Решение по делу № 2-86/2024 от 02.05.2024

Дело № 2-86/2024

70RS0012-01-2024-000151-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бакчар Томской области                                                    05 июня 2024 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего         Корнеевой Т.С.,

при секретаре                 Глухове А.Л.,

помощник судьи             П.А.Н.,

с участием:

старшего помощника Прокурора Бакчарского района Томской области Балашова И.М.,

истца Махоткина Р.А.,

представителя истца – адвоката Марченко В.Т., выступающего в суде на основании ордера №13 от 23.05.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Бакчар Томской области гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Махоткина Романа Андреевича к Администрации Бакчарского района Томской области о признании незаконным решения Комиссии по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах Махоткина Р.А., обратился с исковым заявлением к Администрации Бакчарского района Томской области о признании незаконным решения Комиссии по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей об отказе в выдачи государственного жилищного сертификата Махоткину Р.А., обязании совершить действия.

В обосновании требований указано, что Махоткин Р.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., являющийся инвалидом с детства, относится к категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат для строительства и приобретения жилья в связи с переселением из местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Решением Комиссии по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Администрации Бакчарского района от 10.07.2015 №12 Махоткин Р.А. поставлен на учет в очередь по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как инвалид детства, с даты подачи заявления, т.е. с 26.02.2015. Махоткин Р.А. обратился 19.02.2024 в Администрацию Бакчарского района с заявлением о выдачи государственного жилищного сертификата. Решением от 01.03.2022 №4 Комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в выдаче в 2024 году государственного жилищного сертификата Махоткину Р.А. отказано, ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01.01.1992. В основание отказа в выдаче государственного жилищного сертификата Махоткину Р.А. указано, что он родился позже 01.01.1992, документа, подтверждающего факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01.01.1992, предоставить не может.

В судебном заседании процессуальный истец – старший помощник Прокурора Бакчарского района Томской области Балашов И.М., материальный истец Махоткин Р.А. и его представитель адвокат Марченко В.Т. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Администрация Бакчарского района, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства дела, в суд своего представителя не направил, в направленном в суд отзыве содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Администрация Бакчарского района Томской области при подготовке дела к судебному разбирательству представила письменный отзыв, в котором указывается о том, что Комиссия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Комиссия) приняла решение от 01.03.2024 №4 об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата Махоткину Р.А., не нарушая Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153, поскольку Махоткин Р.А. не смог представить документ, подтверждающий прибытие в Бакчарский район до 01.01.1992, ему было отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Третье лицо Департамент архитектуры и строительства Томской области, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства дела, в суд своего представителя не направил, возражений на иск не представил.

В соответствии со ст.ст.35, 167 ГПК Российской Федерации, ст.ст.10, 165.1 ГК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав прокурора, объяснения истца, его представителя, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации в России, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2). Это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для предоставления жилища малоимущим и другим указанным в законе гражданам.

Вместе с тем, основания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением непосредственно Конституцией Российской Федерации не закреплены. В силу ее ст.72 (п.«к» ч.1) соответствующее регулирование относится к компетенции законодателя, который в рамках своей дискреции должен определить не только категории граждан, нуждающихся в жилище, но и конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ).

Согласно ст.2 Федерального закона от 20.07.2020 №228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 228-ФЗ) действие изложенных в его редакции положений ст.1 Федерального закона №125-ФЗ распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Положения, касающиеся реализации конституционного права на жилище, нашли отражение и в установленных Федеральным законом № 125-ФЗ правах на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия. Данный Федеральный закон издан в порядке совершенствования правового регулирования, установленного одноименным Федеральным законом от 25.07.1998 №131-ФЗ, Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и подзаконными нормативными актами. Предоставляя тем, кто не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий, право на получение безвозмездных жилищных субсидий с целью выезда из таких районов и местностей, государство, реализуя свои социальные функции, способствует удовлетворению потребности в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (Указанная позиция также отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 №8-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2008 №561- О-О).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 №9-П «По делу о проверке конституционности ст.2 Федерального закона № 228-ФЗ, в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова», ст.2 Федерального закона № 228-ФЗ признана несоответствующей ст.ст.2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его ст.1 рассматривается, как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 01.01.1992 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата, в связи с рождением после 01.01.1992.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении резюмирует, что распространение ст.2 Федерального закона от 20.07.2020 №228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.1992, как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Махоткин Р.А., ДД.ММ.ГГГГ., является инвалидом с детства, относится к категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат для строительства и приобретения жилья, в связи с переселением из местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Махоткин Р.А. родился <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданном Галкинской сельской администрацией Бакчарского района Томской области, паспортом гражданина РФ <данные изъяты>, выданным ОУФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска.

Согласно справке серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы №9, Махоткин Р.А. ДД.ММ.ГГГГ гр., является инвалидом с детства (бессрочно), имеет 3 группу.

Махоткину Р.А. назначена социальная пенсия с 14.01.2015 бессрочно, что подтверждается пенсионным удостоверением №019039 от 17.03.2015.

Решением Комиссии Администрации Бакчарского района Томской области по учету и регистрации граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 10.07.2015 №12, Махоткин Р.А. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, как инвалид с детства, родившийся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проживавшего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Дата постановки на учет 26.02.2015, номер учетного дела №1169.

Истец Махоткин Р.А. 13.02.2024 обратился в Администрацию Бакчарского района Томской области с заявлением на согласие в получении сертификата по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2024 году (категория «инвалиды», дата подачи заявления 26.02.2016, учетное дело №1169, очередь в списке №34). При оформлении документов на получение сертификата Махоткин Р.А. представил требуемые документы: сведения о членах семьи, о занимаемом жилом помещении, справку о проживающих и зарегистрированных в указанном жилом помещении, о наличии/отсутствии задолженности по коммунальным платежам и оплате электроэнергии.

Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 01.03.2024 №4 Махоткину Р.А. было отказано в выдаче государственного сертификата в 2024 по причинам отсутствия документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненных к ним местности до 01.01.1992.

Согласно справке о составе семьи от 14.02.2024, выданной администрацией Бакчарского сельского поселения, Махоткин Р.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., состоит на регистрационном учете по месту жительства с 27.04.2011 по адресу: <адрес>, имеет состав семьи: К.А.В., отец, ДД.ММ.ГГГГ гр.; М.А.В., мать, ДД.ММ.ГГГГ гр.; Б.А.А., сестра, ДД.ММ.ГГГГ гр.; Б.М.Е., племянник, ДД.ММ.ГГГГ гр.; М.Б.Р., сын, ДД.ММ.ГГГГ гр.

Решением Бакчарского районного суда Томской области от 23.06.2015 (дело №2-301/205) за Махоткиным Р.А. признано право на получение жилищной субсидии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» как инвалида с детства, родившегося в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. На комиссию Администрации Бакчарского района Томской области по учету и регистрации граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложена обязанность поставить Махоткина Р.А. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как инвалида с детства, родившегося в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проживавшего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, согласно дате подачи им заявления о постановки на учет 26.02.2015. Решение не обжаловано и вступило в законную силу 30.07.2015.

Данным решением также установлено, что для инвалидов с детства предусмотрены самостоятельные основания для приобретения права на получение жилищной субсидии. Право на получение жилищной субсидии инвалидов с детства, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обусловлено только их рождением в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и проживанием в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет. При этом право на получение жилищной субсидии Закон не ставит в зависимость от даты рождения.

           Проанализировав доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу, что основания изложенные ответчиком, о том, что Махоткин Р.А. не может предоставить документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписку из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справку, содержащую сведения о регистрации по месту жительства, выданную органом по контролю в сфере миграции), что является основаниям для отказа во вручении государственного жилищного сертификата на основании пункта 44(1) Правил, противоречат действующему законодательству.

Так, в силу положений абз.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.

Абзацем 3 ч.1 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, родившимися в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Таким образом, для данной категории лиц, претендующих по получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.

К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.

Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи с чем распространение на инвалидов с детства, родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абз.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, является неправомерным.

Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной ранее.

Поскольку судом установлено, что Махоткин Р.А. является инвалидом с детства, родился на территории Бакчарского района Томской области, непрерывно проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей более пятнадцати календарных лет подряд и не имеет жилья в других регионах Российской Федерации, т.е. отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учет на получение жилищной субсидии, действия ответчика по отказу в выдаче жилищного сертификата, в связи с рождением в районе Крайнего Севера после 01 января 1992 года являются незаконными.

При изложенных обстоятельствах вывод Комиссии по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Администрации Бакчарского района Томской области об отказе Махоткину Р.А. в выдаче сертификата на получение жилищной субсидии, является неправомерным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Махоткина Р.А. к Администрации Бакчарского района Томской области о признании незаконным решения Комиссии по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, об отказе в выдачи государственного жилищного сертификата, обязании выдачи государственного жилищного сертификата подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Махоткина Р.А. к Администрации Бакчарского района Томской области о признании незаконным решения Комиссии по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, об отказе в выдачи государственного жилищного сертификата, обязании выдачи государственного жилищного сертификата удовлетворить.

Признать незаконным пункт 7 решения от 01.03.2024 №4 Заседания комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата Махоткину Р.А. в 2024 году.

Обязать Администрацию Бакчарского района Томской области выдать государственный жилищный сертификат Махоткину Р.А. в порядке, предусмотренном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Бакчарский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий           (подписано)                      Т.С. Корнеева

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2024

2-86/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Бакчарского района Томской области
Махоткин Роман Андреевич
Ответчики
Администрация Бакчарского района Томской области
Другие
Департамент архитектуры и строительства Томской области
Суд
Бакчарский районный суд Томской области
Судья
Корнеева Т. С.
Дело на сайте суда
bakcharsky.tms.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2024Подготовка дела (собеседование)
23.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее