Дело № 2-9010/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 03 декабря 2018 г.
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Юкиной Т.Л., при секретаре Розовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковш Н. С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области о признании решения незаконным и не порождающим правовых последствий, включении в специальный стаж периодов,
установил:
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области от 18 января 2018 г. № Ковш Н.С. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно данному решению на дату определения права (27 сентября 2017 г.) стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 5 лет 7 месяцев (7 лет 5 месяцев 11 дней – работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).
В специальный стаж не засчитаны периоды: с 11 июня 1991 г. по 24 июня 1991 г., с 03 июля 1991 г. по 16 июля 1991 г. - отпуска без сохранения заработной платы, с 18 июля 1991 г. по 19 сентября 1991 г. - частично оплачиваемый отпуск до 6 лет, с 21 января 1992 г. по 26 января 1992 г., с 10 июля 1992 г. по 14 июля 1992 г. - отпуск без содержания по уходу за детьми до 12 лет.
Не согласившись с указанным решением, истец Ковш Н.С. обратилась в суд с иском, в котором, с учётом заявления об изменении требований от 22 октября 2018 г., просила признать незаконным и не порождающим правовых последствий решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области от 18 января 2018 г. № в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, Ковш Н.С. периодов: с 11 июня 1991 г. по 24 июня 1991 г., с 03 июля 1991 г. по 16 июля 1991 г. - отпуск без сохранения заработной платы, с 18 июля 1991 г. по 19 сентября 1991 г. - частично оплачиваемый отпуск до 6 лет, с 21 января 1992 г. по 26 января 1992 г., с 10 июля 1992 г. по 14 июля 1992 г. - отпуск без содержания по уходу за детьми до 12 лет; обязать ответчика зачесть Ковш Н.С. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, указанные периоды; взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований истец указала, что в спорные периоды она осуществляла оплачиваемую трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Периоды нахождения работников в дополнительном оплачиваемом отпуске подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанные периоды за работником сохраняется средняя заработная плата, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании истец Ковш Н.С. изменённые исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Котова Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отказе комиссии.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 7 Разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. № «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет», утверждённого Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. №, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учёба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В связи с принятием 25 сентября 1992 г. Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 76 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего в спорные периоды, работнику мог быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Соответственно, выплата заработной платы, начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в период такого отпуска не предусматривалась.
Статьёй 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» также не предусмотрен учёт отпуска без сохранения заработной платы в страховом стаже.
По смыслу вышеприведённых норм включение в специальный стаж периодов нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы не предусмотрено, поскольку в указанные периоды трудовые обязанности работником не выполняются, заработная плата не выплачивается и, соответственно, уплата страховых взносов в пенсионный орган не производится.
Судом установлено и подтверждается архивной справкой ГУФСИН России по Красноярскому краю от 03 октября 2017 г. №, что Ковш Н.С. работала в структурных подразделениях отделения исправительно-трудовых колоний № Кежемского управления лесных исправительно-трудовых учреждений МВД России (условное наименование учреждения № с 01 ноября 1990 г. работала радиооператором, с 04 апреля 1991 г. приёмщиком исправительно-трудовой колонии №, с 01 июля 1991 г. мастером по пошиву одежды, уволена с 20 сентября 1991 г. Ковш Н.С. работала в ИКТ-8 Кежемского управления лесных исправительно-трудовых учреждений МВД России (условное наименование учреждения №) с 01 октября 1991 г. в должности секретаря-машинистки, с 07 октября 1992 г. уволена. Указанные учреждения дислоцировались на территории Кежемского района Красноярского края, относящегося к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Ковш Н.С. были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы с 11 июня 1991 г. по 24 июня 1991 г., с 03 июля 1991 г. по 16 июля 1991 г., частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до 6 лет с 18 июля 1991 г. по 15 декабря 1993 г. (19 сентября 1991 г. истец уволена), отпуска без содержания по уходу за детьми до 12 лет с 21 января 1992 г. по 26 января 1992 г., с 10 июля 1992 г. по 14 июля 1992 г.
Из содержания архивных выписок из приказов о предоставлении отпусков от 14 июня 1991 г. №, от 02 августа 1991 г. №, от 02 июля 1991 г. №, от 22 января 1992 г. №, от 13 июля 1992 г. № и заверенных копий карточек лицевых счетов на выплату Ковш Н.С. заработной платы за 1991, 1992 годы следует, что в указанные периоды отпусков без сохранения заработной платы и частично оплачиваемого отпуска выплата истцу каких-либо денежных сумм не производилась, следовательно, данные периоды не могут относиться к дополнительным оплачиваемым отпускам. Не относятся данные периоды и к периодам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. В спорные периоды истец находилась в отпусках без сохранения заработной платы. Доказательства того, что в рассматриваемые периоды истцом в течение полного рабочего дня выполнялась работа, и в отношении неё уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют. Следовательно, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить рассматриваемые периоды в специальный стаж не имеется.
В связи с тем, что требования о признании решения незаконным и не порождающим правовых последствий, включении в специальный стаж периодов являются необоснованными, производные от них требования о взыскании расходов на оплату государственной пошлины также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Ковш Н. С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области о признании решения незаконным и не порождающим правовых последствий, включении в специальный стаж периодов отказать в полном объёме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Л. Юкина
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2018 г.