Дело № 2-166/20
42RS0016-01-2019-002278-48
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Аксиненко М.А.,
при секретаре судебного заседания Прохоренко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 20 февраля 2020 г. гражданское дело по иску Гороховой Татьяны Владимировны, Лебедевой Нины Степановны, Сафаровой Анны Васильевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Горохова Т.В., Лебедева Н.С., Сафарова А.В. обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» (далее ООО «ЭкоТек») о защите прав потребителей. Требования мотивированы тем, что они являются жителями домов, расположенных в частном секторе по <адрес>. ООО «ЭкоТек» за период 2018-2019 г. им были выставлены счета за вывоз мусора, которые Горохова Т.В. оплатила в размере 1 701, 52 руб. Однако, ответчик фактически услуги по вывозу мусора им не оказывает, так как в нарушение требований закона на расстоянии, не превышающем 100 метров от домов истиц, контейнеры для сбора мусора отсутствуют. В связи с чем, просили: обязать ООО «ЭкоТек» установить контейнеры для сбора бытового мусора на расстоянии, не превышающем 100 метров от домов истиц; признать незаконными начисление денежных средств за вывоз мусора Лебедевой Н.С. в размере 4 355, 56 руб., Сафаровой А.В. в размере 5 807, 38 руб.; произвести возврат оплаченных Гороховой Т.В. денежных средств в размере 1 701, 54 руб.; взыскать с ответчика в пользу истиц компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Определением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 14.01.2020 г. произведена замена истицы Лебедевой Н.С. на Криволапову Е.В. (т.1 л.д. 137).
В ходе рассмотрения дела истицы уточнили исковые требования, просят признать незаконными и обязать ответчика ООО «ЭкоТек» прекратить ежемесячные начисления за не оказываемую коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.07.2018 г. до момента начала оказания услуги. Истица Горохова Т.В. также просит суд взыскать с ответчика 1 701, 52 руб., оплаченные ею ответчику за данную услугу, взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб. Истица Сафарова А.В. просит взыскать с ООО «ЭкоТек» компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. Истица Криволапова Е.В. просит взыскать с ответчика оплаченные ею 4 355, 56 руб. В части возложения на ООО «ЭкоТек» обязанности по установлению контейнеров по сбору мусора на расстоянии, не превышающем 100 метров до их домов, исковые требования поддержали. Пояснили также, что не имеют возможности пользоваться контейнерами для мусора, поскольку ближайший из них на <адрес> установлен на значительном расстоянии от их домов. Прямой дороги до данного контейнера не имеется. Для того, чтобы добраться до контейнера, необходимо перейти через дорогу с оживленным автомобильным движением, затем через мост, так как контейнер находится на другом берегу реки. Поэтому передвижение до контейнера с пакетами мусора очень затруднительно. В связи с чем, контейнерами для сбора мусора они не пользуются. В связи с чем, полагают, что услуга по обращению с ТКО им надлежащим образом не оказывается. Образовавшийся мусор они сжигают, сдают в металлолом, используют в качестве удобрения и т.д.
Представитель ответчика ООО «ЭкоТек» ФИО10, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» Кемеровской области, заключенного между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса КО и ООО «ЭкоТек», ответчику присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами сроком на 10 лет. В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами является публичным для регионального оператора. Пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми бытовыми отходами предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещать потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Указанная обязанность ответчиком была исполнена. Кроме того, в декабре 2018 г. ООО «ЭкоТек» размещено предложение о заключении договора с региональным оператором в газете «Кузбасс». В связи с чем, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в законную силу на 16-й рабочий день после размещения предложения на официальном сайте ООО «ЭкоТек». Плата за коммунальные услуги, к которым относится услуга по обращению с ТКО, вносится ежемесячно. Ответственность за организацию мест (площадок) накопления ТКО несут органы местного самоуправления и собственники отходов, которые вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением об установке контейнера в районе их проживания либо самостоятельно установить контейнер, приобретя его в собственность. Законодательством РФ прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО. Согласно информации Региональной энергетической комиссии КО расходы на приобретение контейнеров в тарифах по обращению с ТКО 2018-2019 г. отсутствуют и не будут в них включены. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2019 г. на регионального оператора не возложена. Организация и содержание контейнерной площадки невозможны без наличия на ней контейнера, который является неотъемлемой частью площадки. Для жителей <адрес> установлен контейнер по адресу: <адрес>. Кроме того, имеются контейнеры на <адрес>, <адрес> <адрес>, которыми могут пользоваться истицы. Вывоз мусора из указанных контейнеров подтверждается данными геолокации, актами выполненных работ по договору, заключенному ответчиком с ООО «ЭкоГрад», который является перевозчиком ТКО. То, что надлежащим образом не организованы места сбора твердых бытовых отходов, не подтверждает, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором не оказывается. Истицы не лишены права самостоятельно организовать площадку для сбора ТКО либо обратиться с указанным требованием в орган местного самоуправления. Они могут использовать любые мусорные контейнеры, установленные на территории зоны «юг» Кемеровской области. Иных способов вывоза ТКО, кроме использования контейнеров, в Кемеровской области не предусмотрено. Деятельность ООО «ЭкоТек» была проверена ГЖИ по КО. Однако, каких-либо нарушений, в связи с предоставлением услуг по вывозу мусора в районе улиц <адрес> г. Новокузнецка установлено не было. Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется на лицевой счет, который привязан к конкретному дому, и при смене собственника лицевой счет не меняется.
Представитель третьего лица Комитета Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Новокузнецка ФИО11, действующий на основании доверенности, мотивированных возражений относительно исковых требований не представил. Не оспаривал, что контейнер для сбора мусора вблизи домов истиц на расстоянии, предусмотренном санитарными нормами и правилами, отсутствует. Пояснил, что в силу сложившейся застройки в районе нахождения домов, где проживают истицы, а также действующих в настоящее время СанПин, установить контейнеры в соответствии с требованиями законодательства не представляется возможным, так как отсутствуют места, пригодные для размещения контейнерных площадок. Установка контейнеров без соблюдения санитарных норм повлечет реакцию со стороны надзорных органов с требованием убрать контейнеры, а в случае неисполнения требований, административную ответственность. Полагает, что возможно организовать сбор мусора посредством использования пакетов.
Представитель третьего лица Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка ФИО12, действующая на основании доверенности, мотивированных возражений относительно исковых требований не представила. Пояснила, что органами местного самоуправления организованы площадки для сбора ТКО на <адрес> в районе домов № №. Не оспаривала, что расстояния, на которых расположены указанные контейнеры, не соответствуют установленным нормам. Однако, организовать площадки для сбора ТКО в соответствии с требованиями СанПин объективной возможности нет, в связи с особенностями застройки и расположения частного сектора в районе <адрес>. Полагает, что возможна реализация иного способа сбора мусора – в пакеты.
Представитель третьего лица Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя Администрации г. Новокузнецка ФИО13, действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. В судебном заседании, состоявшемся 05.02.2020 г., представитель Администрации г. Новокузнецка ФИО13 не возражала против заявленных исковых требований. Пояснила, что обязанность по установке контейнеров для сбора ТКО возложена на регионального оператора. Органы местного самоуправления только организуют площадки для сбора ТКО и обеспечивают их содержание. При невозможности установления контейнеров предусмотрены иные способы сбора ТКО, в том числе, с использованием пакетов.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, и рассмотрев иск в пределах заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с ч.3, 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, истицам на праве собственности принадлежат жилые дома: Гороховой Т.В. по <адрес>, Криволаповой Е.В. по <адрес>, Сафаровой А.В. по <адрес> (т.1 л.д. 82-87, 133-134).
Начиная с июля 2018 г. собственникам указанных домов производятся начисления платежей за предоставление услуги по обращению с ТКО, что подтверждается выписками из лицевых счетов, квитанциями (т.1 л.д. 158-160, 170-174, 198-199).
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 г. № 354. (далее Правила № 354), которыми урегулированы, в том числе отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу п. 2 Правил № 354 потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно, с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам… (п.3 Правил).
Согласно пункту 148(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В силу пункта 148(21) Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, действует до даты (включительно) прекращения предоставления указанной коммунальной услуги соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Пунктом 148(22) Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; б) заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать, в том числе: региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт 3).
Согласно пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно статье 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 27.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Пунктом 8(4) Правил № 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Согласно пункту 9 Правил № 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления ТКО.
Согласно пункту 10 Правил № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование таких отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Выполнение коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 г. № 367 предусмотрено разделение территории Кемеровской области на две зоны деятельности региональных операторов: «Юг» и «Север».
С 1 июля 2018 г. в зоне «Юг», куда входят города Новокузнецк, Прокопьевск, Осинники, Калтан, Киселевск, Мыски, Междуреченск, Краснобродский, муниципальные районы: Новокузнецкий, Прокопьевский, Таштагольский, осуществляет свою деятельность региональный оператор по обращению с ТКО. Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории зоны «Юг» Кемеровской области заключено Департаментом ЖК и ДК Кемеровской области с региональным оператором ООО «ЭкоТек». Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, 01.07.2018г.
Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для жителей муниципального образования Город Новокузнецк является ООО «ЭкоТек».
В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" (вместе с "СанПиН 2.1.7.3550-19, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20, расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки <7> и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками <8> (за исключением бункеров) (п.2.3).
Из представленных суду доказательств следует, что контейнеры для сбора ТКО по адресам: <адрес>, а также в непосредственной близости к жилым домам не установлены. Не имеется также контейнеров для сбора ТКО на расстоянии, предусмотренном санитарными нормами и правилами. Согласно схемам участка местности, данных о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, ближайший к домам истиц контейнер для сбора мусора по <адрес> установлен по прямой на расстоянии 170 м. от <адрес> (ранее до мая 2019 г. расстояние составляло 130 м) (т.2 л.д.1-6), что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований". При этом, прямая дорога до данного контейнера отсутствует. Для того, чтобы воспользоваться контейнером, жителям указанных домов необходимо пересечь проезжую часть, а также реку, то есть фактическое расстояние от домов истиц до указанного контейнера, значительно превышает нормативно установленное.
Копии договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с жителями указанных домов не предоставлены в виду их отсутствия.
Соглашения об ином способе утилизации ТКО (без использования контейнеров) сторонами не достигнуто. Данные обстоятельства никем из участников процесса не оспариваются.
В качестве доказательства оказания услуги по обращению с ТКО представителем ответчика предоставлены договор на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов № 22-18/ЭТ, заключенный 02.02.2018 г. между ООО «ЭкоТек» и ООО «ЭкоГрад», с дополнительным соглашением № 1 к указанному договору от 29.06.2018 г., отчеты по геолокации, а также акты выполненных работ со счет-фактурами (т.1 л.д.34-41, 161-169, 204-250, т.2 л.д. 7-57).
Требования СанПин 2.1.7.3550-19 являются едиными для всех хозяйствующих субъектов на территории РФ. Их соблюдение, в том числе, в части ограничений расстояний от контейнерных площадок до жилых зданий, свидетельствует о надлежащем оказании услуги по обращению с ТКО.
Однако, с учетом того, что контейнеры для сбора мусора установлены без соблюдения установленных санитарными правилами норм, и истцы фактически не имеют реальной возможности пользоваться данной услугой, суд приходит к выводу, что ответчиком по адресам: <адрес> услуга по обращению с ТКО фактически не оказывается. Доказательств того, что истицы пользуются какими-либо контейнерами для сбора мусора, суду не представлено. То, что ООО «ЭкоТек» организует работы только по сбору, транспортировке и утилизации бытового мусора из размещенных на территории г. Новокузнецка контейнеров, не подтверждает доводов представителя ответчика о том, что ООО «ЭкоТек» оказывает указанную услугу истицам. В связи с чем, по мнению суда, ООО «ЭкоТек» незаконно производит начисления за данную услугу собственникам домов №, №, № по <адрес>, поскольку правовые и фактические основания для взимания с жителей указанных домов платы у ответчика отсутствуют.
В силу п. 149 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п.150 Правил).
У суда не имеется оснований согласиться с доводами представителя ответчика о том, что договоры между ООО «ЭкоТек» и истицами считаются заключенными, в связи с тем, что собственниками домов №, №, № по <адрес> частично оплачены выставленные ответчиком счета.
Нормами законодательных актов понятие конклюдентных действий не установлено, однако, определение данных действий можно вывести из анализа положений Гражданского кодекса РФ.
Конклюдентные действия - это поведение, которое выражает согласие с предложением контрагента заключить, изменить или расторгнуть договор. Действия состоят в полном или частичном выполнении условий, которые предложил контрагент (ст. 158, 159, 435, 438 ГК РФ).
Абз. 2 п.148 (21) Правил № 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Однако, в связи с тем, что услуга по обращению с ТКО истицам фактически не оказывается, не имеется оснований полагать, что договор был заключен путем совершения конклюдентных действий. Сама по себе частичная оплата выставленных счетов не может свидетельствовать о том, что сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В связи с чем, подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на ответчика обязанности по прекращению начислений за неоказываемую истицам коммунальную услугу.
Размещение региональным оператором в газете «Кузбасс» и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текста типового договора (т.1 л.д. 54-58) не является доказательством оказания истицам услуги по обращению с ТКО.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что услуга по обращению с ТКО истицам надлежащим образом не оказывается, они, как потребители услуги в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» вправе потребовать полного возмещения убытков, то есть возврата оплаченных сумм.
Как следует из представленных суду платежных квитанций, Гороховой Т.В. было оплачено ООО «ЭкоТек» начисленные ей ответчиком в счет оказания услуги по обращению с ТКО денежные средства в размере 1701, 52 руб. (т.1 л.д. 182-195), что также подтверждается выпиской из лицевого счета (т.1 л.д. 159), не оспаривается представителем ответчика.
Таким образом, указанная сумма подлежит взысканию с ООО «ЭкоТек» в пользу Гороховой Т.В.
Суд не находит оснований для взыскания в пользу Криволаповой Е.В. уплаченной ООО «ЭкоТек» суммы в размере 4 355, 56 руб., поскольку, как следует из представленного истицей чека-ордера, данная сумма была оплачена Лебедевой Н.С., а не Криволаповой Е.В. (т.1 л.д. 197). Доказательств иного суду не представлено.
Требований о возврате уплаченных платежей за оспариваемую услугу истицей Сафаровой А.В. заявлено не было.
Пунктом 13(1) Правил № 1156 предусмотрено, что региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема, о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Согласно «Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходам», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Анализ приведенных выше положений позволяет суду сделать вывод, что именно региональный оператор несет бремя покупки и размещения контейнеров для сбора ТКО.
Наличие информации, предоставленной Председателем региональной энергетической комиссии Кемеровской области о том, что в тарифах 2018-2019 года ООО «ЭкоТек» расходы на приобретение контейнеров отсутствуют и не будут включены, не освобождает ответчика от выполнения обязанности по установке контейнеров.
Вместе с тем, по мнению суда, не подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на ООО «ЭкоТек» обязанности по установке контейнеров на расстоянии не более 100 метров от домов №, №, № по <адрес> по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О судебном решении").
Согласно информации руководителя Администрации Куйбышевского района <адрес> г. Новокузнецка органами местного самоуправления организованы площадки для сбора ТКО по адресам: <адрес> (т. 1 л.д. 72).
В соответствии с актом, составленным комиссией в составе главного специалиста КЖКХ Администрации г. Новокузнецка ФИО11, начальника отдела ЖКХ Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка ФИО14, инспектора ООО «ЭкоТек» ФИО15, новые места накопления ТКО на <адрес> в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами определить невозможно, поскольку расстояние от забора до забора вдоль улицы составляет менее 15 метров. Также невозможно обеспечение проезда спецтехники, ввиду отсутствия такового (т. 1 л.д. 151).
Информация, изложенная в акте, подтверждается предоставленной суду съемкой участка местности, из которой следует, что, в связи с плотной застройкой домов в частном секторе на <адрес> и примыкающих к ней улицах, а также наличием красной линии вдоль <адрес>, установка контейнеров для сбора ТКО с соблюдением действующих СанПин 2.1.7.3550-19 в части расстояний от контейнерных площадок до жилых зданий, границ земельных участков под индивидуальную жилую застройку, невозможна.
Таким образом, возложение на ООО «ЭкоТек» обязанности по установке контейнеров для сбора ТКО приведет к нарушению действующих санитарных норм и правил и соответственно, к ущемлению прав участников гражданского оборота.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 предусмотрены иные способы накопления и складирования ТКО, в том числе в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Однако, соответствующих исковых требований истицами заявлено не было. Рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности по установке контейнеров для сбора ТКО.
Вместе с тем, доводы представителя ООО «ЭкоТек» о том, что Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 (п.15) запрещено складирование ТКО вне контейнеров, основаны на неверном толковании положений Правил, поскольку из правового смысла и системного толкования указанных выше норм в совокупности, следует, что не допускается складирование ТКО вне контейнеров при их наличии и отсутствии возможности реализации иного способа, предусмотренного законодательством РФ, в том числе складирования ТКО в пакеты и иные емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При этом, сам факт признания того, что права потребителя нарушены, является основанием для возмещения морального вреда. С учетом характера, длительности периода нарушения прав истиц Гороховой Т.В., Сафаровой А.В., выразившихся в том, что при фактическом неоказании коммунальной услуги ответчиком в их адрес выдвигались требования о ее оплате (т.1 л.д 5, 90), в результате чего они вынуждены были обратиться в суд за защитой законных прав и интересов, с ООО «ЭкоТек» следует взыскать компенсацию морального вреда по 500 рублей в пользу каждой.
Истица Криволапова Е.В. исковых требований о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда не заявляла.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п. 46 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.02.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Поскольку ответчик до настоящего времени в добровольном порядке не удовлетворил требования истиц о прекращении начислений и возврате уплаченных сумм, с ООО «ЭкоТек» в пользу Гороховой Т.В. следует взыскать штраф в размере 1 101, 26 руб. (1702, 52 руб. + 500 руб.)/2.
В пользу Сафаровой А.В. следует взыскать штраф в размере 250 руб. (500 руб./2).
Ввиду того, что какие-либо суммы в пользу Криволаповой Е.В. судом взысканы не были, штраф в ее пользу взысканию не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом того, что истицы, в соответствии со ст. 333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. ст. 333.19., 333.20 НК РФ, исходя из объема удовлетворенных требований каждой из них, как имущественного, так и не имущественного характера, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 200 руб. (300 руб.+ 300 руб. + 300 руб. (от исковых требований неимущественного характера, заявленных каждой истицей)+ 400 руб. (от имущественных исковых требований).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными и обязать Общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» прекратить начисления платежей за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресам: <адрес> (лицевой счет №), <адрес> (лицевой счет №), <адрес> (лицевой счет: №).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» в пользу Гороховой Татьяны Владимировны 1 702 (одну тысячу семьсот два) рубля 52 копейки.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» в пользу Гороховой Татьяны Владимировны, Сафаровой Анны Васильевны компенсацию морального вреда по 500 (пятьсот) рублей в пользу каждой.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» штраф в пользу Гороховой Татьяны Владимировны в размере 1 101 (одна тысяча сто один) рубль 26 копеек, в пользу Сафаровой Анны Васильевны в размере 250 (двести пятьдесят) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» в доход муниципального образования Новокузнецкий городской округ государственную пошлину в размере 1200 (одна тысяча двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда изготовлено 25 февраля 2020 года