Судья Абайханова З.И. Дело № 33-219/2023
УИД:09RS0001-01-2022-003940-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 9 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Адзиновой А.Э.,
судей Сыч О.А., Коркмазовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Чочуеве М.А-А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-3440/22 по исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района, действующего в интересах Узденовой Н.Х. к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево- Черкесской Республики и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево - Черкесской Республики о предоставлении жилья.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения прокурора Дзыба Б.Ф., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Малокарачаевского района Карачаево-Черкеской Республики обратился в суд в интересах Узденовой Н.Х. с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности приобрести и предоставить за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Малокарачаевского района по заявлению гражданки Узденовой Н.Х. проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищных и иных социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Узденова Н.Х., <дата> рождения, родилась в г. Черкесске, Карачаево-Черкесской Республики, зарегистрирована по адресу: КЧР, с. Первомайское, ул. Победы, д.1, на основании приказа Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 06 февраля 2009 года № 56 принята на учет для обеспечения жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с Узденовой Н.Х. не заключен. Приказом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 01 июля 2022 года № 572 она включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по состоянию на 01 июля 2022 года. Право на получение жилья Узденова Н.Х. не реализовала, поскольку в установленном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем до настоящего времени не обеспечена, чем нарушены ее жилищные права. Узденова Н.Х. обратилась в прокуратуру Малокарачаевского района по вопросу нарушения ее прав на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На данный момент Узденовой Н.Х. Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просил суд: Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приобрести Узденовой Н.Х. для предоставления по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м. в Малокарачаевском районе, Карачаево-Черкесской Республики; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Узденовой Н.Х. по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 кв.м. в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики.
В судебном заседании старший помощник прокурора Малокарачаевского района Мурадова М.Р. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики Салпагарова A.M. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений на иск.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики Утельбаева М.Х. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений на иск.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Боташева М.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений на иск.
Лицо, в интересах которого обратился прокурор, Узденова Н.Х. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, о рассмотрении дела в её отсутствие, либо об отложении судебного заседания не просила.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 октября 2022 года исковые требования прокурора Малокарачаевского района действующего в интересах Узденовой Н.Х. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики просит отменить указанное решение, ввиду его незаконности и необоснованности, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылается на то, что министерство закупки на приобретение жилых помещений осуществляет исключительно в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели законом Карачаево-Черкесской Республики о Республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, и в порядке очередности согласно списку детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2013 года № 34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми смещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении вменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики», сформированному уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево- Черкесской Республики в области образования. Однако, в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ суд не учел действующее жилищное законодательство, а именно ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которыми жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, Узденова Н.Х. в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не относится. Предоставление специализированного жилого помещения вопреки утвержденного списка очередности, нарушает права третьих лиц, лиц из числа детей-сирот, которые еще не обеспечены жилым помещением, при этом право у которых возникло ранее Узденовой Н.Х., что противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству в целом. Согласно приказа Министерства образования и науки Карачаево- Черкесской Республики от 01 июля 2022 года № 573 «О предоставлении детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» Узденовой Н.Х. включена в список под № 281. Соответственно, обжалуемое решение суда противоречит закону и нарушает права третьих лиц, а именно детей-сирот более раннего года рождения, нежели истец, состоящих в Списке детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, но не реализовавших свое право. Просит решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 октября 2022 года отменить и принять по делу новое решение, в соответствии с которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дзыба Б.Ф. полностью поддержала заявленные исковые требования, просила решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики Салпагарова А.М. в судебное заседание не явилась, в адресованном суду ходатайстве просила решение отменить, а требования апелляционной жалобы удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Лицо, в интересах которого обратился прокурор, Узденова Н.Х., и представитель третьего лица министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, извещенные и уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебном заседании суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, учитывая, что все извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Как установлено материалами дела, Узденова П.Х., <дата> года рождения, родившаяся в г. Черкесске, Карачаево-Черкеской Республики, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители – отец Узденов Х.Х-А., умер <дата> года, а у матери после скоропостижной смерти отца, из за пережитого стресса, резко ухудшилось состояние здоровья, в результате чего, в 2007 году ей установлена инвалидность второй группы.
На основании решения Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 мая 2019 года установлен факт признания Узденовой Н.Х. оставшейся без попечения родителей.
Постановлением администрации Главы Малокарачаевского муниципального района № 710 от 18 декабря 2007 года над несовершеннолетней Узденовой Н.Х. оставшейся без попечения родителей, установлена опека и назначена Джатдоева Ф.Б. ее опекуном.
На основании постановления Малокарачаевского муниципального района Администрации Первомайского сельского поселения № 148 от 12 декабря 2019 года Узденова Н.Х. находившаяся в период с 18 декабря 2018 года по 22 декабря 2016 года под опекой и попечительством, согласно постановлению Главы Малокарачаевского муниципального района от 18 декабря 2007 года № 710 и решения Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкеской Республики от 22 мая 2019 года признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Местом жительства Узденовой Н.Х. в указанный период было определено Карачаево-Черкесская Республика, Малокарачаевский район, с. Первомайское, ул. Победы, 1.
На основании приказа Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 01 июля 2022 года № 572 «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированого государственного жилищного фонда» Узденова Н.Х. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Узденовой Н.Х. (л.д. 31-34).
На данный момент Узденовой Н.Х. Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение не предоставлено.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку Узденова Н.Х. признана нуждающейся в жилом помещении, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено, а ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года № 34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики».
Статья 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года № 34-РЗ предусматривает, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий:
1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения;
2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства) в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются данным лицам по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: в квартирах - 28 кв.м.; в жилых домах - 40 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года № 34-РЗ, учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования, путем формирования списка (далее - Список) на основании соответствующих заявлений данных лиц либо их законных представителей.
Часть 6 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года № 34-РЗ предусматривает, что включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года № 34-РЗ (ред. от 16 января 2015 года) специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной настоящим Законом норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Карачаево-Черкесской Республики; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Карачаево-Черкесской Республики; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории Карачаево-Черкесской Республики; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список осуществляется по дате рождения после регистрации заявления с документами, указанными в части 4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя (ч. 7 ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года).
Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2016 года № 281 Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам социального найма.
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19 декабря 2016 года № 271 Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений.
Следовательно, предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений входит в полномочия Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
В данном случае Узденова Н.Х. полностью соответствует требованиям, указанным в ст. 1 Федерального закона № 159 – ФЗ и относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Узденова Н.Х. не имеет в собственности никакого жилого помещения. Во владение или пользование жилое помещение ей не передавалось, никакое помещение за ней не закреплено. С момента установления, что Узденова Н.Х. осталась без попечения родителей, она нуждалась и до настоящего времени нуждается в жилом помещении.
Кроме этого, Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики № 198 от 30 декабря 2021 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики» постановлено определить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по приобретению жилых помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечительства родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики».
Судебная коллегия соглашается с выводом суда и ответчиком не оспаривалось, что Узденова Н.Х. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и вследствие этого находится в тяжелом социальном положении. Заявляя исковые требования, прокурор добивается в судебном порядке реализации тех жилищных прав, которые предоставлены федеральным и республиканским законодательством, и которые не были реализованы ранее по независящим от Узденовой Н.Х. причинам, вследствие невыполнения государственными и муниципальными органами возложенных на них обязанностей.
Материалами дела подтверждается, что приказом № 56 от 06 февраля 2009 года утверждён список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещения, где значится Воронина В.В. под номером 281.
При указанных обстоятельствах, поскольку Узденова Н.Х. в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, жилого недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжелом социальном положении, то разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ей предоставлены федеральным и республиканским законом.
Довод жалобы о том, что судом не учтены требования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, что при предоставлении жилого помещения истцу будут нарушены права других впереди стоящих по очередности граждан в соответствующем списке, сформированном Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, не влияет на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот.
При этом оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца; право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием нескольких условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики, нуждаемость истца в жилом помещении. Так, Узденова Н.Х. достигла совершеннолетнего возраста, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ни она, ни члены её семьи не являются ни собственниками жилых помещений, ни их нанимателями по договорам социального найма, она нуждается в жилом помещении, имеет право на его предоставление, которое ею до сих пор не реализовано. В данном случае все условия имеют место быть, поэтому суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора.
Доводы жалобы относительно того, что приобретение жилых помещений для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возможно лишь после выделения соответствующих финансовых средств в установленном законом порядке, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, так как предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия (отсутствия) у субъекта Российской Федерации специализированных жилых помещений и финансовых средств на их приобретение.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит, а указанные в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи: /подпись/ /подпись/
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики О.А.Сыч