Решение по делу № 2а-143/2022 от 11.02.2022

Дело № 2а-143/2022

УИД 45RS0006-01-2022-000155-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Каргаполье 11 марта 2022 г.

Судья Каргапольского районного суда Курганской области Киселева Н.С.,

при секретаре судебного заседания Леонтьевой А.Л.,

с участием представителя административного истца Администрации Каргапольского района – Мурзиной А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Каргапольского района к Межрайонному отделению по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация Каргапольского района обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделению по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области (далее - МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области) об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование административного иска указала, что в МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области на исполнении находится исполнительный лист № 036097338 от 14 сентября 2021 г., выданный Каргапольским районным судом Курганской области о возложении на Администрацию Каргапольского района обязанности предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Муниципального образования Каргапольский район, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 12 кв.м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. Указывает, что в собственности Каргапольского района отсутствуют свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда. В 2021 году из государственной собственности в муниципальную было передано 17 жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые в кратчайшие сроки были предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, 5 квартир было предоставлено с согласия лиц указанной категории в г. Щучье. В том числе жилое помещение 7 декабря 2021 г. было предоставлено ФИО3 по договору специализированного найма. Административный истец по независящим от него причинам не смог своевременно исполнить решение суда и МОСП по ИОИП УФССП по Курганской области 18 октября 2021 г. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. и об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного производства – до 21 декабря 2021 г. Данное постановление поступило в Администрацию Каргапольского района по почте 1 февраля 2022 г. Таким образом, на момент поступления постановления судебного пристава-исполнителя в Администрацию Каргапольского района судебное решение уже было исполнено, соответствующая информация была направлена в отделение судебных приставов посредством электронной почты.

Просит освободить Администрацию Каргапольского района от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 18 октября 2021 г. по исполнительному производству № 52253/21/45028-ИП.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Каргапольского района - Мурзина А.П., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление поддержала, дала объяснения согласно доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц с учетом положения ст. 150 Кодекса административного производства Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федерального закона «Об исполнительном производстве») согласно ч. 1 ст. 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Судом установлено, что решением Каргапольского районного суда Курганской области от 11 августа 2021 г. удовлетворены исковые требования прокурора Каргапольского района в интересах ФИО3 к Администрации Каргапольского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение. На Администрацию Каргапольского района возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенное на территории муниципального образования Каргапольский район Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 12 кв.м., приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

Решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 14 сентября 2021 г.

На основании указанного судебного акта 4 октября 2021 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломовой Е.В. 4 октября 2021 г. в отношении должника - Администрации Каргапольского района Курганской области возбуждено исполнительное производство № 52253/21/45028-ИП. Должнику установлен 5 - дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В установленный срок требования исполнительного документа административным истцом не исполнены, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем МОСПА по ИОИП УФССП России по Курганской области по данному исполнительному производству в отношении должника вынесено постановление от 18 октября 2021 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Должнику - Администрации Каргапольского района Курганской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 21 декабря 2021 г.

В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 13-П от 30 июля 2001 г. «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающий исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случая обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, как требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающий из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Часть 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При этом, основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Таким образом, в силу прямого предписания в законе, вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Администрация Каргапольского района принимает все возможные усилия для исполнения судебного решения по предоставлению жилья гражданам.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.

Специфика состоит в том, что Администрация Каргапольского района была обязана предоставить ФИО3 по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, которое должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и впоследствии передано в муниципальную собственность.

Таким образом, возможность исполнения судебного акта была поставлена в прямую зависимость от приобретения жилья Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области. Административным истцом представлены суду доказательства, свидетельствующие о том, что к моменту истечения пятидневного срока жилые помещения в муниципальную собственность не передавались. Соответственно реальная возможность исполнения решения суда в пятидневный срок отсутствовала.

Учитывая изложенное, вины Администрации Каргапольского района в неисполнении решения суда при недостаточности финансирования, судом не усматривается.

Таким образом, суд считает взыскание исполнительского сбора с административного истца при отсутствии его вины необоснованным и полагает возможным освободить Администрацию Каргапольского района от его уплаты.

Кроме того, постановлением Администрации Щучанского района № 856 от 7 декабря 2021 г. ФИО3 предоставлена из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования Щучанского района квартира общей площадью 55,9 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> и заключен с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Администрации Каргапольского района удовлетворить.

Освободить Администрацию Каргапольского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломовой Е.В. от 18 октября 2021 г. в рамках исполнительного производства№ 52253/21/45028-ИП.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области.

Судья Н.С. Киселева

Мотивированное решение изготовлено 14.03.2022

Судья Н.С. Киселева

2а-143/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Каргапольского района
Ответчики
Межрайонное отделение по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области
Другие
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области Ломова Е.А.
Суд
Каргапольский районный суд Курганской области
Судья
Киселева Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
kargapolsky.krg.sudrf.ru
11.02.2022Регистрация административного искового заявления
14.02.2022Передача материалов судье
14.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее