Дело №2-4655/2023 г. Дзержинск, ул. Гайдара, 10
УИД 52RS0015-01-2023-001322-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2023 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Родиной Р.Э., при секретаре Колесниковой М.Н., с участием помощника прокурора г.Дзержинска Адиатулиной Л.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Дзержинска Нижегородской области к ООО «Очаг Добра» о запрете деятельности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г.Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с указанным требованием, мотивируя его тем, что ООО «Очаг Добра» зарегистрировано по адресу: <адрес>, и согласно ОКВЭД осуществляет деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания. В ходе проверки, организованной прокуратурой г.Дзержинска, установлено, что ООО «Очаг Добра» фактически осуществляет деятельность по адресу регистрации. Для осуществления своей деятельности ООО «Очаг Добра» арендует нежилое отдельно стоящее здание общей площадью <данные изъяты> по договору аренды нежилого помещения от 1 июня 2021 года. В арендуемом помещении ООО «Очаг Добра» организуется комплекс услуг престарелым гражданам и инвалидам, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их четырехразовым питанием. Питание престарелых граждан и инвалидов (постояльцев) со слов директора ООО «Инновационная группа «Очаг Добра» организовано на основании договора об организации питания с индивидуальным предпринимателем, осуществляется в здании путем доставки блюд в одноразовой упаковке, однако договор об организации питания в ходе проверки не представлен. При проведении проверки соблюдения ООО «Очаг Добра» законодательства при организации деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания с привлечением специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе г.Дзержинск и Володарском районе выявлены существенные нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно: ООО «Очаг Добра» не уведомило о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (оказание социальных услуг) уполномоченный орган государственного контроля (надзора), что является нарушением п.1, п.2 (пп.30) ст.8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, что является нарушением п.2.1 глава II СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; Отсутствуют сведения о соответствии воды гигиеническим нормативам, используемой в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, что является нарушением п. 2.3 глава II СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; Для сбора мусора отсутствует контейнер, что является нарушением п.2.9. глава II СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; ООО «Инновационная группа «Очаг Добра», размещенное в помещениях по адресу: <адрес>, не обеспечивает проживающих круглосуточным медицинским наблюдением и лечением, что является нарушением абз.4 п.9.7 глава IX СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; Здание не оборудовано устройствами для транспортирования лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что является нарушением абз.2 п.9.12 глава IX СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; Помещения не оборудованы приборами по обеззараживанию воздуха, что является нарушением п.9.19. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; Не организовано осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, что является нарушением п.88 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; У работников отсутствуют личные медицинские книжки, что является нарушением ст.34 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; Не организовано проведение периодического медицинского осмотра работникам, что является нарушением Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 года № 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч.4 ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры». При проведении проверки соблюдения ООО «Очаг Добра» законодательства при организации деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Дзержинск управления надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> выявлены существенные нарушения обязательных требований законодательства по пожарной безопасности, а именно: На объектах защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п. 16 «н» Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР в РФ); На объектах защиты запрещается проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности (п. 16 «о» Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР в РФ)); Пожарные резервуары или искусственные водоемы размещены из условия обслуживания ими зданий, в радиусе при заборе воды насосами пожарных автомобилей на расстоянии более 200 м Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов менее двух (ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.10.4, п.10.3 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования Пожарной безопасности»); Противопожарное расстояние между зданиями 5 степени огнестойкости должно быть не менее 15 м (по факту от дома 4 до д. 6 -1.5 м, от д. 4 до д. 4А -10 м) (ст.69 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3. табл.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»); При изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений не обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений (ч.3 ст.80 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); Не разработана проектная документация, в том числе включающая в себя раздел «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» (ст.48 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ, ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, п.26 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»); Не представлена декларация пожарной безопасности (ч.4 ст.4, ч.1 и 3 ст.6, ч.1 ст.64 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). На первом и втором этаже отсутствует два эвакуационных выхода с этажа. При этом на первом и втором этаже отсутствует два эвакуационных выхода из помещений, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.9, п.5.1.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); Конструкции маршей и площадок внутренних лестниц (балки, косоуры, ступени, проступи) не имеют требуемого предела огнестойкости R60 (по факту - выполнены деревянными) (ст.4 ч.4, ст.6 ч.1 и 3, ст.58, табл.21 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ранее действовало требование п.5.18*, табл.4* СНиП 21-01-97*); Уклон марша надземного этажа лестницы 2-го типа более чем 1:2 (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.11, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); Лестницы 2-го типа не соответствует требованиям, в том числе в части огнестойкости, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.8 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); В здании отсутствует лестничная клетка типа Л1. (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.15 СП.1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); На первом этаже в лестничной клетке отсутствует обособленный выход непосредственно наружу (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.22 СП. 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); В здании не определен класс пожарной опасности строительных конструкций (ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.2 СП.2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»); Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций не определены в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным нормативными документами по пожарной безопасности (ч.9 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); В здании строительные конструкции способствуют скрытому распространению горения (ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.22 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»); Пути эвакуации (общие коридоры, холлы, фойе, вестибюли, галереи) не отделены от помещений стенами и перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия (покрытия) (ст.87, ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.7 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»); Пределы огнестойкости несущих конструкций лестниц 2-го типа, предусмотренных для эвакуации, не соответствуют требованиям для маршей и площадок лестничных клеток (ст.89 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», 5.2.8 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»); Ступени в пределах лестничного марша разной высоты (ст.89 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); В здании отсутствуют лестничные клетки, выполненные в соответствии с положениями ст.89 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.5.4.16 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»; Ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, менее 1,35 м (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. а п. 4.4.1 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); Отсутствует техническая документация на строительные (отделочные) материалы (ст.134 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); Не обеспечен вывод АПС в подразделение пожарной охраны (ч.7 ст.83 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); В здании отсутствует система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре (ч.2 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», табл.1 и 2 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»); Во всем здании отсутствует система автоматической пожарной сигнализации (ст.83, 103 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»); Объект дополнительно не оборудован (оснащен) системами (средствами) оповещения о пожаре с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (ч.12 ст.84 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); Уклон лестниц на путях эвакуации более 1:1, ширина проступи менее 25 см. (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); Высота ограждения лестницы 3-го типа менее 1,2 м. (по факту 1 м.) (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); Лестницы 3-го типа имеют площадки не на уровне эвакуационных выходов (по факту площадки выше эвакуационных выходов) (ч.4 ст.4, ч.1 и 3 ст.6, ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.7 СП 1.13130.2020); Лестница 3-го типа расположена на расстоянии менее 1 м от плоскости оконных проемов (ч.4 ст.4, ч.1 и 3 ст.6, ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, п.4.4.7 СП 1.13130.2020; Перед наружными дверями (эвакуационными выходами) не предусмотрены горизонтальные входные площадки с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (ч.4 ст.4, ч.1 и 3 ст.6, ст.89 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст.21 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.4.2.21 СП 1.13130.2020); Нарушен принцип эвакуации со второго этажа (выходы не являются эвакуационными) (ч.3 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») и иные нарушения. Таким образом, ООО «Очаг Добра» в лице директора ФИО1 нарушены обязательные требования санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью престарелых граждан и инвалидов, пребывающих в пансионате. Осуществление ООО «Очаг Добра» деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания с нарушением законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые могут обратиться к ООО «Очаг Добра» для заключения договоров возмездного оказания услуг. В то же время, пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения прав и интересов граждан, согласно ст.12 ГК РФ, является одним из способов защиты гражданских прав. Просит с учетом изменения исковых требования на основании ст.39 ГПК РФ запретить ООО «Очаг Добра» деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания по адресу: <адрес>, в связи с опасностью причинения вреда престарелым гражданам и инвалидам.
Помощник прокурора г.Дзержинска Адиатулина Л.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика ООО «Очаг Добра» - директор ФИО1 пояснила, что прекратила свою деятельность в спорном помещении. Сейчас занимается ликвидацией ООО, поэтому она полагается на усмотрение суда при вынесении решения.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд, с учетом отсутствия возражений истца против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства, полагает возможным, рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатели социальных услуг имеют право в том числе на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст.23 Федерального Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Судом установлено, что ООО «Очаг Добра» зарегистрировано по адресу: <адрес>, и согласно ОКВЭД осуществляет деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.
Как следует из материалов проверки, ООО «Очаг Добра» фактически осуществляет деятельность по адресу регистрации. Для осуществления своей деятельности ООО «Очаг Добра» арендует нежилое отдельно стоящее здание общей площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный номер №, принадлежащее ФИО2, по договору аренды нежилого помещения от 1 июня 2021 года.
В арендуемом помещении ООО «Очаг Добра» организуется комплекс услуг престарелым гражданам и инвалидам, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их четырехразовым питанием.
Питание престарелых граждан и инвалидов (постояльцев) со слов директора ООО «Очаг Добра» организовано на основании договора об организации питания с индивидуальным предпринимателем, осуществляется в здании путем доставки блюд в одноразовой упаковке, однако договор об организации питания в ходе проверки не представлен.
При проведении проверки соблюдения ООО «Очаг Добра» законодательства при организации деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания с привлечением специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе г.Дзержинск и Володарском районе выявлены существенные нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно:
- ООО «Очаг Добра» не уведомило о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (оказание социальных услуг) уполномоченный орган государственного контроля (надзора), что является нарушением п.1, п.2 (пп.30) ст.8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, что является нарушением п.2.1 глава II СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
- Отсутствуют сведения о соответствии воды гигиеническим нормативам, используемой в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, что является нарушением п. 2.3 глава II СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
- Для сбора мусора отсутствует контейнер, что является нарушением п. 2.9. глава II СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
- ООО «Очаг Добра», размещенное в помещениях по адресу: <адрес>, не обеспечивает проживающих круглосуточным медицинским наблюдением и лечением, что является нарушением абз.4 п.9.7 глава IX СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
- Здание не оборудовано устройствами для транспортирования лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что является нарушением абз.2 п.9.12 глава IX СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
- Помещения не оборудованы приборами по обеззараживанию воздуха, что является нарушением п.9.19. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
- Не организовано осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, что является нарушением п.88 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»;
- У работников отсутствуют личные медицинские книжки, что является нарушением ст.34 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»;
- Не организовано проведение периодического медицинского осмотра работникам, что является нарушением Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 года № 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч.4 ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
При проведении проверки соблюдения ООО «Очаг Добра» законодательства при организации деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Дзержинск управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области выявлены существенные нарушения обязательных требований законодательства по пожарной безопасности, а именно:
- На объектах защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п. 16 «н» Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР в РФ);
- На объектах защиты запрещается проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности (п. 16 «о» Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР в РФ));
- Пожарные резервуары или искусственные водоемы размещены из условия обслуживания ими зданий, в радиусе при заборе воды насосами пожарных автомобилей на расстоянии более 200 м Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов менее двух (ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.10.4, п.10.3 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования Пожарной безопасности»);
- Противопожарное расстояние между зданиями 5 степени огнестойкости должно быть не менее 15 м (по факту от дома 4 до д. 6 -1.5 м, от д. 4 до д. 4А -10 м) (ст.69 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3. табл.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);
- При изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений не обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений (ч.3 ст.80 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Не разработана проектная документация, в том числе включающая в себя раздел «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» (ст.48 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ, ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, п.26 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»);
- Не представлена декларация пожарной безопасности (ч.4 ст.4, ч.1 и 3 ст.6, ч.1 ст.64 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- На первом и втором этаже отсутствует два эвакуационных выхода с этажа. При этом на первом и втором этаже отсутствует два эвакуационных выхода из помещений, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.9, п.5.1.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- Конструкции маршей и площадок внутренних лестниц (балки, косоуры, ступени, проступи) не имеют требуемого предела огнестойкости R60 (по факту - выполнены деревянными) (ст.4 ч.4, ст.6 ч.1 и 3, ст.58, табл.21 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ранее действовало требование п.5.18*, табл.4* СНиП 21-01-97*);
- Уклон марша надземного этажа лестницы 2-го типа более чем 1:2 (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.11, СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- Лестницы 2-го типа не соответствует требованиям, в том числе в части огнестойкости, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.8 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- В здании отсутствует лестничная клетка типа Л1. (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.15 СП.1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- На первом этаже в лестничной клетке отсутствует обособленный выход непосредственно наружу (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.22 СП. 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- В здании не определен класс пожарной опасности строительных конструкций (ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.2 СП.2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);
- Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций не определены в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным нормативными документами по пожарной безопасности (ч.9 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- В здании строительные конструкции способствуют скрытому распространению горения (ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.22 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);
- Пути эвакуации (общие коридоры, холлы, фойе, вестибюли, галереи) не отделены от помещений стенами и перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия (покрытия) (ст.87, ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.7 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);
- Пределы огнестойкости несущих конструкций лестниц 2-го типа, предусмотренных для эвакуации, не соответствуют требованиям для маршей и площадок лестничных клеток (ст.89 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», 5.2.8 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);
- Ступени в пределах лестничного марша разной высоты (ст.89 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- В здании отсутствуют лестничные клетки, выполненные в соответствии с положениями ст.89 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.5.4.16 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
- Ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, менее 1,35 м (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. а п. 4.4.1 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- Отсутствует техническая документация на строительные (отделочные) материалы (ст.134 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Не обеспечен вывод АПС в подразделение пожарной охраны (ч.7 ст.83 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- В здании отсутствует система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре (ч.2 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», табл.1 и 2 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»);
- Во всем здании отсутствует система автоматической пожарной сигнализации (ст.83, 103 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»);
- Объект дополнительно не оборудован (оснащен) системами (средствами) оповещения о пожаре с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (ч.12 ст.84 Федерального закона 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Уклон лестниц на путях эвакуации более 1:1, ширина проступи менее 25 см. (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- Высота ограждения лестницы 3-го типа менее 1,2 м. (по факту 1 м.) (ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
- Лестницы 3-го типа имеют площадки не на уровне эвакуационных выходов (по факту площадки выше эвакуационных выходов) (ч.4 ст.4, ч.1 и 3 ст.6, ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.7 СП 1.13130.2020);
- Лестница 3-го типа расположена на расстоянии менее 1 м от плоскости оконных проемов (ч.4 ст.4, ч.1 и 3 ст.6, ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, п.4.4.7 СП 1.13130.2020;
- Перед наружными дверями (эвакуационными выходами) не предусмотрены горизонтальные входные площадки с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (ч.4 ст.4, ч.1 и 3 ст.6, ст.89 Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст.21 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.4.2.21 СП 1.13130.2020);
- Нарушен принцип эвакуации со второго этажа (выходы не являются эвакуационными) (ч.3 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») и иные нарушения.
Таким образом, ООО «Очаг Добра» в лице директора ФИО1 нарушены обязательные требования санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью престарелых граждан и инвалидов, пребывающих в пансионате.
Осуществление ООО «Очаг Добра» деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания с нарушением законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые могут обратиться к ООО «Очаг Добра» для заключения договоров возмездного оказания услуг.
В то же время, пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения прав и интересов граждан, согласно ст.12 ГК РФ, является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ч.2 ст.1065 ГК РФ).
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд также принимает во внимание, что в настоящее время деятельность ООО «Очаг Добра» по указанному адресу прекращена, что подтверждается актом приема-передачи помещения от 30 апреля 2023 года и соглашением о расторжении договора аренды, однако в целях недопущения возобновления указанной деятельности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенным требованиям.
Исходя из положений ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины, взысканной с ответчика, в доход местного бюджета должен составлять 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░» (░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░/░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.