Дело № 12-1283/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Якутск 23 августа 2021 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Цыкунова В.П., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Домостроительный комбинат» на постановление государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора за ГТС Ленского управления Ростехнадзора № 04-21/180 от 19 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение в отношении Акционерного общества «Домостроительный комбинат»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора за ГТС Ленского управления Ростехнадзора№ 04-21/180 от 19 июля 2021 года Акционерное общество «Домостроительный комбинат» (далее - АО «ДСК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представитель АО «ДСК» обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить наказание на предупреждение или устное замечание, либо снизить сумму штрафа до 10 000 руб.
Представитель Ленского управления Ростехнадзорав судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств не направил.
Представитель АО «ДСК»по доверенности Слепцов А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ послужило невыполнение в установленный срок предписания Ленского управления Ростехнадзора № П-400-68-0/л от 19.03.2021 года со сроком исполнения до 15.06.2021 года. Между тем, обществом предприняты все необходимые меры по выполнению предписания Ленского управления Ростехнадзора № П-400-68-0/л от 19.03.2021 года, а именно: организовано обучение работников ФИО7 однако, ввиду действующих ограничительных мер по противодействию коронавирусной инфекции, указанные работники прошли обучение и получили соответствующие удостоверения лишь 04.08.2021 года. Указывая на то, что выявленное нарушение устранено, что подтверждается выпиской из протоколов Территориальной аттестационной комиссией Ленского управления, совершенное деяние не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, общество привлекается к административной ответственности впервые, просил суд изменить наказание на предупреждение или устное замечание.
Выслушав участвующее лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.11 ст.19.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение ответственность наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Из материалов дела следует, что Ленским управлением Ростехнадзора по итогам внеплановой документарной проверки вынесено Предписание № П-400-68-0/л от 19.03.2021 года об устранении выявленных нарушений законодательства РФ.
В ходе проверки установлено невыполнение АО «ДСК» пункта 18 предписания, а именно отсутствует аттестация по промышленной безопасности в области аттестации литеры Б.8.2 у главного инженера АО ДСК ФИО8., начальника котельной АО «ДСК» ФИО9., мастера котельной АО «ДСК» ФИО10
05 июля 2021 года в связи с невыполнением предписания в отношении АО «ДСК» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 19.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение. При составлении протокола представители АО «ДСК» не явились.
Факт невыполнения законного предписания органа осуществляющего государственный контроль подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 05.07.2021 года, актом проверки от 29.06.2021 года, предписанием от 19.03.2021 года, иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение.
Оценив представленные доказательства в совокупности, должностное лицо пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «ДСК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение.
Оснований не согласиться с оценкой имеющихся доказательств, которая дана по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, не имеется. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины АО «ДСК» в совершении инкриминируемого ему деяния.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно п. 2 ст. 1.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно нормам КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Назначаемое юридическому лицу наказание должно быть соразмерным и справедливым с учетом имущественного и финансового положения, не ставя под угрозу его дальнейшую деятельность.
В части 1 статьи 4.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль (надзор).
При этом, пунктом 2 статьи 4.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что обществом приняты меры по исполнению предписания, выданного ему органом, проведена аттестация по промышленной безопасности у ФИО11., к административной ответственности АО «ДСК» привлекается впервые, фактические обстоятельства дела не оспаривает, т.е. общество признало вину. Указанные обстоятельства следуют признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность АО «ДСК» за совершение административного правонарушения не установлено (ст. 4.3 КоАП РФ).
Принимая во внимание вышеназванные положения КоАП РФ, санкцию ст.19.5 КоАП РФ, предусматривающую наложение на юридических лиц административного штрафа, учитывая, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние данного лица, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, а также отсутствие имущественного ущерба, полагаю возможным изменить постановление должностного лица и назначить административное наказание в виде предупреждения вместо административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора за ГТС Ленского управления Ростехнадзора № 04-21/180 от 19 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Домостроительный комбинат» - изменить. Назначить Акционерному обществу «Домостроительный комбинат» административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора за ГТС Ленского управления Ростехнадзора № 04-21/180 от 19 июля 2021 года – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней с момента получения его копии.
Судья В.П. Цыкунова