Крестьянско-фермерского объединения Родник на земельный участок с кад. № <адрес> на основании государственного акта № 276 от 25.12.1995.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ Крестьянско-фермерского объединения «Родник» в настоящее время как юридического лица не существует, правопреемников его нет, земельный участок сельскохозяйственного назначения, принадлежащий на праве собственности Крестьянско-фермерского объединения Родник, находится в административных границах муниципального образования Андрюшинского муниципального образования.
Таким образом, судом установлено, что принадлежащий Крестьянско-фермерскогму объединению «Родник» земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется по его целевому назначению, право собственности на него не зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН, отсутствуют доказательства использования земельного участка по его прямому назначению.
Неиспользование по назначению земельного участка влечет за собой загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почвы, зарастание ее кустарником, деревьями, в связи с чем суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования в части прекращения права постоянного бессрочного пользования Крестьянско-фермерского объединения «Родник» на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский. Участок находится примерно в 6,0 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, с кадастровым номером <адрес>, площадью 915000 кв.м. в незарегистрированном праве.
При этом требование об исключении из ЕГРН записи о праве постоянного бессрочного пользования Крестьянско-фермерского объединения «Родник» на земельный участок с кадастровым номером <адрес> является излишним и не может быть удовлетворено, так как истцом выбран в этой части ненадлежащий способ защиты прав.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление администрации Андрюшинского муниципального образования удовлетворить частично.
Прекратить право постоянного бессрочного пользования Крестьянско-фермерского объединения «Родник» на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский. Участок находится примерно в 6,0 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Куйтунский район, п. Березовский, с кадастровым номером <адрес> площадью 915000 кв.м. в незарегистрированном праве.
В удовлетворении требования об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве постоянного бессрочного пользования Крестьянско-фермерского объединения «Родник» на земельный участок с кадастровым номером <адрес> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Степаненко В.П.