Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 4 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Кабировой Е.В., Тумашевич Н.С.,
при секретаре Максимчуке В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе А.К., О.К,, А.А., действующей также в интересах несовершеннолетнего А.А. на решение Ломоносовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований А.К., О.К,, А.А., действующей также в интересах несовершеннолетнего А.А. к федеральному государственному казенному учреждению «Войсковая часть 61240» о признании нуждающимися в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения А.К., О.К,, представителя А.А., действующей также в интересах А.А. – А.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФГКУ «Войсковая часть 61240» - Гусевой В.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
А.К., О.К,, А.А., действующая также в интересах несовершеннолетнего А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в Ломоносовский районный суд <адрес> с исковым заявлением к ФГКУ «Войсковая часть 61240» о признании нуждающимися в жилом помещении и об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указывали, что А.К. и О.К, являются бывшими военнослужащими, имеют общую продолжительность военной службы А.К. - более 36 лет, О.К, - более 21 года.
А.К. - ДД.ММ.ГГГГ, а О.К, - ДД.ММ.ГГГГ уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста.
Во время прохождения службы, ДД.ММ.ГГГГ А.К. обратился в жилищную комиссию войсковой части 61240 с заявлением о принятии на учет его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ А.К. и члены его семьи были приняты на учет с последующим распределением и предоставлением им 2-х комнатной квартиры, общей площадью 56,6 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено, А.К. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в связи с установлением сведений об отчуждении имевшегося в собственности А.К. недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ А.К. и членам его семьи для временного проживания было предоставлено служебное жилье: квартира, площадью 71,30 кв.м., по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, из которого они впоследствии были выселены без предоставления другого помещения, на основании вступившего в законную силу решения Ломоносовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени истцы не обеспечены жильем, А.К. и О.К, обратились к ответчику с заявлениями о признании их нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако в удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на то, что в настоящее время А.К. и О.К, служащими войсковой части не являются.
Ответчиком представлены возражения на исковое заявление, в которых указывал, что истцы как проходящие военную службу, на основании заявления А.К. были поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. При проведении проверки было установлено, что А.К. являлся правообладателем 2/3 долей в квартире, общей площадью 53,5 кв.м., которая была отчуждена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. менее 5 лет назад, поэтому на учет истцы были поставлены в нарушение положений ст. 53 ЖК РФ, на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцы были сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На момент увольнения истцы не имели право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в настоящее время они военнослужащими не являются, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется /л.д. 41-49/.
Решением Ломоносовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцы не согласились с постановленным решением суда, представили апелляционную жалобу, в которой просили его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывали, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что А.К. и члены его семьи были признаны нуждающимися в жилом помещении, однако были сняты с учета в связи с установлением сведений не позволяющих состоять на учете нуждающихся. Однако суд не учел, что при переезде в <адрес>, в связи с прохождением военной службы, он с членами своей семьи освободил занимаемое жилое помещение в военном городке. В настоящее время А.К. и члены его семьи не имеют жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма, что соответствует критериям, установленным ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
Представителем ответчика представлены возражения на апелляционную жалобу, полагает решение суда является обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
На основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно разъяснениям, изложенных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, обязанность по организации учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, в соответствии с которой правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ.
Согласно пунктам 3, 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Пунктом 11 вышеназванной Инструкции предусмотрено право уволенных военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, что А.К. проходил военную службу по контракту в войсковой части 61240 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.57/. О.К, проходила военную службу по контракту в войсковой части 61240 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.58/.
А.А. военную службу по контракту в войсковой части 61240 не проходила, трудовыми отношениями не связана /л.д.60/.
Согласно решению Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, имеющему для разрешения настоящего спора преюдициальное значение, А.К. было отказано в удовлетворении заявления к федеральному государственному казенному учреждению «Войсковая часть 61240» об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ /л.д.50-55/.
ДД.ММ.ГГГГ А.К. и члены его семьи в принудительном порядке были выселены из служебного жилого помещения в закрытом военном городке по адресу: <адрес>, Ломоносовский муниципальный район, Лаголовское сельское поселение, вблизи д. Михайловка, «Октябрьский городок», <адрес> на основании решения Ломоносовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № /л.д.9-12/.
Согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ А.К., О.К,, А.А. и несовершеннолетний А.А. были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>, Ломоносовский муниципальный район, Лаголовское сельское поселение, вблизи д. Михайловка, «Октябрьский городок», <адрес> /л.д.20,59/.
Ответом Управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ О.К, о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, разъяснено, что для рассмотрения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении О.К, необходимо обратиться в жилищную комиссию органа безопасности по последнему перед увольнением месту военной службы /л.д.13/.
Ответом ФГКУ «Войсковая часть 61240» от ДД.ММ.ГГГГ на обращение П-х о принятии их и членов их семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в связи с тем, что на момент обращения с вышеуказанным заявлением заявители не имеют статус военнослужащего, на момент увольнения с военной службы в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состояли /л.д.14-15/.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене или изменению не подлежит.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у ответчика отсутствуют основания для постановки истцов на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и отказ является обоснованным и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела, и было установлено, ранее постановленными решениями, которые вступили в законную силу, на момент увольнения с военной службы истцы не имели право на обеспечение жилым помещением, в силу действовавшего законодательства являлись лицами обеспеченными жилым помещением в силу положений ст.53 ЖК РФ, поэтому в силу Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих», истцы утратили право на обеспечение их жилым помещением на основании договора социального найма и постановки их на учет в силу данного Закона, поскольку в силу ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», нуждаемость в предоставлении жилых помещений устанавливается на момент увольнения военнослужащего, истцы нуждающимися в жилых помещениях на момент увольнения признаны не были, и не могли быть в силу ст.53 ЖК РФ.
Проживание их в жилых помещениях находящихся в оперативном управлении ответчика, само по себе не свидетельствует об обязанности по обеспечению истцов жилыми помещениями, которые утратили на него право после окончания военной службы, что было подтверждено ранее постановленным решением суда о выселении истцов из служебного жилого помещения, которое они занимали в связи с прохождением военной службы.
Истцы имеют право на постановку на учет и предоставления жилого помещения на общих основаниях, в силу действующего жилищного законодательства, при условии нуждаемости в жилых помещениях и признании их малоимущими.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу А.К., О.К,, А.А., действующей также в интересах несовершеннолетнего А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Смирнов А.С.