РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2021 года п. Теплое Тепло-Огаревского района
Тульской области
Щекинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Жучковой О.А.,
при помощнике судьи Корякиной Т.А.,
с участием административного истца Пуртова А.В.,
представителя административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, заинтересованного лица УФСИН России по Тульской области по доверенностям Морсиной М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1883/2021 по административному исковому заявлению Пуртова А.В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области о признании действий незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Пуртов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области о признании действий незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований административный истец указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы, которые обязаны направлять через администрацию исправительного учреждения.
Согласно п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом МЮ РФ от 16.12.2016 года № 295 о принятии указанных почтовых отправлений выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи корреспонденции представителю исправительного учреждения. В нарушение данной обязанности прием от осужденных корреспонденции представителями администрации исправительного учреждения не производится, расписка о принятии не выдается.
Им в соответствии с установленным регламентом в почтовый ящик было помещено 17 почтовых отправлений, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В связи с отсутствием информации по данным обращением, он обращался к начальнику исправительного учреждения, на что от неизвестного сотрудника был извещен о том, что п. 1-2, 14-15 в канцелярию не поступали, по остальным обращениям сведений не представлено.
Кроме того, нарушаются сроки передачи корреспонденции операторам связи.
Так, ДД.ММ.ГГГГ им в почтовый ящик было помещено обращение в закрытом конверте Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, которое было передано оператору связи на 7 сутки после личной беседы с Уполномоченным по правам человека по Тульской области.
Таким образом, уклонение административного ответчика от исполнения требований закона, регулирующего порядок принятия от осужденного корреспонденции и фиксации данного факта, а также сроки передачи ее операторам связи привело к нарушению его прав и законных интересов на свободное направление обращений, государственную защиту и своевременный доступ к правосудию.
Просил признать действия административного ответчика незаконными, нарушающими его права, свободы и законные интересы; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании административный истец Пуртов А.В доводы административного искового заявления поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить административный иск. Пояснил, что действия административного ответчика, которые просит признать незаконными, выражаются в невыдаче расписок о получении указанной корреспонденции и не направлении данной корреспонденции получателям. Полагал, что устранение нарушений возможно в виде выдачи расписок при получении корреспонденции. Пояснил, что в настоящее время расписки о получении от осужденных обращений выдаются. Указал, что срок обжалования действий административного ответчика с ДД.ММ.ГГГГ пропущен по уважительной причине, по вине исправительного учреждения, поскольку на его заявления о списании денежных средств в счет оплаты госпошлины администрация не реагировала. Ответов на указанные им письма не поступало, что подтверждается факт их не направления.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, заинтересованного лица УФСИН России по Тульской области по доверенностям Морсина М.Х. в судебном заседании просила требования административного истца Пуртова А.В. оставить без удовлетворения, ссылаясь на пропуск процессуального срока обжалования действий административного ответчика по обращениям с ДД.ММ.ГГГГ. При этом вся корреспонденция Пуртова А.В., поданная в ДД.ММ.ГГГГ, направлена адресатам, что подтверждается журналами учета обращений, справками заведующей канцелярии и реестрами отправки. Действительно ранее действовал приказ ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области от 01.09.2014 года № 344 «Об организации работы по регистрации, обработке, и отправке корреспонденции осужденных» и расписки о получении корреспонденции осужденным не выдавались. Вместе с тем, невыдача расписок не нарушает прав административного истца, поскольку все поступившие обращения были переданы в отделение почтовой связи для доставки по принадлежности. В настоящее время действует приказ от 09.08.2021 года № 336, и выписываются осужденным расписки о получении корреспонденции.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно статье 43 УК РФ - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Лишение свободы в соответствии со ст. 56 УК РФ заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В соответствии со ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.
Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с п. п. 54, 55, 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ.
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 61 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как указано административным истцом им была помещена в почтовый ящик следующая корреспонденция, в отношении которой ему не выдавались расписки о приеме и которая не была передана операторам связи для доставки по принадлежности:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Оценивая доводы административного ответчика о пропуске процессуального срока обжалования действий административного ответчика относительно обращений Пуртова А.В. за период ноябрь 2020 года – март 2021 года, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Из разъяснений, данных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
При этом суд полагает, что срок обращения в суда с требованиями о признании незаконным действия, выразившегося в невыдаче расписок о получении корреспонденции за период с ноября 2020 года по 15.04.2021 года, с учетом направления настоящего административного искового заявления в суд 15.07.2021 года, пропущен, поскольку о том, что расписки не выписываются административный истец знал в течение нескольких дней после помещения корреспонденции в почтовый ящик.
Уважительности причин пропуска срока обжалования указанного бездействия за указанный период суду не представлено.
Доказательств в обоснование доводов административного истца о вине исправительного учреждения в невозможности обжалования действий в установленный срок в силу несписания денежных средств со счета осужденного в счет оплаты государственной пошлины, суду не представлено.
По остальным требованиям, как считает суд, срок обжалования действий не пропущен, поскольку не представляется возможным достоверно установить, когда административный истец узнал о нарушении своих прав не направлением, по его мнению, корреспонденции по принадлежности.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Доводы административного истца Пуртова А.В. о невыдаче расписок о получении корреспонденции не отрицались стороной административного ответчика и подтверждены материалом проверки Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по обращению Р.
Согласно представлению Тульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ по информации представленной ИК-7, расписки с указанием даты передачи жалоб осужденным не выдаются.
По фактам нарушений, указанных в представлении прокурора, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области проведена служебная проверка и приняты меры по недопущению впредь подобных нарушений закона.
Приказом ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области от 09.08.2021 года №336 закреплена обязанность инспектора оперативного отдела по проверке корреспонденции выписывать расписки осужденным о получении данной корреспонденции.
Факт того, что в настоящее время расписки о получении корреспонденции осужденным выписываются, административным истцом не оспаривался.
При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для возложения на административного ответчика обязанности, направленной на устранение нарушения прав административного истца, в виде выдачи расписок осужденным, поскольку они восстановлены на момент рассмотрения судом дела.
Разрешая требования о признании действий в виде не направления обращений административного истца по принадлежности, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Пуртовым А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ направлены обращения в различные суды и органы государственной власти через администрацию ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, в том числе: <данные изъяты>
Данные обращения были зарегистрированы в «Журнале № учета исходящих закрытых обращений осужденных в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области за 2020 года», «Журнале № учета обращений, заявлений и жалоб осужденных за 2021 года», согласно которым:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Данные обстоятельства также подтверждаются справкой об отправке закрытых писем осужденным Пуртовым А.В. за 2020-2021 год.
Поскольку ПВР исправительного учреждения не регламентирует, каким видом отправлений администрация направляет предложения, заявления, жалобы осужденных (при отсутствии на их лицевом счете денежных средств), отправления были направлены простой почтой.
Согласно пп. "а" п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года N 234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на несколько категорий, в том числе простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении.
Согласно представленным в материалы дела реестрам отправления корреспонденции через почтовое отделение были зарегистрированы и направлены простой почтой обращения Пуртова А.В., адресованные в различные органы государственной власти через администрацию ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области.
При этом судом установлено отсутствие данных о том, что Пуртовым А.В. ДД.ММ.ГГГГ подавалось обращение в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - два обращения в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты>, исковое заявление в Щекинский районный суд, журнал «Журнал № учета исходящих закрытых обращений осужденных в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области за 2020 года» соответствующей информации не содержит. Доказательств передачи таких обращения сотрудникам исправительного учреждения административным истцом не предоставлено.
Оснований признания вышеуказанных доказательств не допустимыми у суда нет, и они не опровергнуты в суде иными достоверными доказательствами.
По смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит только нарушенное право, при этом согласно статье 62 этого же процессуального закона, по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением или действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
Поскольку ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области выполнило со своей стороны все необходимое для своевременного направления почтовой корреспонденции Пуртова А.В. согласно представленным доказательствам в деле, несвоевременное поступление обращений Пуртова А.В., если таковое имело место быть, не повлекло за собой правовых последствий в виде нарушения процессуальных или имущественных прав административного истца, не создало препятствий к обжалованию судебных актов, обращений или необходимости восстанавливать в судебном порядке пропущенный процессуальный срок в связи с чем, и в силу приведенных выше норм административного процессуального законодательства, суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика не являются незаконными.
Доводы административного истца о том, что в ряд организаций не поступили его обращения, что свидетельствует о не направлении административным ответчиком его обращений, суд полагает возможным отклонить, поскольку не поступление ответов на обращения и неполучение ряда его обращений не свидетельствует о незаконности действий со стороны административного ответчика.
При разрешении настоящего спора, суд исходит из того, что нарушение прав и свобод административного истца является необходимым основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений административного ответчика. Отсутствие таких нарушений является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Поскольку поступившие обращения Пуртова А.В. административным ответчиком направлены по принадлежности, право административного истца на момент рассмотрения судом спора было восстановлено, а именно, расписки о приеме корреспонденции осужденному выдаются, иного способа, а равно восстановления данного права в большем объеме решение суда не порождает, то основания для удовлетворения требований административного иска отсутствуют, так как права заявителя направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы не нарушены.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца Пуртова А.В. и отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Пуртова А.В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области о признании действий незаконным, обязании устранить допущенные нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06.09.2021 года.
Председательствующий подпись