Решение по делу № 2-629/2024 от 06.08.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Южа Ивановской области                                                               06 сентября 2024 года

Палехский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Бугаевой С.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Южского района Ивановской области ФИО2,

представителя ответчика - администрации Южского муниципального района Ивановской области ФИО3,

представителя третьего лица – отдела образования администрации Южского муниципального района Ивановской области – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокуратуры Южского района Ивановской области к муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>», администрации Южского муниципального района Ивановской области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Южского района Ивановской области обратилась с иском в суд к муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>», администрации Южского муниципального района Ивановской области об обязании совершить определенные действия, с учетом уточнения заявленных требований просил:

- обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить проведение работ по ремонту оборудования котельной и системы отопления муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>;

Как следует из представленного искового заявления, прокуратурой Южского района проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в муниципальном казенном образовательном учреждении «<данные изъяты>).

Установлено, что МКОУ <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: <адрес> Здание, расположенное по указанному адресу, принадлежит ему на праве оперативного управления. Собственником здания является Южский муниципальный район Ивановской области.

В соответствии со сводным сметным расчетом стоимости требуется проведение работ по комплексному капитальному ремонту здания котельной МКОУ <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> общей стоимостью <данные изъяты>

Состояние котельной МКОУ <данные изъяты> не отвечает требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружения, имеется вероятность невозможности обеспечения работы котельной в требуемом режиме, что приведет к нарушению прав граждан и срыву образовательного процесса.

Вместе с тем, со стороны МКОУ <данные изъяты>, районного отдела образования и администрации Южского муниципального района Ивановской области надлежащих мер, направленных на проведение работ по ремонту оборудования котельной и системы отопления МКОУ <данные изъяты>, не принято, денежные средства на ремонт не выделены.

Учредителем МКОУ <данные изъяты> и его собственником является Южский муниципальный район Ивановской области. Функции и полномочия учредителя от имени Южского муниципального района Ивановской области осуществляет отдел образования администрации Южского муниципального района Ивановской области. Функции и полномочия собственника имущества от имени Южского муниципального района Ивановской области осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Южского района Ивановской области ФИО2 заявила ходатайство о прекращении иска в части возложения обязанности на администрацию Южского муниципального района в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к финансированию расходов на выполнение работ по ремонту оборудования котельной муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, включая ремонт системы отопления данного образовательного учреждения, ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. Отказ от иска принят судом, ДД.ММ.ГГГГ вынесено соответствующее определение. Требования о возложении обязанности на муниципальное казенное образовательное учреждение «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить проведение работ по ремонту оборудования котельной и системы отопления муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> поддержала в полном объеме.

Представитель администрации Южского муниципального района <адрес> ФИО3, представитель муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>» ФИО4, представитель третьего лица – отдела образования администрации Южского муниципального района Ивановской области ФИО5 требования прокурора в части выполнения работ по ремонту оборудования котельной и системы отопления муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> признали, так как состояние котельной образовательной организации не отвечает требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружения, имеется вероятность невозможности обеспечения работы котельной в требуемом режиме, что приведет к нарушению прав граждан и срыву образовательного процесса.

Представитель третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области ФИО6 разрешение требований прокурора оставила на усмотрение суда. Пояснила, что в соответствии с переданными полномочиями собственника имущества комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области осуществляет только учет муниципального имущества, а также юридические действия по закреплению на праве хозяйственного ведения и оперативного управления такого имущества. В полномочия данной организации не входит содержание муниципального имущества, финансирование на данную строку расходов из местного бюджета никогда не выделялось.

Представитель третьего лица – департамент образования и науки Ивановской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не направил.

Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующим выводам.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла ст.ст. 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Как следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Как указано в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Из материалов гражданского дела следует, что МКУ <данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ(т. 2 л.д. 159-167).

В соответствии с п. 1.3 Устава МКОУ <данные изъяты> (далее – Устав) учредителем школы является Южский муниципальный район Ивановской области (т. 1 л.д. 189).

Как следует из п. 1.10 Устава, финансовое обеспечение деятельности МКОУ <данные изъяты> осуществляется за счет средств бюджета Южского муниципального района Ивановской области на основании утвержденной бюджетной сметы (т. 1 л.д. 189).

Согласно п. 2.10 Устава МКОУ <данные изъяты> при реализации образовательных программ образовательное учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

На основании постановления администрации Южского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ за МКОУ <данные изъяты> на праве оперативного управления закреплено нежилое здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>.

Целями правового регулирования отношений в сфере образования, как это предусмотрено ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

В силу требований ч.ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а именно, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить в организации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.

В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (п. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21).

В п. 27 СанПиН 1.2.3685-21 установлены показатели, характеризующие микроклимат, которыми в частности являются: - допустимая температура воздуха; - относительная влажность воздуха; - скорость движения воздуха.

Согласно п. 98 СанПиН 1.2.3685-21 допустимые величины параметров микроклимата в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи изложены в таблице 5.34. При оценке допустимой температуры воздуха учитывают диапазоны допустимых значений температуры помещений приведены для холодного периода года; в теплый период года для всех типов помещений верхняя граница допустимой температуры воздуха может достигать не более 28 °C, нижняя граница идентична холодному периоду года; при отсутствии детей в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

Исходя из показателей, указанных в таблице 5.34 СанПиН 1.2.3685-21, в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей старше 7 лет и молодежи в учебных помещениях, кабинетах, аудиториях микроклимат должен соответствовать требованиям от +18 до +24 °C.

Несоблюдение параметров микроклимата в помещениях может способствовать распространению инфекций.

Как следует из материалов прокурорской проверки, состояние оборудования котельной МКОУ <данные изъяты> не отвечает требованиям действующего законодательства о безопасности пребывания несовершеннолетних обучающихся, имеется вероятность невозможности обеспечения работы котельной в требуемом режиме, что приведет к нарушению прав граждан и срыву образовательного процесса.

Из представленного акта от 12.01.2024, ООО «Тепло Людям.Южа» в рамках муниципального контракта по техническому обслуживанию оборудования газовой котельной по вышеуказанному адресу, осуществлено проведение необходимого обследования, в ходе которого установлено локальное нарушение ЛКП (повреждение целостности антикоррозионного покрытия) на участках трубопроводов, локальная наружняя коррозия на трубопроводах контура теплоснабжения и подпитки, отсутствие тепловой изоляции трубопроводов контура теплоснабжения, локальное нарушение ЛКП (повреждение целостности антикоррозионного покрытия) внутреннего газопровода, локальное нарушение ЛКП (повреждение целостности антикоррозионного покрытия) дымовой трубы, неисправное состояние системы регулирования температуры теплоносителя (погодозависимая автоматика), регулировка которой осуществляется в ручном режиме, просрочена проверка контрольно-измерительных приборов, неисправность запорной арматуры на нагнетании сетевого насоса, неисправность щита общекотельной автоматики, неисправность горелки котла , перегрев фронтальной стенки котла неисправность электромагнитного газового клапана котла , отсутствие системы ХВО.

Из пояснений представителя третьего лица - отдела образования администрации, полученных в ходе судебного заседания, ей известно, что в МКОУ <данные изъяты> имеются проблемы с котельной и системой отопления. В учебном 2023-2024 году в отопительный период три раза происходили поломки оборудования котельной, учебный процесс не приостанавливался, так как использовались тепловые пушки для поддержания установленного санитарно-эпидемиологическим законодательством температурного режима, но он все-равно был ниже предусмотренных нормативов. Для ремонта оборудования котельной ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключались муниципальные контракты.

На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ .01/24 ООО «СитиПроект» <адрес> разработана проектная документация на капитальный ремонт газовой котельной МКОУ <данные изъяты>, на которую ДД.ММ.ГГГГ получено положительное заключение государственной экспертизы от АГУ Ивановской области «Управление государственной экспертизы <адрес>». В соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО7 разработана проектно-сметная документация по капитальному ремонту системы отопления и оконных блоков МКОУ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ прошедшая государственную экспертизу (т. 2 л.д. 168-170).

Как установлено ч. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

С учетом работ, указанных проектно-сметной документации, ремонтные работы котельной и системы отопления относятся к капитальному ремонту. Необходимость проведения капитального ремонта котельной и системы отопления МКОУ <данные изъяты> в ходе судебного разбирательства также не оспаривалась и представителями ответчиков – администрации Южского муниципального района Ивановской области, МКОУ <данные изъяты>, представителем третьего лица – отдела образования администрации Южского муниципального района Ивановской области.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик МКОУ <данные изъяты> владея, пользуясь и распоряжаясь зданием школы на праве оперативного управления, несет обязанность по надлежащему содержанию здания и проведению капитального ремонта, а ненадлежащее исполнение им данной обязанности нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе обучающихся, пребывающих в ходе учебного процесса в здании школы, не соответствующем санитарным правилам и нормам в части температурного режима в отопительный период. Путем проведения капитального ремонта котельной и системы отопления в здании образовательной организации, права указанных лиц будут восстановлены. При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности на МКОУ <данные изъяты> выполнить проведение работ по капитальному ремонту оборудования котельной и системы отопления здания школы являются законными и подлежат удовлетворению.

Судом отмечено, что наличие заключенного муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления в образовательной организации не является фактическим и добровольным исполнением заявленных исковых требований.

В соответствие со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Прокуратурой Южского района Ивановской области предложено установить срок для исполнения решения МКОУ <данные изъяты> по выполнению проведения работ по ремонту оборудования котельной и системы отопления МКОУ <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом отмечено, что в настоящий момент в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены контракты для выполнения работ по капитальному ремонту системы отопления и оборудования котельной МКОУ <данные изъяты>, срок исполнения которых указан ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости установить срок для исполнения решения о возложения обязанности на МКОУ <данные изъяты> по выполнению проведения работ по ремонту оборудования котельной и системы отопления МКОУ <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом сроков исполнения муниципальных контрактов. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

С учетом представленных доказательств, у суда не имеется оснований для отказа в принятии заявленного представителями администрации Южского района и МКОУ <данные изъяты> признания иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196 - 199, 204 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Южского района Ивановской области удовлетворить.

Возложить на МКОУ «<данные изъяты> обязанность выполнить проведение работ по ремонту оборудования котельной и системы отопления МКОУ «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                            подпись-                                С.В. Бугаева

Решение в окончательной форме вынесено 10 сентября 2024 года.

Дело

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

город Южа Ивановской области                                                               06 сентября 2024 года

Палехский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Бугаевой С.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Южского района Ивановской области ФИО2,

представителя ответчика - администрации Южского муниципального района Ивановской области ФИО3,

представителя третьего лица – отдела образования администрации Южского муниципального района Ивановской области – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокуратуры Южского района Ивановской области к муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>» об обязании совершить определенные действия,

на основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196 - 199, 204 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Южского района Ивановской области удовлетворить.

Возложить на МКОУ «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) обязанность выполнить проведение работ по ремонту оборудования котельной и системы отопления МКОУ «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                С.В. Бугаева

2-629/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Южского района
Ответчики
МБОУ СОШ с.Холуй
Администрация Южского муниципального района
Другие
отдел образования администрации Южского муниципального района
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Бугаева Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
palehsky.iwn.sudrf.ru
06.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2024Передача материалов судье
07.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
06.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024Дело оформлено
06.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее