Решение по делу № 33-2944/2023 от 30.06.2023

Председательствующий по делусудья Филиппова И.Н. Дело №33-2944-2023(в суде первой инстанции №2-722-2023)УИД 75RS0001-02-2022-009887-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

    председательствующего судьи        Радюк С.Ю.,

    судей краевого суда            Чайкиной Е.В., Подшиваловой Н.С.

    при помощнике судьи            Муратовой О.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 7 сентября 2023 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Баженова А. В., Батурина И. А., Замарёхиной О. С., Чебановой Л. В., Бортняка Р. А. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о возложении обязанности предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке,

по апелляционным жалобам представителя ответчика Правительства Забайкальского края Нохриной В.А., представителя третьего лица Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В.

на решение Центрального районного суда г.Читы от 12 апреля 2023 г., которым постановлено иск прокуратуры Ингодинского района г. Читы в интересах Баженова А. В. (паспорт ), Батурина И. А. (паспорт ), Замарёхиной О. С. (паспорт ), Чебановой Л. В. (паспорт ), Бортняк Р. А.                                  (паспорт ) к Министерству здравоохранения Забайкальского края (ИНН7536095695), Правительству Забайкальского края об обязании обеспечить транспортировку для прохождения медицинской процедуры, ее финансировании удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить транспортировку автомобильным транспортом для прохождения медицинской процедуры гемодиализа Баженова А. В., Батурина И. А., Замарёхиной О. С., Чебановой Л. В., Бортняк Р. А. до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» по адресу: <адрес> обратно, в соответствии с графиком лечения.

Обязать Правительство Забайкальского края за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края осуществить финансовое обеспечение транспортировки Баженова А. В.,                 Батурина И. А., Замарёхиной О. С.,                   Чебановой Л. В., Бортняк Р. А. до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» по адресу: <адрес> соответствии с графиком лечения и обратно.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Ингодинского района, обратившись с вышеназванным иском, указал, что материальные истцы проживают на территории г.Читы, являются инвалидами, три раза в неделю проходят процедуру заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа в ООО «Байкальская медицинская компания» в <адрес>. Проезд до места оказания медицинской помощи и обратно является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и процедуры гемодиализа. Однако в нарушение норм действующего законодательства бесплатная транспортировка материальных истцов от места проживания до места получения медицинской помощи и обратно не осуществляется. Согласно пункту 33 главы 3 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.           В силу пункта 12.2.10 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, указанный орган государственной власти устанавливает случаи и порядок организации оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях. Несмотря на то, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, это не исключает возможности ее осуществления Министерством здравоохранения Забайкальского края и финансирования Правительством Забайкальского края в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Уточняя исковые требования, просил обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом Баженова А.В., Бортняка Р.А., Батурина И.А., Замарёхиной О.С., Чебановой Л.В., страдающих хронической почечной недостаточностью, для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места проживания до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» и обратно в соответствии с графиком лечения;

обязать Правительство Забайкальского края профинансировать Министерство здравоохранения Забайкальского края денежными средствами на указанные мероприятия (т.1 л.д.5-9, 93-95, 123-124).

Определением от 27 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ООО «Байкальская Медицинская компания» (далее также – ООО «БМК» - т.2 л.д.46).

Определением от 7 марта 2023 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Забайкальского края, третьих лиц – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (т.1 л.д.102).

Судом постановлено приведенное выше решение (т.1 л.д.169-174).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Забайкальского края Нохрина В.А. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на статью 6.1 Закона Забайкальского края «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае», которой предусмотрена компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, проживающим в Забайкальском крае, на железнодорожном транспорте в междугородном сообщении (за исключением проезда в вагонах категории СВ и вагонах повышенной комфортности), автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в междугородном сообщении, и личном автомобильном транспорте. Порядок выплаты компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, и определения ее размера утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. №178, в соответствии с которым предоставление компенсации осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края, которым принят соответствующий административный регламент (приказ от 9 июля 2019 г. №887). Согласно Закону Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в 2023 году предусмотрены бюджетные ассигнования на компенсацию стоимости проезда к месту лечения и обратно инвалидам, нуждающимся в процедурах гемодиализа. Данные бюджетные ассигнования предусмотрены ответственному исполнителю государственной программы Забайкальского края «Социальная поддержка граждан» - Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

Таким образом, компенсация затрат на возмещение расходов по проезду в целях получения процедуры гемодиализа является принятым в рамках компетенции субъекта Российской Федерации конкретным механизмом организации населению указанной специализированной медицинской помощи, что не противоречит нормативному регулированию предоставления медицинской помощи, специфике самой процедуры гемодиализа. Осуществление выплаты указанной компенсации является обязанностью Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края. При этом материальными истцами не предоставлено доказательств обращения за получением выплат или отказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в реализации права на мучение выплат (компенсации расходов па оплату проезда к месту лечения и обратно).

Установление судом первой инстанции нового механизма компенсации затрат на возмещение расходов по проезду в целях получения процедуры гемодиализа в части возложенных на Правительство Забайкальского края обязательств осуществить за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальскою края финансовое обеспечение транспортировки Баженова А.В., Батурина И.А., Замарёхиной О.С., Чебановой Л.В., Бортняка Р.А. до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» в соответствии с графиком лечения и обратно является незаконным и делает невозможным исполнение решения (т.1 л.д.206-209).

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.                  Со ссылкой на положения статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что нормами действующего законодательства (как федерального, так и регионального) не установлено расходного обязательства субъекта Российской Федерации по организации транспортировки лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Истцом не приведено соответствующих норм права, которые нарушены ответчиками, судом первой инстанции также не установлен факт нарушения ответчиками норм действующего законодательства.

Судом первой инстанции неправомерно сделан вывод об обязанности финансирования указанных расходов за счет средств бюджета Забайкальского края, при этом суд руководствовался пунктом 33 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Данная программа государственных гарантий не действует с 1 января 2023 г. (в связи с ограниченным сроком ее действия, только в 2022 году), следовательно, применение судом первой инстанции норм недействующего нормативного правового акта в обоснование принятого решения является несостоятельным и незаконным.

В обжалуемом решении суд первой инстанции правомерно установил, что на уровне Забайкальского края отсутствуют нормы, устанавливающие компетенцию по разрешению вопросов о доставке указанной категории граждан к месту лечения и обратно.

Судебные органы не вправе осуществлять правовое регулирование в области бюджетных правоотношений и устанавливать решением суда исполнение новых расходных обязательств Забайкальского края. Обязывая Правительство Забайкальского края осуществлять финансовое обеспечение транспортировки граждан к месту лечения и обратно за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края, суд первой инстанции фактически установил новое расходное обязательство Забайкальского края, что является прямым нарушением, установление новых расходных обязательств Забайкальского края не является компетенцией судебных органов.

Нормами действующего законодательства транспортировка граждан к месту лечения и обратно не отнесена к медицинской услуге, судом первой инстанции не указаны правовые акты, подтверждающие обратное. Кроме того, ссылка суда первой инстанции на письма Минздрава России, которые носят рекомендательный характер, недопустима, следовательно, решение суда не основано на нормах действующего законодательства и подлежит отмене.

Суд первой инстанции существенно нарушил нормы процессуального права, порядок рассмотрения спора, а именно, спор о понуждении к действиям органов власти должен быть рассмотрен не в гражданском, а в административном порядке. Истцом выбран неверный способ защиты нарушенных прав граждан (т.1 л.д.189-193).

    В судебное заседание не явились: материальные истцы Баженов А.В., Батурин И.А., Бортняк Р.А., Чебанова Л.В., представители третьих лиц ООО «БМК», ТФОМС Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

    Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, которые поддержали представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края Бизяева И.Э., представитель ответчика Правительства Забайкальского края Нохрина В.А., выслушав возражения процессуального истца Чадовой Е.А. и материального истца Замарёхиной О.С. против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К ним пунктами 1, 2, 4 части 1 названной статьи отнесены: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что материальные истцы получают заместительную почечную терапию трижды в неделю в ООО «БМК». Нуждаются в регулярной транспортировке на процедуры гемодиализа в связи с тяжестью основного диагноза и его осложнений.

Материальные истцы вынуждены самостоятельно добираться до места получения медицинской услуги и обратно. Частично перевозку организует ООО «БМК».

В связи с отсутствием организации перевозки пациентов, нуждающихся в проведении процедуры гемодиализа, которая охватывается понятием специализированной медицинской помощи, и организация которой отнесена к полномочиям органов государственной власти Забайкальского края, прокурор обратился в интересах материальных истцов с иском в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой гемодиализа. Оказываемая медицинская помощь, в том числе специализированная, должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, из-за отдаленности лечебного учреждения и отсутствия возможности самостоятельного прибытия для получения медицинской помощи и обратно материальные истцы лишены возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно. Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа возложена на Забайкальский край в лице его уполномоченных органов, каким является Министерство здравоохранения Забайкальского края. Финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края, соответственно Правительство Забайкальского края обязано профинансировать указанные мероприятия.

Судебная коллегия не может согласиться с принятым по делу решением и находит частично заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) определены основные принципы охраны здоровья, среди которых есть доступность и качество медицинской помощи (пункт 6 статьи 4).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (статья 9 Федерального закона №323-ФЗ).

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (пункты 1, 5, 7 статьи 10 Федерального закона №323-ФЗ).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены, в том числе: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №323-ФЗ).

Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти; бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации; иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 83 Федерального закона №323-ФЗ).

Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 11 статьи 83 Федерального закона №323-ФЗ).

За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно (раздел V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. №2497).

За счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно (пункт 33 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2022 г. №694).

Стандартом специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. №1271н, установлено, что данная процедура отнесена к специализированной медицинской помощи, при этом транспортировки пациента от места жительства к месту лечения и обратно не предусмотрено.

Согласно статье 6 (1) Закона Забайкальского края от 29 мая 2009 г. №181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае» инвалиды, страдающие заболеваниями почек и нуждающиеся в процедурах гемодиализа, проживающие в Забайкальском крае, имеют право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте в междугородном сообщении (за исключением проезда в вагонах категории СВ и вагонах повышенной комфортности), автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в междугородном сообщении, и личном автомобильном транспорте. Порядок выплаты указанной компенсации, в том числе ее размер, определяются Правительством Забайкальского края. Финансирование расходов на выплату компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета края.

Согласно пункту 3 Порядка выплаты компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающихся в процедурах гемодиализа, и определения ее размеров, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. №178, компенсация производится в виде ежемесячной денежной выплаты по заявлению гражданина в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 500 руб. за один проезд к месту лечения и обратно.

Согласно пункту 12.13.25 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 г. №502, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края осуществляет выплату компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, и определяет ее размер.

ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края осуществляет выплату компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа.

По сведениям ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края, Баженов А.В. за предоставлением компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно не обращался.

Батурину И.А. с 2015 года предоставляется компенсация расходов на оплату проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно.

Замарёхина О.С. за предоставлением компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно не обращалась.

Чебанова Л.В. за предоставлением мер социальной поддержки не обращалась.

Бортняк Р.А. за предоставлением компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно не обращался                         (т.1 л.д.120-121).

Несмотря на наличие заболевания, требующего проведение процедуры гемодиализа, материальные истцы Баженов А.В., Батурин И.А., Чебанова Л.В., Бортняк Р.А. передвигаются самостоятельно, от места жительства до места проведения лечения транспортировку организует ООО «БМК» (т.1 л.д.152).

Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалида, Бортняк Р.А. имеет степень ограничения <данные изъяты>, не нуждается в технических средствах реабилитации или абилитации (т.1 л.д.61-64).

Чебанова Л.В. имеет степень ограничения <данные изъяты>, не нуждается в технических средствах реабилитации или абилитации (т.1 л.д.65-68).

Баженов А.В. имеет степень ограничения <данные изъяты>, не нуждается в технических средствах реабилитации или абилитации (т.1 л.д.69-71).

Батурин И.А. имеет степень ограничения <данные изъяты>, не нуждается в технических средствах реабилитации или абилитации                             (т.1 л.д.72-77).

Таким образом, доказательств, подтверждающих, что материальные истцы Баженов А.В., Батурин И.А., Чебанова Л.В., Бортняк Р.А. в силу состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний не могут самостоятельно следовать к месту проведения гемодиализа и обратно, материалы дела не содержат, их нуждаемость в перевозке специализированным транспортом имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждена.

Материальная помощь в виде затрат на возмещение расходов по проезду в целях получения процедуры гемодиализа является принятым в рамках компетенции субъекта Российской Федерации конкретным механизмом организации оказания населению указанной специализированной медицинской помощи, что не противоречит нормативному регулированию предоставления медицинской помощи, а также специфике процедуры гемодиализа. Выплата указанной компенсации является не правом, а обязанностью Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

Учитывая, что Правительством Забайкальского края предусмотрен механизм реализации оказания специализированной медицинской помощи в форме возмещения понесенных пациентом затрат, это исключает возможность возложения обязанности на ответчика обеспечить реализацию данного права в иных формах, принимая во внимание конкретные обстоятельства по настоящему делу.

Решение суда в приведенной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что материальный истец Замарёхина О.С. нуждается в сопровождении в связи с проблемами <данные изъяты>, в связи с тяжестью основного диагноза, осложнений и сопутствующих заболеваний. Основной диагноз: <данные изъяты>

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида Замарёхиной О.С. установлена степень ограничения <данные изъяты> Значительно выраженные нарушения функции <данные изъяты>. Также нуждается в технических средствах реабилитации или абилитации: <данные изъяты> (т.1 л.д.78-83).

В суде апелляционной инстанции материальный истец Замарёхина О.С. пояснила, что у нее после <данные изъяты> парализована <данные изъяты> нуждается в постоянном сопровождении.

Судебная коллегия находит, что в силу изложенных исключительных обстоятельств, касающихся состояния здоровья Замарёхиной О.С., способ исполнения субъектом Российской Федерации возложенной на него обязанности путем выплаты денежной компенсации, применимый по общему правилу, не может быть использован, когда в силу особенностей личности пациента (его состояния здоровья, возраста, физиологических особенностей), а также фактических обстоятельств, связанных с местом проживания и организацией движения транспортных средств к месту получения лечения, гражданин не имеет физической возможности самостоятельно добираться до места лечения. При доказанности факта, что у пациента очевидно и однозначно отсутствует возможность реализации права на получение медицинской помощи путем компенсации расходов на проезд к месту лечения, следует исходить из возможности и необходимости возложения на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Забайкальского края обязанности организовать и обеспечить доставку пациента до места лечения с финансированием соответствующих расходов.

По делу собрана достаточная совокупность допустимых достоверных доказательств того, что материальный истец Замарёхина О.С. физически не имеет возможности самостоятельно добираться до места лечения и обратно, поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора в указанной части и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить транспортировку Замарёхиной О.С. от места проживания до места получения медицинской помощи.

Решение суда в части удовлетворения иска прокурора в интересах Замарёхиной О.С. подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем судебный акт не может быть признан судебной коллегией законным в части возложения обязанности на Правительство Забайкальского края за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края осуществить финансовое обеспечение транспортировки материальных истцов до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» в соответствии с графиком лечения и обратно.

В силу положений статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (абзац 1 части 1 статьи 154).

Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (абзац 1 части 2 статьи 154).

Финансовым органом Забайкальского края выступает Министерство финансов Забайкальского края, в области бюджетных правоотношений осуществляет управление средствами на едином счете бюджета края (пункты 1, 12.3.14 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2018 г. №165).

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований в отношении материальных истцов Баженова А.В., Батурина И.А., Чебановой Л.В., Бортняка Р.А., а также в части возложения обязанности на Правительство Забайкальского края за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края осуществить финансовое обеспечение транспортировки материальных истцов до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» по адресу: <адрес> соответствии с графиком лечения и обратно с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем, учитывая, что судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности удовлетворения исковых требований в отношении Замарёхиной О.С. с учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия считает необходимым разрешить вопрос о финансировании транспортировки материального истца до места прохождения процедуры и обратно.

В силу приведенного выше правового регулирования разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации возложена на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Забайкальского края уполномочено на организацию оказания населению Забайкальского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству; защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункты 12.3.2, 12.3.4 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 г. №319).

Системный анализ указанных норм права показывает, что при невозможности использования денежной формы компенсации расходов на проезд к месту получения процедуры гемодиализа, необходимо возлагать обязанность по организации оказания медицинской помощи в натуре путем транспортировки пациента на субъект Российской Федерации – Забайкальский край в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Забайкальского края.

Таким образом, решение суда по исковым требованиям прокурора в интересах Замарёхиной О.С. подлежит изменению с возложением обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать и обеспечить транспортировку Замарёхиной О.С. от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализа) и обратно по графику гемодиализа, обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Читы от 12 апреля 2023 г. отменить в части удовлетворения иска заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить транспортировку автомобильным транспортом для прохождения медицинской процедуры гемодиализа Баженова А. В., Батурина И. А., Чебановой Л. В., Бортняка Р. А. до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» по адресу: <адрес> обратно, в соответствии с графиком лечения; возложении обязанности на Правительство Забайкальского края за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края осуществить финансовое обеспечение транспортировки Баженова А. В., Батурина И. А., Замарёхиной О. С., Чебановой Л. В., Бортняк Р. А. до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» по адресу: <адрес> соответствии с графиком лечения и обратно.

        Принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

        То же решение изменить.

        Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать и обеспечить транспортировку Замарёхиной О. С., <Дата> г.р., паспорт , от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализа) и обратно по графику гемодиализа, обеспечить финансирование указанных мероприятий.

    В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Правительства Забайкальского края Нохриной В.А., представителя третьего лица Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В. – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Центральный районный суд г.Читы.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено 5 октября 2023 г.

33-2944/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бортняк Ростислав Александрович
Баженов Александр Владимирович
Замарехина Ольга Сергеевна
Прокуратура Ингодинского района г. Читы
Чебанова Людмила Владимировна
Батурин Игорь Александрович
Ответчики
Правительство Забайкальского края
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Другие
Министерство финансов Забайкальского края
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края
ООО «Байкальская медицинская компания»
Суд
Забайкальский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
03.07.2023Передача дела судье
08.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023Передано в экспедицию
07.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее