Дело № 2-1793/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Барнаул 11 марта 2019 г.

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Судьи Чепрасова О.А.

При секретаре Максачук Н.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства Финансов АК к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по АК об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство финансов Алтайского края обратилось в суд с иском к УФССП по АК, МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по АК об освобождения от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указало, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по АК от 08.11.2018 возбуждено исполнительное производство . Предмет исполнения: обязанность Министерства финансов Алтайского края выдать Борисову С.А. государственный жилищный сертификат с учетом Глумовой Р.С. в качестве члена его семьи из расчёта общей площади жилого помещения 42 кв.м.

Министерством финансов Алтайского края 16.11.2018 получено постановление о возбуждении исполнительного производства, обязывающее Министерство финансов Алтайского края в 5-дневный срок выдать государственный жилищный сертификат.

В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №982 выдаче государственного жилищного сертификата Министерством финансов Алтайского края предшествует совершение ряда согласованных действий, отсутствовала возможность исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок. Министерством финансов Алтайского края в адрес судебного пристава-исполнителя направлено заявление от 16.11.2018 №06-14/П/934 с обоснованием невозможности добровольного исполнения решения суда в установленный срок.

Постановлением от 17.01.2019        судебный пристав исполнитель установил, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, не предоставлено, и взыскал с Министерства финансов Алтайского края исполнительский сбор в размере 50 000р.

Между тем, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем без учета реальной возможности исполнить требования исполнительного документа.

Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Министерство финансов Алтайского края полагает, что его виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда отсутствует.

Исполнение требований указанного исполнительного листа со стороны Министерства финансов Алтайского края в срок, предоставленный для его добровольного исполнения, не представлялось возможным.

В связи с неясностью решения суда Министерство финансов Алтайского края обратилось в суд с заявлением о разъяснении решения суда, разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19.12.2018 в удовлетворении заявления Министерства финансов Алтайского края о разъяснении апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19.09.2018 отказано.

Однако, в данном определении суд указал, что процедура замены ранее выданного государственного жилищного сертификата регламентирована Порядком выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982, которым и должно руководствоваться Министерство финансов Алтайского края при исполнении решения суда.

В рамках межведомственного взаимодействия Министерством финансов Алтайского края в адрес Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края 16.11.2018 в связи с необходимостью исполнения решения суда, вступившего в законную силу, было направлено письмо о необходимости совершения действий по уточнению списков граждан - получателей государственных жилищных сертификатов.

В настоящее время, в целях исполнения решения суда Правительством Алтайского края принято распоряжение от 05.12.2018 № 343-р, которым внесены изменения в распоряжение Правительства Алтайского края от 31.05.2017 № 207-р, и отдельные позиции списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, на получение государственных жилищных сертификатов, составленного в целях исполнения решений судов, вступивших в законную силу, изложены в новой редакции, в частности, Борисов С.А. включен в данный список на выдачу государственного жилищного сертификата с учетом Глумовой Р.С. из расчета общей площади жилого помещения 42 кв.м.

Вышеуказанное распоряжение Правительства Алтайского края было направлено в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями для согласования в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных, бедствий.

Дальнейшие действия федеральных органов исполнительной власти, необходимые для получения Министерством финансов Алтайского края бланка государственного жилищного сертификата, от Министерства финансов Алтайского края не зависят. До настоящего времени бланк государственного жилищного сертификата для его заполнения Борисову С.А. в адрес Министерства финансов Алтайского края не поступал.

Вышеуказанные обстоятельства объективно препятствуют возможности своевременно исполнить требования исполнительного документа по независящим от Министерства финансов Алтайского края причинам.

На основании изложенного, Министерство финансов Алтайского края просит освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 17.01.2019     в рамках исполнительного производствам полностью.

В судебном заседании представитель истца Министерства финансов Алтайского края Оленина М.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Мороз Н.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что исполнительский сбор является мерой побуждения должника к исполнению решения суда. 08.11.2018 было возбуждено исполнительное производство, и только 17.01.2019 ею вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Должник его получил. Действующее законодательство не содержит положений по льготе для должника бюджетного учреждения. Они обязаны нести бремя исполнения судебных актов. Исполнительский сбор это мера принуждения. Данное постановление вынесено законно.

Представитель ответчика УФССП по АК в судебное заседание не явился, извещен. Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В силу статьи 12 Федерального закона 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Согласно статье 2 названного Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 1). Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона (часть 3). Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (часть 7). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).

Согласно ст. 6 Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1.).

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч. 2).

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Применительно к возникшим правоотношениям, приведенные законоположения обязывают судебного пристава-исполнителя проверить исполнение должником своего обязательства, указанного в исполнительном документе.

В соответствии с ч. ч. 11, 13 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (п.2 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п.3 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В судебном заседании установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Мороз Н.Ю. от 08.11.2018 г. возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа №ФС от 25.09.2018, выданного Центральным районным судом г. Барнаула по делу № 2-2128/2018 о возложении обязанности на Министерство финансов Алтайского края выдать Борисову С.А. государственный жилищный сертификат с учетом Глумовой Р.С. в качестве члена его семьи из расчёта общей площади жилого помещения 42 кв.м.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

Исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

Постановлениями от 17.01.2019 г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 р. Основанием для взыскания послужило то, что требование в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнено без уважительных причин. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, не представлено.

Кроме того, постановлениями от 17.01.2019 г. Министерству финансов Алтайского края установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа по делу 2-2128/2018 от 25.09.2018, выданного Центральным районным судом г. Барнаула, до 28.02.2019.

В силу ч. 6, ч. 7 ст. 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Размер исполнительского сбора соответствует ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона "Об исполнительном производстве").

Из анализа названных законоположений следует, что исполнительский сбор, являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда, и не позже момента, когда решение полностью исполнено должником.

Таким образом, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора допускается только в том случае, если решение суда не исполнено полностью, либо в части.

Таким образом, при рассмотрении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, необходимо установление степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, наличия иных существенных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда. При рассмотрении требований об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора необходимо установление наличия либо отсутствия оснований ответственности должника за нарушение обязательства.

Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований, и не является мерой штрафного характера.

В силу п.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что, вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 17.01.2019 направленно на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, чем является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления.

В соответствии с названными нормами права, суд, рассматривая заявленные требования, исследовав представленные сторонами доказательства, установил, что Министерство финансов Алтайского края не исполнило требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, приходит к выводу об обоснованном применении к должнику штрафных санкций.

Суд считает, что отсутствуют основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора истца, ввиду отсутствия чрезвычайных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда.

Вместе с тем, Министерство финансов Алтайского края в качестве обстоятельств невозможности исполнения решения суда, указало, что необходимые для получения Министерством финансов Алтайского края действия для получения бланка государственного жилищного сертификата ими совершены. До настоящего времени бланк государственного жилищного сертификата для его заполнения Борисову С.А. в адрес Министерства финансов Алтайского края не поступал.

С учетом статуса должника, сложности процедуры исполнения решения, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 1/4 часть, то есть до суммы 37 500 р.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ 17 01 2019 ░., ░░ 37 500 ░.

    ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░░ ░. ░.

░░░░░:

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2-1793/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство финансов Алтайского края
Ответчики
УФССП России по Алтайскому краю
МОСП по ИОВИП УФССП России по АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее