Решение по делу № 2-1517/2022 от 11.04.2022

    Дело №2-1517/2022

    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Севастополь                                                                  03 октября 2022 года

    Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., с участием истца Грачёвой И.А., представителя истца Грачёвой И.А. – Веремчук М.А., представителя ответчика УК – Вавринюк А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачёвой Жанны Валериевны, Грачёвой Ирины Александровны к государственному унитарному предприятию Севастополя «Севтеплоэнерго», государственному унитарному предприятию Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» о признании незаконным начисления платы за отопление,

    У С Т А Н О В И Л:

Грачёва Ж.В. и Грачёва И.А. обратились в суд с настоящим иском к государственному унитарному предприятию Севастополя «Севтеплоэнерго» (далее – ГУПС «Севтеплоэнерго»), государственному унитарному предприятию Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» (далее – ГУПС «УК «Инкерман»), в котором с учетом изменения требований просят признать отсутствующей задолженность по оплате за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 78943 рубля 43 копейки, а также взыскать в пользу каждого из истцов по 30 000 руб. компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что Грачёва Ж.В. является собственником указанной квартиры, в ней также проживает Грачёва И.А. С начала отопительного сезона 2018 года коммунальные услуги по отоплению предоставлялись истцам ненадлежащего качества. Температурный режим в квартире на протяжении трёх отопительных сезонов не превышал +14 градусов по Цельсию. Из за недобросовестного выполнения своих обязанностей ГУПС «УК «Инкерман», а также игнорирования претензий на отсутствие тепла в квартире, у Грачёвой И.А. обострились хронические заболевания. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Грачёва И.А. обратилась в ГУПС УК «Инкерман» с заявлением о производстве демонтажа отопительных приборов. По рассмотрению данного заявления ГУПС УК «Инкерман» выдал разрешение на полный демонтаж отопительных приборов. С конца отопительного сезона в 2021 году с разрешения ГУПС УК «Инкерман» в квартире были демонтированы отопительные приборы (батареи) центрального отопления и стояки, о чём истцы незамедлительно уведомили ответчика ГУПС «Севтеплоэнерго» и ГУПС УК «Инкерман». Но, вопреки заявлений о том, что истцы не получают услуг по теплоснабжению ответчик ГУПС «Севтеплоэнерго» неправомерно продолжает начислять 100 процентную оплату за теплоснабжение, что составляет ежемесячно 2481 руб. 60 коп. В связи с чем сумма задолженности по неоказываемой услуге теплоснабжения ежемесячно возрастает, что создаёт угрозу нарушения прав истцов. Кроме того, ответчик создаёт угрозу применения к истцам мер воздействия как на должников в виде начисления пени на просроченную задолженность (ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).

    Истец Грачёва И.А. и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, просили иск удовлетворить.

    Представитель ответчика ГУПС «УК «Инкерман» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

    Истец Грачёва Ж.В. и представитель ответчика ГУПС «Севтеплоэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

    От представителя ответчика ГУПС «Севтеплоэнерго» поступил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения иска, полагая иск необоснованным.

    Суд, выслушав участников дела, исследовав материалы дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

    Судом установлено, что Грачёва Ж.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В даннной квартире также проживает Грачёва И.А.

Согласно ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим её потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Аналогичные положения предусмотрены ст. 153 ЖК РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 — 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч. 1 ст. 544 ГК РФ).

На основании ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» - потребитель имеет право на уменьшение цены оказанной услуги, поскольку потребитель должен оплачивать только те услуги, которые ему были оказаны.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУПС «Севтеплоэнерго» и Грачевой И.А. заключено соглашение о реструктуризации и погашении задолженности за потребленную тепловую энергию (далее - Соглашение) на сумму 6 278,48 руб. сроком на 10 месяцев.

В связи с неисполнением Грачевой И.А. условий Соглашения и наличием задолженности, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Балаклавского судебного района <адрес> вынесено решение в отношении ФИО7, ФИО9 о солидарном взыскании в пользу ГУПС «Севтеплоэнерго» задолженности за коммунальную услугу по отоплению в сумме: основного долга - 19 180,91 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени - 2 799,86 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, государственной пошлины - 859 руб., услуг представителя - 4 000 руб., почтовых расходов - 225,60 руб.

Решение по делу от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Балаклавского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу решение мирового судьи оставлено без изменений, апелляционная жалоба ФИО9 - без удовлетворения.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи и определение Балаклавского районного суда <адрес> оставлены без изменения.

Из материалов дела следует, что многоквартирный <адрес>/А по <адрес> подключен к централизованной системе теплоснабжения и не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Ответчик ГУПС «Севтеплоэнерго» осуществляет оказание услуг по отоплению указанного жилого дома через присоединительную сеть, производит начисление его жильцам платы за данную коммунальную услугу.

Согласно ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.

Производственно-хозяйственная деятельность ГУПС «Севтеплоэнерго» не распространяется на внутридомовые инженерные системы отопления многоквартирных домов и предприятие не несет ответственность за действия, которые производятся другим лицом на имуществе, переданном этому лицу в управление.

Судом установлено, что управляющей организацией многоквартирного <адрес>/А по <адрес> является ГУПС «УК «Инкерман».

В соответствии с п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.

Взаимоотношения между собственниками помещений, управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила 354).

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотрен Правилами 354.

Согласно Правилам 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации или единую дежурно-диспетчерскую службу Севастополя.

Управляющая организация обязана назначить время проверки факта несоответствия коммунальной услуги и составить акт о предоставлении услуги ненадлежащего качества или ее непредоставления не позднее 2 часов с момента получения соответствующего сообщения от потребителя.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги (качество коммунальной услуги по отоплению зависит от состояния внутридомовой инженерной системы многоквартирного дома). Акт подписывается всеми участниками проверки (представителями исполнителя и жильцом). Составленный по результатам проверки акт является основанием для проведения перерасчета размера платы за услугу.

Пунктом 103 Правил 354 определено, что в случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за не предоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

В судебном заседании представитель ГУПС «Севтеплоэнерго» пояснял, что информация от ГУПС «УК «Инкерман» о дате и времени проведения совместной проверки по адресу: <адрес>/А, <адрес>, в отопительные периоды в ГУПС «Севтеплоэнерго» не поступала. ГУПС «Севтеплоэнерго» не располагает документами, подтверждающими факт нарушения подачи теплоносителя до границ общего имущества в многоквартирном <адрес>/А по <адрес>.

Истец Грачёва И.А. в судебном заседании поясняла, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУПС УК «Инкерман» с заявлением о производстве демонтажа отопительных приборов, демонтаж был произведен с согласия управляющей компании.

Суд полагает, что в 2021 году Грачевой И.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>А <адрес> было осуществлено незаконное переустройство жилого помещения, выразившееся в самовольном демонтаже сетей теплоснабжения в силу следующего.

Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением, является переустройством, предусмотренным ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального Закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190, запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Отключение от централизованного отопления (далее - ЦО) и горячего водоснабжения (далее - ГВС) представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.

В соответствии со статьей 25 ЖК РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть получении проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.).

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила), не допускаются переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного оборудования. Наниматель (собственник) жилого помещения, допустивший такое переустройство, обязан привести это помещение в прежнее состояние.

Переустройство помещения осуществляется с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение по заявлению о переустройстве жилого помещения. Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения:

    1)    заявление о переустройстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

    2)    правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

    3)    подготовленный и оформленный в установленном порядке проект" переустройства жилого помещения;

    4)    технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;

    5)    согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).

Для отключения от ЦО и ГВС, кроме согласования этого вопроса с органами местного самоуправления, Потребителю необходимо также получение на это переустройство согласия всех собственников жилья в многоквартирном доме.

При установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно- эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.

Согласно ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в доме по адресу: <адрес> путём его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

Отсутствие всех вышеперечисленных документов может трактоваться как самовольное отключение от централизованного теплоснабжения.

Суд соглашается с доводом ответчика ГУПС «Севтеплоэнерго» о том, что самовольная реконструкция систем теплопотребления — это не что иное, как разрегулировка сетей и внутренних систем всего многоквартирного жилого дома. Эти работы могут привести к нарушению гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву или недогреву помещений, и, в конечном итоге, к нарушению прав других потребителей тепловых услуг.

Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей, что ущемляет их права).

Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п.7.3.7) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире.

Учитывая вышеизложенные факты отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение, возможен и целесообразен только для многоквартирного дома в целом, но тогда соответствующее решение должны принять собственники помещений многоквартирного дома, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами. Для этого необходимо провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источник финансирования данных работ, в том числе проектных.

Учитывая технологические особенности, доставка тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при отключении (демонтаже) радиаторов отопления от стояков обогрева жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается.

Переоборудование жилого помещения путем обрезки труб отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения граждан от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.

Суд полагает, что самопроизвольный демонтаж радиаторов в <адрес>, по адресу: <адрес>, это отключение от системы централизованного отопления, без разрешительных документов, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Уведомление ответчиков о произведенном демонтаже отопительных батарей, не освобождает потребителя от начислений на лицевой счет денежных средств, а так же, от оплаты услуги отопления.

Вышеуказанные доводы поддерживаются судебной практикой определениями судов кассационных инстанций по делам о взыскании задолженности ГУПС «Севтеплоэнерго» (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2021 по делу № 88-98/2021 (№ дела суда первой инстанции 2-3779/2019); Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 88-23038/2020 (№ дела суда первой инстанции 2-2180/2019); Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 88-16105/2020 (№ дела суда первой инстанции 2-3608/2019)).

В соответствии с п.6 ст. 26 ЖК РФ предусмотренное частью 5 настоящей статьи решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Согласно позиции, изложенной в Решении Верховного суда РФ от 22.09.2009 по делу № ГКПИ09-725, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутри домовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

Радиатор с вентилями, где зоной эксплуатационной ответственности является собственник жилого помещения: Отключающие устройства (вентили на подводах трубопровода отопления к квартирному радиатору) в МКД но <адрес>А <адрес> отсутствовали, следовательно, техническая возможность демонтажа радиатора отопления на границе эксплуатационной ответственности без ущерба общему имуществу собственников помещения МКД отсутствовала.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённому Директором ГУПС «УК «Инкерман» ФИО8, по адресу: <адрес>, д. IА <адрес> запорная арматура (отсеченные краны) на батареях не установлены.

Из материалов дела следует, что Грачева И.А. обращалась в ГУПС «УК «Инкерман» с заявлениями о низкой температуре в квартире, на все поступившие заявления ответчиком были предоставлены ответы в установленный срок.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На письмо от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) по вопросу низкой температуры в <адрес> был предоставлен ответ ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), с пояснением, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ГУПС «УК «Инкерман» произведены работы по нормализации циркуляции теплоносителя во внутри домой системе центрального отопления <адрес>А по <адрес>.

Заявление от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) по вопросу составления 3-х стороннего акта и низкой температуры в жилом помещении, ответ предоставлен ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), с пояснением, что «ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками инспекции ГУПС «Севтеплоэнерго» были осуществлены замеры температуры в жилых помещениях <адрес> 51А по <адрес>.

Согласно акту обследования системы отопления температура воздуха в гостиной составила 20 градусов Цельсия, в комнате замеры не производились из-за отказа собственника квартиры. Радиаторы в квартире прогреты. Температура соответствует санитарным нормам.

Грачева И.А. самостоятельно отказалась, от осуществления замеров температуры во всей квартире, при составлении акта обследования.

В ходе судебного заседания представителем Грачевой И.А. было заявлено, что замеры температуры производились в теплый день и температура в комнате повысились благодаря улучшению погодных условий.

Согласно акту температурного режима от ДД.ММ.ГГГГ, температура наружи воздуха была +5 градусов. В квартире гостиной было +20С. В угловой комнате замеры не производились из-за отказа собственника квартиры. Во время обследования квартиры дверь на балкон в гостиной была открыла нараспашку. Заключение тепловой инспекции «Температура соответствует санитарным нормам». От подписи акта собственник отказалась.

Суд относится критически к предоставленному акту температурного режима Грачевой И.А., датированному ДД.ММ.ГГГГ, содержащему сведения о температурном режиме в помещении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в силу следующего.

Акты температурного режима, составленные в присутствии соседей без участия УК или ресурсоснабжающей организацией, не могут быть рассмотрены судом как допустимым доказательством.

Причина отказа Грачевой И.А. в ходе осуществления замеров ресурсоснабжающей организацией не установлена, но при этом всем замеры происходят только с участием соседей. В актах указывается, что Грачева И.А. составляет трехсторонний акт с соседями. Суд полагает, что надлежащим трехсторонним актом будет являться акт температурного режима, составленный в присутствии Грачевой И.А., представителя ГУПС «УК «Инкерман», ГУПС «Севтеплоэнерго».

Из материалов дела следует, что Грачева И.А. заключала соглашения о реструктуризации задолженности ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ с ГУПС «УК «Инкерман» и не исполнила его.

Задолженность по адресу: <адрес>А <адрес> перед ГУПС «УК «Инкерман» за содержание жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 34749,38 руб.

Суд полагает, что, подписывая соглашения, Грачева И.А. фактически признает наличие задолженности и получение услуг от ГУПС «УК «Инкерман» в полном объеме.

Суд соглашается с доводами ГУПС «УК «Инкерман», о том, что управляющая организация не осуществляет начисление платы за отопление.

Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 1 ч. I ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

На основании указанного положения действующего законодательства, Истец вносит плату за услуги теплоснабжения в пользу теплоснабжающей организации - ГУПС «Севтеплоэнерго». Управляющая компания не осуществляет начисление данных платежей, и не имеет возможности влиять каким-либо образом на них. Факт осуществления прямых платежей между собственником помещений многоквартирного дома и теплоснабжающей организацией не опровергается Истцом и ГУПС «Севтеплоэнерго».

    ГУПС «УК «Инкерман» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 выполняется перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

    Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушения ответчиками прав истцов.

Требования истцов о возмещении морального вреда суд также считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (далее – Постановление), под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Пунктом 3 Постановления разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 8 Постановления дал разъяснения о том, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

В абзаце втором пункта 2 Постановления разъяснено, что моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.

Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность деяния причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями о взыскании компенсации морального вреда, истцы ссылаются на причиненные им негативные переживания, стресс, обострение хронических заболеваний, вызванные нарушением ответчиками прав истцов.

Принимая во внимание, что истцом не предоставлено допустимых доказательств нарушения ответчиками требований законодательства и прав истцов, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, а также требования о взыскании судебных расходов.

    Таким образом, при установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления Грачёвой И.А. и Грачёвой Ж.В.

    С учетом отказа в удовлетворении иска судебные расходы истцов также не подлежат возмещению.

    Поскольку исковые требования не подлежат удовлетворению, а истец освобожден от оплаты государственной пошлины, то судебные расходы по оплате государственной пошлины не подлежат распределению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

    Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении искового заявления Грачёвой Жанны Валериевны, Грачёвой Ирины Александровны к государственному унитарному предприятию Севастополя «Севтеплоэнерго», государственному унитарному предприятию Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» о признании незаконным начисления платы за отопление - отказать.

    Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

    Председательствующий –                         А.А. Байметов

    Мотивированное решение изготовлено 07.10.2022.

2-1517/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грачёва Жанна Валериевна
Грачева Ирина Александровна
Ответчики
ГУП Севастополя "УК Инкерман"
ГУП Севастополя "Севтеплоэнерго"
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2022Передача материалов судье
14.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Подготовка дела (собеседование)
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
22.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
07.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее