ЧЕТВЁРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-26968/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-3074/2023
УИД 23RS0058-01-2023-003690-42
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 7 ноября 2024 года
резолютивная часть определения объявлена 7 ноября 2024 года
мотивированное определение изготовлено 11 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Грибанова Ю.Ю.,
судей Думушкиной В.М., Парамоновой Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
по кассационной жалобе представителя ФИО2 по доверенности ФИО1 на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Грибанова Ю.Ю., выслушав пояснения представителя ФИО2 по доверенности ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, прокурора ФИО7, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи обратился в Хостинский районный суд г. Сочи с вышеуказанным иском к ФИО2
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2023 года исковые требования заместителя прокурора удовлетворены частично.
Признано отсутствующим право собственности ФИО2, зарегистрированное в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования, «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>
Указано, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> и о регистрации на него права собственности за Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ФИО2 в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 апреля 2024 года в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы - отказано. Решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФИО2 просит вынесенные по делу судебные постановления отменить, принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, которым в удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации отказать в полном объеме, считая, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование требований заявитель жалобы указывает на наличие доказательств, подтверждающих отсутствие пересечений границ спорного земельного участка с Сочинским национальным парком. Выражает несогласие с заключением эксперта Самсонова.
Стороны и третьи лица надлежащим образом были извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение сторон и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения жалобы.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г. Сочи, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 17, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 209, 214, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером № незаконно оформлен в собственность ответчика ФИО2, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности в составе земель лесного фонда. Истцом предоставлены суду надлежащие доказательства в подтверждение факта расположения спорного земельного участка в границах федеральных земель, а также того, что спорный земельный участок фактически не выбыл из владения Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам ЧетвёФИО3 кассационного суда общей юрисдикции не нашла оснований считать выводы судов первой и апелляционной инстанции неправильными, противоречащими положениям норм права, установленным обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии с требованиями, определенными статьями 56, 59, 60, 61, 67 ГПК РФ, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованным выводам о незаконности оформлении спорного земельного участка в собственность ответчика в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Так, судами установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером №, категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> является ФИО2, право которого зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Первоначальным собственником земельного участка с кадастровым номером № являлась ФИО9, право которой зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. При этом первичный кадастровый учет участка произведен в 2007 году.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № и регистрации права собственности ФИО9 послужило свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное в отношении земельного участка № в <адрес> Из приложенной к свидетельству графической карты описания границ выделяемого участка (т. 1 л.д. 93) следует его образование на территории Государственного природного национального парка.
Указанное свидетельство выдано на основании постановления администрации Хостинского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче в собственность земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства гражданам в <адрес>», в соответствии с которым в собственность гражданам согласно прилагаемого перечня, предоставлены земельные участки.
Суд пришел к обоснованному выводу, что для размещения садоводческого товарищества «<адрес> земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке не изымались, в пользование не предоставлялись.
Согласно землеустроительному делу в отношении садоводческого товарищества <адрес> участок под садоводческое товарищество выделен из земель <адрес>
В пояснительной записке к землеустроительному делу указано о неправомерном включении в площадь садоводческого товарищества межхозяйственной дороги, а также земель <адрес>.
В кадастровом деле по межеванию земельного участка № согласование границ участка с МТУ Росимущества не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка.
При межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Мацестинского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, земельный, участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах земель Мацестиснкого участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах <адрес> который составлял территорию Сочинского национального парка.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, фактически не осваивается, что подтверждает отсутствие владения ответчиком и иными лицами объектом недвижимости. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
Следовательно, фактически участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
Принимая во внимание собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, ввиду отсутствия правовых оснований для возникновения у первоначального правообладателя права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, и, как следствие, последующего законного отчуждения земельного участка ответчику ФИО2, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правомерно признал незаконно зарегистрированное за ответчиком право собственности на земельный участок с кадастровым номером № отсутствующим.
При этом суд исходил из того, что приобретение в частную собственность земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такой участок нарушает права Российской Федерации и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что ФИО2 является добросовестным приобретателем, являются необоснованными, так как судами обеих инстанции в ходе производства по делу было установлено, что титул собственника спорного земельного участка был утрачен собственником против его воли.
Доводы заявителя жалобы о том, что право собственности на спорный участок возникло на законных основаниях путем отчуждения земельного участка на основании возмездной сделки у лица, имеющего не оспоренные имущественные права на него, отклоняются судебной коллегией, поскольку возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Суды правильно определили спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
То обстоятельство, что сторона не согласна с выводами специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк», не свидетельствует о наличии сомнений в обоснованности такого заключения. Само по себе несогласие с представленным письменным доказательством является субъективным мнением ответчика, относимых и допустимых доказательств недостоверности, порочности выводов специалиста судам не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что судом не назначена по делу судебная землеустроительная экспертиза, не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права. Вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статье 79 ГПК РФ, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. Так, в соответствии со статьей 79 ГПК РФ суд назначает экспертизу лишь в тех случаях, когда в процессе рассмотрения дела возникают вопросы, требующих специальных знаний. В данном случае необходимость назначения экспертизы по делу судами не установлена, при разрешении настоящего спора совокупность исследованных судами доказательств позволила судам разрешить спор по существу.
Совокупность представленных суду письменных доказательств позволяла суд сделать однозначный вывод о формировании спорного участка в границах территории национального парка, земли которого относятся к особо охраняемым природным территориям, изъяты из оборота и не подлежали предоставлению в частную собственность.
В соответствии с постановлением Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 5 мая 1983 года № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда. В дальнейшем происходило изменение границ национального парка.
Действовавший на момент создания Сочинского национального парка Лесной кодекс РСФСР 1978 года относил леса к исключительной собственности государства, запрещая любые действия, прямо или косвенно нарушающие право государственной собственности на леса.
Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР определяло статус национальных парков в качестве особо охраняемых природных территорий (Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», постановление Совмина РСФСР от 18 марта 1988 года № 93 «О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР», постановление Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 года «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» и др.).
Последующее правовое регулирование закрепило специальный статус лесов национальных парков, определив их в федеральную собственность.
Исходя из природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного значения, национальные парки отнесены законодателем к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Земельные участки и природные ресурсы в границах национальных парков находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат (статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Данный подход при установлении статуса национальных парков, расположенных, как правило, на значительных территориях и являющихся цельной экосистемой, требующей единого комплексного обслуживания, позволяет обеспечить их надлежащую охрану, функционирование и развитие как объектов общенационального достояния за счет средств федерального бюджета в интересах всего населения Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 года № 2212-О).
В свою очередь режим лесного фонда обусловлен его жизненно важной многофункциональной ролью и значимостью для общества в целом, необходимостью сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях глобального экологического значения лесов России, рационального использования природных ресурсов в интересах государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П и от 7 июня 2000 года № 10-П, определения от 3 февраля 2010 года № 238-О-О, от 23 июля 2020 года № 1752-О).
Актуальные границы Сочинского национального парка утверждены и описаны приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 сентября 2013 года № 411, который в приложении № 1 относит <адрес> к рекреационной зоне.
Следует учитывать, что применительно к положениям статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Приведенные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, в том числе отнесенных к особо охраняемым природным территориям, осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Представленный в материалы дела планшет лесоустройства 1997 года (т. 1 л.д. 123) подтвердил вхождение участка <адрес>, включенного в свою очередь в территорию Сочинского национального парка.
Использованные судом результаты лесоустройства 1997 года, существовавшие на дату постановку спорного участка (2007) на государственный кадастровый учет, его межевание и предоставления участка первоначальному правообладателю (ДД.ММ.ГГГГ), стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспорены, в установленном законом порядке недействительными не признаны, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуты, и из кассационной жалобы, а также представленных в суд возражений не следует, в чем именно данные результаты лесоустройства 1997 года не отвечают требованиям законодательства и не подтверждают право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Обстоятельства формирования спорного участка на территории национального парка следуют и из иных представленных в материалы дела письменных доказательств, в частности, проекта землеустроительного дела по оформлению государственного акта на право пользование землей садоводческого товарищества «<адрес>» 1990 года (т. 1, л.д. 204-225), плана участка, в составе свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании постановления главы Администрации Хостинского района г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащего данные о расположении участка в окружении земель государственного природного национального парка (т. 1, л.д. 92-93).
Доводы жалобы об отсутствии пересечений спорного участка с участком лесного фонда в составе особо охраняемой природной территории опровергаются совокупностью представленных и оцененных судам в порядке ст. 67 ГПК РФ доказательств.
Тот факт, что сведения о границах Сочинского национального парка внесены в государственный кадастр недвижимости уже после формирования спорного участка, не свидетельствует о том, что этих границ не существовало в рассматриваемый период формирования и выделения спорного участка, образованного из исходного в результате его раздела.
При этом следует учитывать, что ДД.ММ.ГГГГ на основании материалов лесоустройства на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № категории «земли особо охраняемых природных территорий». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ указанного участка земли не свидетельствует о фактическом отсутствии его на местности, государственная регистрация ранее возникшего права на такое имущество не являлась обязательной. Она лишь подтверждает наличие права, но не определяет момент его возникновения.
Таким образом, спорный земельный участок относился к федеральной собственности как во время постановки его на государственный кадастровый учет в 2007 году, так и на момент разрешения настоящего судебного спора.
В силу статьи 90 Земельного Кодекса РСФСР утв. ВС РСФСР 25 апреля 1991 года № 1103-1, пункта 1 статьи 60 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» национальные природные парки образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации и обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Изъятие земель природно-заповедного фонда Российской Федерации запрещалось (пункт 2 статьи 60 Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1). Аналогичную норму права содержали Основы Законодательства Союза ССР и Союзных Республик о земле принятые ВС СССР 28 февраля 1990 года (абзац 4 статьи 11) и Земельный Кодекс РСФСР (ст. 24).
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга», национальные парки отнесены исключительно к федеральной собственности.
Более того, на дату выделения спорного участка уже действовала статья 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», содержащая императивный запрет на предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков. Соответственно, с момента издания постановления № 3020-1 земельные участки, расположенные в границах Сочинского национального парка были отнесены к федеральной собственности.
Прокурор вправе в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.
В данном случае прокурор обратился с заявлением не только в интересах Российской Федерации, но и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, исходя из того, что земельный участок, незаконно оформленный на ответчика в силу своего правового статуса, предназначен для выполнения средозащитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических и рекреационных функций, оказывающих положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающих благоприятные условия жизнедеятельности людей, следовательно, при обращении в суд прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий и с соблюдением гражданского процессуального законодательства, предъявляемых к форме и содержанию искового заявления.
При этом в силу особой правосубъектности прокурор вправе защищать права и свободы интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, в том числе в условиях бездействия органов власти, наделенных в силу закона полномочиями представлять интересы Российской Федерации в спорных правоотношениях (пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Избранный прокурором способ защиты нарушенного права соответствует подлежащему применению материальному закону и установленным фактическим обстоятельствам дела.
Специфика владения земельными участками публично-правовым образованием состоит в отсутствии необходимости доказывания факта держания, исключающего возможность владения иных лиц, в таком случае достаточно подтвердить факт наличия свободного доступа на спорный участок, в то время как владение не следует отождествлять с фактическим пребыванием в границах земельного участка органов (служб) соответствующего публично-правового образования.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 февраля 2021 года № 186-О, в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
По материалам дела бесспорно установлено, что спорный земельный участок не используется в соответствии с целью предоставления, объекты капитального строительства отсутствуют, на участке произрастает лесная растительность, ограждение земельного участка отсутствует, что не ограничивает доступ третьих лиц на земельный участок, не имеется на участке или вблизи его объектов коммунальной инфраструктуры, подъездных путей и пр.
В отсутствие названного владения иск подлежит квалификации как негаторный иск, в отношении которого исковая давность не применяется (абзац 5 статьи 208, статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе, при оспаривании незаконно зарегистрированного права государственной собственности (пункт 57 постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
С момента выделения участка в собственность первого правообладателя и на протяжении более 27 лет участок фактически не используется как участок сельскохозяйственного назначения, целью приобретения земельного участка, полностью покрытого лесом, было использование его для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, а именно для садоводства, что с очевидностью предполагало вырубку леса и являлось для его приобретателя заведомо неправомерным. При подготовке участка к приватизации вопросы, связанные с нахождением на спорном участке лесов, не были надлежащим образом исследованы.
Доводы кассатора о несогласии с оценкой представленных доказательств не могут быть приняты во внимание, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статей 56, 67 ГПК РФ, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра, состоявшихся по делу судебных постановлений.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанции обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390 (п. 1 ч. 1), 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО2 по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения в окончательной форме кассационным судом общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи