Судья: Поротикова Л.В. Дело № 2-2533/2020
Докладчик: Плужников Н.П. Дело № 33-5775/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Белик Н.В.
судей Плужникова Н.П., Мащенко Е.В.
при секретаре Косаревой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 14 июля 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковые требования Власовой М.А. удовлетворить.
Признать за Власовой М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Церлипоназа альфа» и «Гемфиброзил» по жизненным показаниям.
Возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обязанность принять меры по организации обеспечения Власовой М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., указанными лекарственными препаратами в дозе, рекомендованной медицинской организацией.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плужникова Н.П., пояснения представителя ответчика - Министерства здравоохранения <адрес> – Гусева Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Власовой М.А., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Власовой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, о признании за дочерью по жизненным показаниям права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами «Церлипоназа альфа» и «Гемфиброзил», возложении на ответчика обязанности по бесплатному обеспечению дочери данными лекарственными препаратами в дозе, рекомендуемой медицинской организацией.
Согласно иску Власова М.А., является ребенком-инвалидом, страдает жизнеугрожающим наследственным редким (орфанным) дегенеративным заболеванием нервной системы - «нейрональный цероидный липофусциноз 2 типа. Бульбарно-псевдобульбарный синдром. Симптоматическая эпилепсия. Нарушение психоречевого развития».
Консилиумом врачей федерального государственного бюджетного учреждения «Российская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, врачебной комиссией РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова М3 РФ и заключением главного внештатного специалиста по медицинской генетике Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Власовой М.А., разрешены к индивидуальному применению по жизненным показаниям не зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты - «Церлипоназа альфа» и «Гемфиброзил».
На обращение Власовой А.А. в Министерство здравоохранения <адрес>, об обеспечении дочери названными лекарственными препаратами получен отказ.
Согласно письму заместителя министра здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ диагноз заболевания, которым страдает Власова М.А., отсутствует в перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем возможность обеспечения данными лекарственными препаратами отсутствует.
Истец отмечает, что в связи отсутствии необходимых по жизненным показаниям лекарственных препаратов у дочери наблюдается усугубление симптоматики заболевания и отрицательная динамика, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. Необеспечение дочери лекарственными препаратами, назначенными ей по жизненным показаниям консилиумом врачей и решением врачебной комиссии, нарушает ее право как ребенка-инвалида.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено указанное выше решение, с которым Министерство здравоохранения <адрес> не согласно. В апелляционной жалобе представитель стороны - Гусев Е.А., просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указано, на неправильное толкование судом норм материального права, а именно: статей 33, 44, 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», положения «Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно», что суд не учел положения Федерального закона «О государственной социальной помощи».
Разрешая спор суд не применил постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заявленные лекарственные препараты в государственный реестр лекарственных препаратов не включены, на территории РФ не зарегистрированы. Суд не учел, что заболевание – «нейрональный цероидный липофукциноз 2 типа» в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности не включено. Следовательно, отсутствуют необходимые условия, для обеспечения больной лекарственными препаратами за счет средств бюджета <адрес>.
Рассмотрев дело в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Власова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус ребенка-инвалида, страдает жизнеугрожающим наследственным редким (орфанным) дегенеративным заболеванием нервной системы - «нейрональный цероидный липофусциноз 2 типа. Бульбарно - псевдобульбарный синдром. Симптоматическая эпилепсия. Нарушение психоречевого развития».
Заболевание, которым страдает Власова М.А. включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет».
ДД.ММ.ГГГГ консилиумом врачей ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Российской Федерации, признано, что единственно возможным вариантом лечения Власовой М.А. является назначение лекарственных препаратов «Церлипоназа альфа» и «Гемфиброзил», не зарегистрированных на территории Российской Федерации. С учетом быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в патологический процесс центральной нервной системы принято решение, о разрешении к индивидуальному применению Власовой М.А., по жизненным показаниям названных лекарственных препаратов постоянно, в соответствующей дозировке.
Аналогичные решения о лечении Власовой М.А. по жизненным показаниям теми же самыми лекарственными препаратами приняты врачебной комиссией РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова М3 РФ и заключением главного внештатного специалиста по медицинской генетике Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
При этом врачебной комиссии ФГБУ «Российская детская клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что альтернативных аналогов лекарственных препаратов на территории Российской Федерации не имеется.
Проанализировав действующее законодательство: Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об обращении лекарственных средств», от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ», от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ, «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций», от 2512.2018 г. N 489-ФЗ, Положение о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", утвержденную Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1610, в их системной взаимосвязи, суд первой инстанции разрешая спор обоснованно исходил из того, что охрана здоровья граждан в Российской Федерации основана на соблюдении прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся: обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Судебная коллегия разделяет позицию суда первой инстанции, что поскольку, с учётом решений врачебной комиссии и консилиумов врачей несовершеннолетней Власовой М.А. по жизненным показаниям рекомендованы и разрешены к индивидуальному применению указанные выше медицинские препараты, не зарегистрированные на территории Российской Федерации, у неё, как ребенка-инвалида, возникло гарантированное Государством право на бесплатное получение этих препаратов, за счет средств субъекта Российской Федерации. Иное свидетельствовало бы о нарушении Конституционного права ребенка -как гражданина РФ на жизнь и здоровье. Отсутствие же рекомендованных по жизненным показаниям медицинских препаратов на территории РФ, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
То, что заболевание, которым страдает Власова М.А. хотя и относится к числу редких (орфанных) заболеваний, поименованных в Перечне редких (орфанных) заболеваний, опубликованном на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, но не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403, а назначенные ей лекарственные препараты «Церлипоназа альфа» и «Гемфиброзил», не зарегистрированы на территории Российской Федерации, не предусмотрены стандартом медицинской помощи, не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, не может являться основанием нарушения права ребенка -инвалида на гарантированные Государством меры бесплатной медицинской помощи.
Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция о правах ребёнка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и б пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребёнка (пункт "г" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").
Из приведённых норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребёнка и особенно ребёнка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определён Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 494.
Согласно пункту 3 названного Порядка, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Статьёй 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространённость не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьёй 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на момент возникновения спорных отношений - обращения Карлаш М.С. (матери Карлаш А.) в Министерство здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программой предусмотрено, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включённых в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 499-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которой предусмотрено, что за счёт средств бюджета <адрес> осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства <адрес> в их системной взаимосвязи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о признании за Власовой М.А. права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по жизненным показаниям - «Церлипоназа альфа» и «Гемфиброзил», и возложении на Министерство здравоохранения <адрес> обязанности по ее обеспечению указанными лекарственными препаратами в дозе, рекомендованной медицинской организацией.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, установленных по делу обстоятельств, не содержат оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, возможность отмены решения суда в апелляционном порядке исключается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, несмотря на невключение имеющегося у Власовой М.А. редкого (орфанного) наследственного заболевания в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, именно в связи с этим заболеванием ей, ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность. В этой связи она как ребенок-инвалид в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счёт бюджета субъекта Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ N 21/6/10/2-4878, в котором прямо указано, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусматривающих обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-инвалидов в возрасте до 18 лет всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а также положений Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, устанавливающих обеспечение лекарственными средствами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", довод апеллянта о том, что возможность обеспечения детей-инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета либо бюджета субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена, судебная коллегия признает безосновательным.
Поскольку консилиумом врачей ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Российской Федерации, признано, что единственно возможным вариантом лечения Власовой М.А., является назначение лекарственных препаратов «Церлипоназа альфа» и «Гемфиброзил», отказ Министерства здравоохранения <адрес> в обеспечении её этими препаратами за счёт бюджета области является незаконным, на что правильно указал суд первой инстанции в своем решении.
Иных доводов несогласия с решением суда апелляционная жалоба ответчика не содержит.
В силу вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по доводам апелляционной жалобы оставить без изменений, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения <адрес>, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: