УИД: 19RS0013-01-2020-000719-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорск 19 января 2021 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н. Ю.,
при секретаре Кузнецовой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-28/2021 г. по административному исковому заявлению Есакова С.В. к Сорскому городскому отделу судебных приставов УФССП по РХ, судебному приставу-исполнителю Сорского городского отделения судебных приставов УФССП по РХ Клюшиной Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия о признании незаконным постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 29 сентября 2020 года и его отмене по исполнительному производству №,
У С Т А Н О В И Л:
Есаков С. В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что постановление судебного пристава-исполнителя Сорского городского отдела судебных приставов УФССП по РХ Клюшиной Н.В. от 29 сентября 2020 г. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника по исполнительному производству № является незаконным и необоснованным, поскольку собственником жилого помещения, а также нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, он не является, также он не является членом семьи нанимателя.
Просит отменить указанное постановление.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика - начальник Сорского городского отделения судебных приставов УФССП по РХ Видергольд А. А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, считает постановление законным.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Сорского городского отделения судебных приставов УФССП по РХ Клюшина Н. В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, считает постановление законным.
Представитель административного ответчика - УФССП по РХ в судебном заседании отсутствовал по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок.
Представитель заинтересованных лиц - ООО «Центр РК», Управления Федеральной налоговой службы по республике Хакасия в судебном заседании отсутствовали по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его проведения были уведомлены надлежащим образом и в установленный законом срок.
Представитель заинтересованного лица - и.о. директор МУП «Приоритет» Хименко А. В. в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок, просил дело рассмотреть без его участия. Также от него поступил письменный отзыв, из которого следует, что против удовлетворения исковых требований Есакова С. В. возражает, поскольку Есаков С. В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Хакасия, г. Сорск, ул. Кирова, д. 22, кв. 32, с 06.06.2002 г. по настоящее время. На имя Есакова С. В. в МУП «Приоритет» открыт лицевой счет № На протяжении длительного времени Есаков С. В. не исполняет обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В результате чего, за период с 01 апреля 2019 года по 30 ноября 2020 г. у данного гражданина перед МУП «Приоритет» образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере: 9 190,47 рублей. В связи с чем, МУП «Приоритет» в адрес судебного участка в границах г. Сорска Республики Хакасия было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Есакова С. В. задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 4194,63 руб. и последующей передаче выданного судебного приказа для исполнения в Сорский городской отдел судебных приставов УФССП по Республике Хакасия. С учетом вышеизложенного, считает постановление Сорского городского отдела судебных приставов УФССП по Республике Хакасия об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 29.09.2020 г., в части взыскания вышеуказанной задолженности в пользу МУП «Приоритет», законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица - МУП «Сорская городская котельная» Белюстина Н. А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте его проведения бюыла уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, просила дело рассмотреть без ее участия, против удовлетворения исковых требований Есакова С. В. возражала.
Также от директора МУП Сорская городская котельная» Сухачева А. Г. поступил письменный отзыв, из которого следует, что Есаков С. В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 06.06.2002 г. по настоящее время. На имя Есакова С. В. в МУП «СГК» открыт лицевой счет №. На протяжении длительного времени Есаков С. В. не исполняет обязанность по внесению платы за коммунальные услуги. В результате чего, за период с 01 июня 2019 года по 30 апреля 2019 г. у данного гражданина перед МУП «СГК» образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг в размере: 19 840,07 рублей. В связи с чем, МУП «СГК» в адрес судебного участка в границах г. Сорска Республики Хакасия было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Есакова С. В. задолженности за предоставленные коммунальные услуги в размере 19 840,07 руб. и последующей передаче выданного судебного приказа для исполнения в Сорский городской отдел судебных приставов УФССП по Республике Хакасия. С учетом вышеизложенного, считает постановление Сорского городского отдела судебных приставов УФССП по Республике Хакасия об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 29.09.2020 г., в части взыскания вышеуказанной задолженности в пользу МУП «СГК», законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Судом установлено, что Есаков С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>
На указанную выше квартиру открыт лицевой счет №.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить
плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги ЖК РФ возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, члена жилищного кооператива, собственника жилого помещения (ч. 2 ст. 153).
В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, действующие в спорный период.
Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, является гражданин, пользующийся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющем коммунальные услуги.
В связи с чем, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Судом также установлено, что в производстве Сорского городского отдела судебных приставов УФССП по РХ находятся сводное исполнительное производство, в состав которого входит:
- исполнительное производство № от 14.09.2020 г., возбужденное на основании судебного приказа № 2-453 от 04 марта 2016 года, выданного мировым судьей судебного участка в границах города Сорска, о взыскании с Есакова С.В. задолженности по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени по коммунальным системам МУП Коммунальные системы в сумме 19701,63 руб., взыскатель ООО «Центр РК»;
- исполнительное производство № от 14.09.2020 г., возбужденное на основании судебного приказа № 2-1051 от 06 мая 2019 года, выданного мировым судьей судебного участка в границах города Сорска, о взыскании с Есакова С.В. задолженности по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени, в сумме 25953,66 руб., взыскатель ООО «Центр РК»;
- исполнительное производство № от 08.08.2020 г., возбужденное на основании судебного приказа № 2-2336 от 01.06.2020 г., выданного мировым судьей судебного участка в границах города Сорска, о взыскании с Есакова С.В. задолженности по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени, в сумме 19840,07 руб., взыскатель МУП «Сорская городская котельная»;
- исполнительное производство № от 28.08.2020 г., возбужденное на основании исполнительного листа № 2-3126 от 10.07.2020 года, выданного мировым судьей судебного участка в границах города Сорска, о взыскании с Есакова С.В. государственной пошлины в сумме 200 руб., взыскатель МИФНС РФ по РХ № 3;
- исполнительное производство № от 28.08.2020 г., возбужденное на основании судебного приказа № 2-3126 от 10.07.2020 года, выданного мировым судьей судебного участка в границах города Сорска, о взыскании с Есакова С.В. задолженности по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени, в сумме 4194,63 руб., взыскатель МУП «Приоритет»;
- исполнительное производство № от 30.07.2020 г., возбужденное на основании исполнительного листа № 2-2336 от 01.06.2020 г., выданного мировым судьей судебного участка в границах города Сорска, о взыскании с Есакова С.В. государственной пошлины в сумме 396,8 руб., взыскатель МИФНС РФ по РХ № 3.
По вышеуказанным исполнительным производствам должнику был предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительных производств, а также возложена обязанность сообщить приставу-исполнителю сведения о его счетах, находящихся в банке или иной кредитной организации, в том числе о счетах, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, а также предоставить сведения о поступлении на указанные счета денежных средств, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя Сорского городского отделения судебных приставов УФССП по РХ Клюшиной Н. В. от 29.09.2020 г. по указанным исполнительным производствам (сводное исполнительное производство № было обращено взыскание на доходы должника Есакова С.В. в пределах 91176,87 руб., из них основной долг на сумму 89176,87 руб., исполнительский сбор в сумме 2000 руб., удержания производить ежемесячно в размере 50% доходов должника.
Судебные приказы, на основании которых были возбуждены исполнительные производства, не отменялись, доказательств этого не имеется.
В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 14.1 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.
В соответствии с п. 17 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 98 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.
О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю (ч. 5 ст. 98 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу ч. 1, 2 и 4 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
В адрес должника Есакова С. В. постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника были направлены, что не отрицает административный истец в своем административном иске.
То обстоятельство, что в адрес должника не были направлены постановления о возбуждении исполнительных производств не свидетельствуют о незаконности постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника. 09 и 18 декабря 2020 года в адрес должника Есакова С. В. были направлены копии постановлений о возбуждении исполнительных производств, что подтверждается сопроводительными письмами Сорского городского отделения судебных приставов УФССП по РХ, копиями почтовых реестров, копиями чеков.
Таким образом, постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 29 сентября 2020 года по исполнительному производству № 11435/20/19021-СД вынесено законно и обосновано, оснований для его отмены не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 6-8 ст. 219 КАС РФ).
Из разъяснений, данных в п.60 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как установлено судом и не отрицается стороной административного истца, в период времени с 02 по 08 октября 2020 года Есаков С. В. узнал о том, что 29 сентября 2020 года Сорским городским отделением судебных приставов УФССП по РХ было вынесено постановление об обращении взыскания на его заработную плату и иные доходы должника по исполнительному производству №. 16 октября 2020 года Есаковым С. В. было направлено в Сорский районный суд Республики Хакасия заявление об отмене судебного приказа, однако на основании определения Сорского районного суда Республики Хакасия от 02 ноября 2020 года указанное заявление было возвращено по причине того, что данным судом такой судебный приказ не выносился. В середине ноября 2020 года Есаковым С. В. было направлено заявление мировому судье судебного участка в границах города Сорска об отмене судебного приказа от 29 сентября 2020 года № 19021/20/96798 о взыскании задолженности за коммунальные услуги в размере 90000 руб., однако в принятии заявления было отказано, поскольку мировым судьей такой судебный приказ в указанную дату не выносился. Настоящее административное исковое заявление было направлено в Сорский районный суд 09 декабря 2020 года, о чем свидетельствует штамп на конверте, в суд поступило 14 декабря 2020 года.
В вышестоящий орган с аналогичной жалобой Есаков С. В. не обращался.
Однако, вышеуказанные обстоятельства не могут быть признаны уважительными причинами пропуска установленного законом срока на подачу жалобы, в связи с чем, имеются основания в отказе Есакову С. В. в удовлетворении заявленных административных исковых требований, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Есакова С.В. к Сорскому городскому отделу судебных приставов УФССП по РХ, судебному приставу-исполнителю Сорского городского отделения судебных приставов УФССП по РХ Клюшиной Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия о признании незаконным постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 29 сентября 2020 года и его отмене по исполнительному производству №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сорский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий Н. Ю. Козулина
Справка: Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2021 года.
Судья: Н. Ю. Козулина