Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
10 августа 2021 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Татунь Н.Н., рассмотрев жалобу защитника Ветрик Н. С. на постановление председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Галанскова Е.В. (№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ в отношении Жорника А. В., (дата) года рождения, уроженца (адрес), проживающего по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), главы города Комсомольска-на-Амуре,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Галанскова Е.В. (№)-АП от (дата) Жорник А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Данным постановлением Жорник А.В. признан виновным в том, что он, являясь должностным лицом – главой г. Комсомольска-на-Амуре, допустил нарушение условий предоставления бюджетного кредита местному бюджету, а именно: администрацией г. Комсомольска-на-Амуре (дата) привлечен кредит по ставке 8,17 % годовых, посредством заключения кредитного договора с ПАО «(иные данные)», что на 0,92 % превышает допустимую ставку привлечения кредита, тем самым он нарушил требования п. 7.2 «Порядка предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов», утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 18.08.2012 № 282-пр, п. 2.2.5 кредитного договора о предоставлении бюджетного кредита местному бюджету из краевого бюджета (№) от (дата) (в редакции дополнительного соглашения от (дата)), заключенного с Министерством финансов Хабаровского края.
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, защитник Жорника А.В. – Ветрик Н.С., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что кредитные ресурсы привлекаются администрацией г. Комсомольска-на-Амуре в соответствии с муниципальными контрактами, заключаемыми по результатам электронных аукционов, согласно требованиям действующего законодательства. Однако проведенный в декабре 2019 года аукцион признан не состоявшимся, поскольку в торгах принимала участие только одна кредитная организация ПАО «(иные данные)», в связи с чем, администрация г. Комсомольска-на-Амуре была вынуждена заключить контракт на оказание финансовых услуг для муниципальных нужд именно с ПАО «(иные данные)», как с единственным исполнителем и по ставке, определенной по начальной максимальной цене. Учитывая, что данный муниципальный контракт заключался в целях обеспечения первоочередных расходов местного бюджета и прежде всего на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, отказ от получения кредитных средств по ставке, предусмотренной контрактом, привел бы к возникновению просроченной кредиторской задолженности по заработной плате. Таким образом, заключение (дата) кредитного договора с ПАО «(иные данные)» явилось для администрации г. Комсомольска-на-Амуре вынужденной мерой, в связи с чем, имеются основания для применения положений ст.2.7 КоАП РФ и прекращении производства по делу. Кроме того, полагает, что установление со стороны администрации г.Комсомольска-на-Амуре и Министерства финансов Хабаровского края ограничений по размерам процентных ставок по кредитам противоречит положениям Федерального закона от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Привлекаемое лицо Жорник А.В., председатель комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Галансков Е.В. – должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не прибыли, уведомлены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании защитник привлекаемого лица Ветрик Н.С., на доводах жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям, просила отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу. Дополнительно пояснила, что кредитный договор от (дата) был заключен не Жорником А.В., а начальником финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО 4, которая уполномочена на привлечение данного кредита и подписание кредитного договора, в связи с чем, Жорник А.В. не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Волченков Н.А. не согласился с доводами жалобы, просил постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения, поскольку вина Жорник А.В. в полном объеме подтверждается материалами дела, ему назначено справедливое наказание.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника привлекаемого лица, прокурора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности, в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из представленных материалов дела следует, что (дата) между Министерством финансов Хабаровского края в лице первого заместителя Председателя Правительства края – министра финансов края ФИО 1 и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре в лице исполняющего обязанности главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО 2 заключен кредитный договор (№) о предоставлении на возвратной основе из средств краевого бюджета беспроцентного бюджетного кредита в сумме 70 000 000 рублей с целью покрытия временного кассового разрыва, возникшего при исполнении бюджета г. Комсомольска-на-Амуре.
Согласно п. 2.2.5 указанного кредитного договора, заемщик (администрация г. Комсомольска-на-Амуре) обязан обеспечить возможность привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным Банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
Дополнительным соглашением (№) заключенным (дата) между Министерством финансов Хабаровского края в лице исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства края – министра финансов края ФИО 3 и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре в лице главы г. Комсомольска-на-Амуре Жорника А.В., последней предоставлена рассрочка исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита по кредитному договору (№) от (дата), с переносом срока погашения задолженности на 2020 – 2022 годы ежегодно равными долями с возможностью досрочного погашения долга.
По состоянию на (дата). ключевая ставка, установленная Центральным Банком Российской Федерации, составлял 6,25 %.
(дата) между администрацией г. Комсомольска-на-Амуре в лице начальника финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО 4 и ПАО «(иные данные)» заключен муниципальный контракт (кредитный договор) б/н на оказание финансовых услуг для муниципальных нужд.
Согласно п. 2.2 указанного кредитного договора, заемщик (администрация г. Комсомольска-на-Амуре) уплачивает кредитору (ПАО «(иные данные)») проценты за пользование кредитом по ставке 8,17 % годовых, что на 0,92 % превышает допустимую ставку привлечения кредита.
Учитывая приведённые обстоятельства, постановлением председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Галанскова Е.В. (№) от (дата) Жорник А.В. признан виновным в том, что он, являясь должностным лицом – главой г. Комсомольска-на-Амуре, допустил нарушение условий предоставления бюджетного кредита местному бюджету, а именно: администрацией г. Комсомольска-на-Амуре (дата) привлечен кредит по ставке 8,17 % годовых, посредством заключения кредитного договора с ПАО «(иные данные)», что на 0,92 % превышает допустимую ставку привлечения кредита, тем самым он нарушил требования п. 7.2 «Порядка предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов», утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 18.08.2012 № 282-пр, п. 2.2.5 кредитного договора о предоставлении бюджетного кредита местному бюджету из краевого бюджета (№) от (дата) (в редакции дополнительного соглашения от (дата)), заключенного с Министерством финансов Хабаровского края.
Однако с таким выводом должностного лица нельзя согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, указанный кредитный договор от (дата) по ставке, превышающей допустимую ставку привлечения кредита, был заключен с ПАО «(иные данные)» не Жорником А.В., а иным должностным лицом, уполномоченным на его заключение. При этом материалы дела также не содержат доказательтсв того фаткта, что Жорник А.В. давал указание на заключение указанного кредитного договора.
Сама по себе ссылка в обжалуемом постановлении на то, что у Жорника А.В., как у главы г. Комсомольска-на-Амуре, имеются полномочия на подписание договоров и соглашений от имени муниципального образования, не является основанием для привлечения его к администравной ответственности по настоящему делу, поскольку доказательств использования им указанных полномочий при заключении данного кредитного догвора с ПАО «(иные данные)», материалы дела не содержат.
Кроме того, из обжалуемого постановления и других материалов дела не следует, в чем заключается противоправное виновное действие (бездействие) главы г.Комсомольска-на-Амуре, какие конкретно обязанности не исполнены либо ненадлежащим образом исполнены последним, с учётом того обстоятельства, что кредитный договор с ПАО «(иные данные)», о предоставлении кредита администрации г.Комсомольска-на-Амуре по ставке, превышающей допустимую ставку привлечения кредита, непосредственно им не заключался, от имени администрации действовало иное должностное лицо - руководитель отраслевого органа администрации г. Комсомольска-на-Амуре, также уполномоченного на заключение кредитных договоров от имени администрации г.Комсомольска-на-Амуре.
При этом при описании субъективной стороны вменяемого правонарушения должностное лицо ограничилось только общим указанием на то, что привлекаемое лицо обязано знать требования действующего бюджетного законодательства об обязательном соблюдении получателем бюджетного кредита порядка и условий его предоставления, однако допустило их нарушение.
Таким образом, прихожу к выводу, что достаточных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о неисполнении или о ненадлежащем исполнении главой г.Комсомольска-на-Амуре Жорник А.В. своих служебных обязанностей, что повлекло нарушение условий предоставления бюджетного кредита местному бюджету, в материалах дела отсутствуют.
Согласно п. 3 ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое постановление председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Галанскова Е.В. (№) от (дата), не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Галанскова Е.В. (№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ в отношении Жорника А. В. – отменить, а производство по данному делу об административном правонарушении – прекратить, на основании п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу Ветрик Н. С. – считать частично удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Татунь Н.Н.